Звуковые карты - современный рынок

Выбрать регион доставки»
Подбор звуковой карты по параметрам

Звуковые карты - современный рынок

На заре эры персональных компьютеров возможность использования этих устройств для воспроизведения, записи и обработки звука не предусматривалась. На персоналки переносилась модель использования больших ЭВМ - обработка больших массивов статистических данных, математические вычисления и т. п. Единственным звуком, издаваемым ПК, помимо гудения и потрескивания механических деталей компонентов, являлся писк системного динамика, сигнализировавшего об ошибках при запуске системы, а также подававшего голос по командам некоторых программ. Динамик этот в околокомпьютерной литературе пафосно назывался "спикером", а в народе его справедливо прозвали "пищалкой".

Однако даже из этой пищалки разработчики первых компьютерных игрушек ухитрялись вытягивать простейшие мелодии, сопровождавшие игровое действие, которое разворачивалось на экране. Мелодии эти были простой последовательностью однотональных звуков разной высоты на одной громкости, и музыкой, разумеется, называть их можно было с огромной натяжкой.

Ситуация начала изменяться в 1986 году с выходом первого устройства для персональных компьютеров, предназначенного для вывода монофонических мелодий на подключенные к нему акустические системы или наушники. Это устройство выпускалось компанией Covox Inc. и фактически представляло собой первую внешнюю звуковую карту, основу которой составлял простейший цифроаналоговый преобразователь резистивного типа.

Так выглядели платы первых звуковых карт от Covox

Затем, в 1988-м, почти одновременно появились звуковые карты от компаний Creative и AdLib, умевшие выдавать на акустические системы стереосигнал. Еще через два года был принят стандарт мультимедийного компьютера MPC-1, согласно которому такой компьютер должен был быть укомплектован шестнадцатиразрядной звуковой картой и приводом для воспроизведения CD-ROM. С этого времени началось бурное развитие рынка звуковых карт.

Значительное количество призводителей, одновременно разрабатывавших звуковые карты, привело к тому, что появилось большое число несовместимых стандартов с использованием различных технологий обработки звука, различных прерываний и портов ввода-вывода. Разумеется, подобное разнообразие привело к тому, что производителям персональных компьютеров и программного обеспечения при разработке своих продуктов приходилось делать выбор, с какой именно звуковой картой необходимо обеспечивать полную совместимость.

Sound Blaster Pro 2.0 - лучший выбор в девяностых

Ситуация начала меняться в середине девяностых годов через несколько лет после выхода на рынок звуковой карты от Creative со звучным названием Sound Blaster Pro. В этой модели сингапурской компании удалось реализовать приемлемое звучание при относительно невысокой стоимости самого устройства. Агрессивная маркетинговая политика компании позволила в короткий срок сделать эту карту мировым стандартом, под который стали подстраиваться производители ПК, и через достаточно короткое время все выпускаемые материнские платы были совместимы со звуковыми картами от Creative.

На рубеже веков мультимедийные возможности становятся неотъемлемой частью функциональности любого современного ПК и практически все материнские платы начинают комплектоваться интегрированной звуковой картой. Немедленно появились предсказания скорой гибели рынка звуковушек, которые, к счастью, оказались слегка преждевременными.

Сейчас звуковые карты выпускаются достаточно широким кругом производителей и выбор подходящей звуковой карты для определенных целей не для всех является тривиальной задачей. Попробуем вместе разобраться в бурном море современных устройств преобразования звука из аналоговой в цифровую форму и обратно. Начнем с классификации.

 

Классификация звуковых карт

По способу исполнения все звуковые карты можно разделить на три класса:

  • интегрированные - звуковые карты, встраиваемые в материнские платы;
  • внутренние - выполненные в виде плат расширения PCI или PCIe;
  • внешние - отдельные устройства, подключаемые к персональному компьютеру через порт USB.

 

Интегрированная звуковая карта присутствует сейчас в любой материнской плате, что позволяет немедленно после сборки использовать мультимедийные функции компьютера без дополнительных затрат. К сожалению, качество звука от подобного встроенного устройства оставляет желать лучшего, хотя и значительно улучшилось за последние годы. Причина банально проста - никакие фильтры не способны полностью погасить все наводки на выходные аналоговые цепи от высокочастотных элементов материнской платы.

Чип интегрированной звуковой карты на материнской плате

Вторым существенным недостатком интегрированных звуковых карт является отсутствие отдельного процессора для обработки звука. Фактически встроенные в материнки устройства представляют собой простейшие аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, недорогой операционный усилитель и контроллер обмена данными с южным мостом. Все функции обработки звука реализованы на программном уровне и отнимают часть ресурсов у центрального процессора, что может привести к появлению артефактов или к отставанию звука от картинки в ресурсоемких играх.

Этого недостатка лишены внутренние звуковые карты. Любая из них имеет собственный процессор для обработки аудиопотока и, как правило, обладает достаточно широкой функциональностью или же "заточена" под определенную задачу. Даже совсем недорогие варианты способны полностью разгрузить центральный процессор и обеспечить при этом синхронизацию аудиопотоков с точностью до 2 мс.

Экранирующие кожухи нередко становятся интересным дизайнерским элементом

Справедливости ради отметим, что для мультимедийных приложений подобная производительность не требуется. При просмотре видео или в играх незаметно даже отставание звука в 30-40 мс. Минимизировать временные задержки необходимо тем, кто занимается обработкой звука - многоканальной записью и микшированием.

Те, кто хотя бы изредка выполняет запись звука с микрофона, предъявляют также довольно высокие требования к качеству микрофонного усилителя и отношению сигнал/шум на аналоговом входе. В дешевых внутренних звуковых картах входным цепям нередко уделяют мало внимания, отдавая предпочтение обеспечению более-менее качественного исходящего сигнала. Поэтому для этой категории пользователей нередко выбор подходящего варианта из недорогих устройств может занять немалое время.

Лет десять назад внутренние звуковые карты были не меньше интегрированных подвержены воздействию высокочастотных наводок от массы устройств, размещенных на материнской плате и внутри системного блока. Однако в последние годы даже недорогие звуковые карты оснащаются хорошими фильтрами и стабилизаторами по питанию и входящим сигналам, а аналоговые цепи полностью экранируются. Благодаря этому значительно улучшены характеристики выходного сигнала по отношению сигнал/шум.

Тем не менее лучшим вариантом для создания высококачественной домашней мультимедийной системы на основе персонального компьютера, а также для профессиональной и качественной любительской обработки звука являются внешние звуковые устройства. В подавляющем большинстве случаев они подключаются к ПК через USB-интерфейс, хотя до сих пор встречаются профессиональные модели с подключением через FireWire (IEEE 1394).

Внешние звуковые карты могут быть маленькими и элегантными...

Во внешних звуковых картах и цифроаналоговых преобразователях (ЦАП), особенно если в них предусмотрено отдельное питание, наилучшим образом решается проблема исключения внешних наводок на аналоговые тракты, благодаря чему с их помощью можно строить серьезные Hi-Fi-системы.

...или большими и многофункциональными

Разнообразие моделей внешних звуковых устройств очень велико. Вообще, в последние годы у разных производителей наблюдается тенденция разработки и выпуска все более специализированных звуковых карт. Существуют специализированные аудиоинтерфейсы для микширования вокала и гитарного звука, ЦАП для выдачи высококачественного звука на внешний усилитель, многоканальные профессиональные микшерские пульты и тому подобное. Заметим, что подобная узкая специализация, хоть и в меньшей степени, коснулась и линейки внутренних звуковых карт.

Поэтому при выборе конкретного устройства первое, что необходимо определить, - весь спектр функций, которые понадобятся в процессе ее эксплуатации. Исходя из требуемой функциональности, следует уже подбирать звуковую карту или ЦАП, ориентируясь в дальнейшем выборе на качество аналогового тракта, стоимость и другие характеристики.

 

Небольшое терминологическое отступление

В ходе обсуждения достоинств и недостатков различных звуковых карт и цифроаналоговых преобразователей часто всплывает вопрос: а чем они отличаются друг от друга?

Ответ достаточно прост - ЦАП, как это видно из названия устройства, способен выполнять преобразование цифрового сигнала в аналоговый, но не наоборот. Соответственно, его основным предназначением является вывод высококачественного аудиосигнала на внешние воспроизводящие устройства (акустические системы, усилители и пр.).

В то же время типичная звуковая карта имеет в своей схеме и ЦАП, и АЦП (аналогоцифровой преобразователь) и, следовательно, может использоваться для записи, оцифровки и обработки аналогового звукового сигнала.

Обратите внимание - в последнее время профессиональные звуковые карты, предназначенные в большей степени для качественного захвата многоканального аудиосигнала, но имеющие и неплохие выходные тракты, часто называются аудиоинтерфейсами.

 

Современный рынок звуковых карт

Число производителей, выпускающих сегодня внутренние и внешние звуковые карты, достаточно велико. Тем не менее на отечественном рынке представлен примерно десяток популярных брендов. О некоторых из них скажем несколько слов.

Традиции, основа которым была заложена пару десятков лет назад, бережно сохраняет сингапурская компания Creative. Широкий ряд моделей внутренних и внешних устройств разного класса отличает отличное качество звука, продуманное и чрезвычайно удобное программное обеспечение. Справедливости ради отметим, что стоимость продвинутых звуковых карт от Creative демократичной назвать сложно.

Топ-модель от Creative. Недешевое удовольствие для профессионалов

Широкая линейка звуковых карт присутствует в ассортименте тайваньской ASUS. От простейшей (но при этом вполне неплохой по качеству звука) Xonar U3 до высококлассного ЦАП Xonar Essence One Muses Edition, способного раскрыть возможности домашних акустических систем и наушников Hi-End-класса.

Тем, кому необходимо превратить свой ПК в домашнюю студию звукозаписи, можно порекомендовать обратить свое внимание на продукцию M-Audio. При сравнительно невысокой стоимости ее аудиоинтерфейсы предоставляют отличную функциональность и хорошее качество аналоговых трактов.

Отличное звучание, способное удовлетворить заядлых аудиофилов, обеспечивают ЦАП Cambridge и Korg. Профессиональные аудиоинтерфейсы выпускают музыкальные гранды Yamaha, Roland, Korg, Steinberg.

В целом можно отметить, что огромное количество низкокачественной продукции, выходившее всего десяток-полтора лет назад из китайских мастерских, с прилавков магазинов и интернет-витрин уже исчезло. Оставшиеся на сегодня производители предлагают достаточно качественные устройства, как правило, полностью соответствующие заявленным характеристикам.

Но в любом случае идеальным вариантом выбора звуковой карты (как и любых других устройств, связанных со звуком) является ее тестирование. Восприятие звука является очень субъективным процессом, и устройство, идеально устраивающее одного пользователя, может не подойти для большого числа других. Если есть возможность, перепробуйте несколько вариантов, пока не остановитесь на оптимальном для вашей конфигурации домашней акустики.

 

Хороший звук - это не только звуковая карта

Приобретение высококлассной звуковой карты или ЦАП далеко не всегда гарантирует существенное улучшение звучания ваших акустических систем и наушников. Не стоит забывать, что конечный результат зависит от всех компонентов, участвующих в донесении звука от его цифровой копии до ушей слушателя.

Немаловажным является качество исходной записи - не надейтесь получить удовольствие от прослушивания файла MP3 с битрейтом 128 Кбит/с даже при соответствии всех аппаратных компонентов требованиям сегмента Hi-End. Точно так же нет смысла приобретать приличную звуковую карту и подключать к ней дешевые низкоомные наушники или пластмассовую настольную акустику.

Важной при создании на основе персонального компьютера звукозаписывающих центров или качественных воспроизводящих систем может оказаться и акустическая подготовка помещения, которой нередко не уделяется должное внимание.

Все это следует учитывать при выборе конкретного устройства, которое в итоге даст максимальный эффект при наименьших финансовых вложениях. Только комплексный подход к решению проблемы качественного звучания гарантирует максимальное удовольствие при прослушивании музыки или работе со звуком.

20.08.2014 Худяков Юрий

Все статьи


Подбор звуковой карты по параметрам
Обсуждение:
12.12.2017
Здарова)))
Оставить комментарий
Подберите звуковую карту из 0 предложений
Торговая марка / бренд звуковой карты


Обзоры и тесты

Звуковая карта Asus Xonar U3

В последнее время все большую популярность набирают компактные звуковые карты, которые очень удобно использовать с несколькими компьютерами и ноутбуками дома, на работе или в гостях. При скромных размерах такие устройства нередко обеспечивают вполне приличное качество звучания. В данной статье подробно рассмотрим одну из компактных звуковых карт производства Asus.
  • Голосование: +15

Обзор звуковой карты M-Audio Audiophile 192

Многие владельцы Hi-Fi-стереосистем используют в качестве источника персональный компьютер, но встроенные в материнские платы звуковые карты (как и большинство «игровых») не способны раскрыть их потенциал в полной мере. Профессиональная, но относительно недорогая карта M-Audio Audiophile 192 ощутимо повысит качество звука такой системы и даже позволит создать небольшую домашнюю студию.
  • Комментариев: 19
  • Голосование: +68

Все статьи в рубрике «Звуковые карты»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58