Выбор современного винилового проигрывателя

Выбрать регион доставки»
Подбор Винилового проигрывателя по параметрам
от 36 000 руб.
фото
Vertigo DJ-4600
от 1 056 303 руб.
фото
Acoustic Signature Thunder
от 748 000 руб.
фото
Amazon Referenz
от 1 845 000 руб.
видео
фото
Avid Acutus Reference SP
от 218 200 руб.
видео
фото
Avid Diva II
от 344 000 руб.
видео
фото
Avid Diva II SP
от 1 230 000 руб.
фото
Avid HiFi Acutus SP
от 512 903 руб.
фото
Avid Volvere Sequel SP
от 15 270 руб.
видео
фото
Clearaudio Concept
от 232 900 руб.
фото
Clearaudio Concept Active MM
от 197 700 руб.
фото
Clearaudio Concept MM
от 26 720 руб.
видео
фото
Clearaudio Emotion SE
от 95 400 руб.
видео
фото
Clearaudio Innovation
от 922 100 руб.
видео
фото
Clearaudio Innovation Compact
от 760 000 руб.
видео
фото
Clearaudio Innovation Compact Wood
от 3 047 000 руб.
фото
Clearaudio Master Innovation
от 57 260 руб.
видео
фото
Clearaudio Ovation
от 34 360 руб.
видео
фото
Clearaudio Performance DC
от 487 700 руб.
видео
фото
Clearaudio Performance DC Package
от 4 709 800 руб.
видео
фото
Clearaudio Statement

Выбор современного винилового проигрывателя

В последние годы в музыкальном бизнесе наблюдается интересная тенденция. Большая часть новых выпускаемых альбомов проходит три стадии распространения. На первой стадии выпускается относительно небольшой тираж грампластинок, которые отличаются высокой стоимостью и расходятся в среде аудиофилов среднего и высокого достатка. И лишь затем происходит массовая продажа альбома на CD-носителях, а завершается коммерческий цикл реализацией музыки через всевозможные онлайн-сервисы.

Разумеется, подобная схема не является догмой, и любой музыкальный лейбл применяет при продвижении разных групп различные схемы. Но примечательным является тот факт, что большинство серьезных студий вновь обратило свое внимание на такие подзабытые десяток-полтора лет назад носители, как виниловые грампластинки.

Возрождение индустрии винила не могло не вызвать возрождение интереса и к устройствам, на которых эти пластинки воспроизводятся (хотя, когда мы говорим о виниловых дисках, больше подходит термин «проигрываются»). Эти устройства называют по-разному: виниловые проигрыватели, проигрыватели грампластинок, вертушки, столы и другие сленговые наименования. Но, как бы их ни называли, суть от этого не меняется и общая конструктивная схема любого винилового проигрывателя остается одной и той же.

Прежде чем мы начнем говорить о выборе винилового проигрывателя (тем, кто снова скажет, что эти проигрыватели не делают из винила и т. п., отвечу: это достаточно широко распространенный термин и он будет использоваться в статье и далее наравне с другими), разберем его устройство и основную терминологию, связанную с технологией воспроизведения грампластинок.

  1. Высокоточный электродвигатель.
  2. Система привода диска (в данном случае ременная).
  3. Противовес.
  4. Антискейт.
  5. Тонарм.
  6. Картридж со звукоснимающей иглой.
  7. Плинт, он же стол (в отечественной аудиофильной среде понятие «стол» чаще применяют к плинту вместе с диском и двигателем).
  8. Диск.
  9. Ножки.

Теперь коротко о каждом из компонентов.

Электродвигатель в проигрывателях должен быть не мощным и не скоростным, а именно высокоточным, то есть обеспечивать вращение с постоянной и точной скоростью, при которой диск будет делать 33 1/3 оборота в минуту. Допустимое отклонение скорости вращения - не более 1%.

Естественно, скорость вращения можно регулировать с помощью простого датчика и электронной схемы управления, однако современные проигрыватели оснащаются подобной схемой крайне редко. Причина в том, что любая лишняя электроника (даже слаботочная) поблизости от картриджа со звукоснимающей иглой может стать причиной возникновения искажений звука. Подробнее об этом будет рассказано чуть ниже.

Стробоскоп и метки на ободе диска

По этой причине многие проигрыватели оснащаются ручной регулировкой скорости диска. Используется при этом эффект стробоскопа. На обод диска наносятся контрастные точки с необходимой периодичностью, и рядом с ними устанавливается простейший стробоскоп с частотой мерцания кратной 33 1/3 (45 или 78 для старых грампластинок) раз в минуту. Если частота вращения диска точно соответствует требуемой, то напротив стробоскопа будет видна неподвижная подсвеченная точка. Если есть отклонение, то ручным реостатом плавно изменяется напряжение, подаваемое на двигатель, до тех пор пока скорость не выравняется.

 

Система привода в виниловых проигрывателях бывает трех видов - ременная (см. схему выше), роликовая и прямая. Аудиофилы предпочитают ременную передачу (в качестве ремня выступает прочный резиновый пассик), так как через ремень не передаются вибрации двигателя на диск, грампластинку и в конечном итоге на иглу звукоснимателя. Кроме того, длинный ремень позволяет установить электромотор достаточно далеко от диска, что также снижает уровень передающейся вибрации. Однако у ременного привода есть и серьезный недостаток, из-за которого он редко применяется в вертушках, предназначенных для диджейских пультов. Этим недостатком является инерционность системы. Эластичный ремень не способен мгновенно раскрутить тяжелый диск, что достаточно критично в работе диджеев.

Поэтому диджейские проигрыватели чаще всего работают с прямым приводом - ось вращения двигателя является одновременно осью диска. Существуют и Hi-Fi-вертушки с прямым приводом, однако они достаточно дороги из-за необходимости осуществления специальных мер по гашению вибраций двигателя.

И наименее распространенными являются проигрыватели с роликовым приводом. В этом случае передача вращательного усилия от двигателя к диску выполняется специальным роликом. При изготовлении подобных систем требуется очень высокая механическая точность, что неоправданно повышает конечную стоимость вертушек, поэтому роликовый привод применяется очень редко.

Помимо перечисленных существуют и смешанные системы привода диска, например ремень и ролик, в которых разработчики пытаются суммировать их достоинства и компенсировать недостатки.

Система привода вкупе с качеством электродвигателя оказывает самое существенное влияние на возникновение детонаций - кратковременных неравномерностей вращения диска (толчков и рывков). Этот параметр необходимо обязательно учитывать при выборе проигрывателя. Допустимым значением является 0,25%, а в качественных вертушках его значение лежит в диапазоне 0,0015-0,05%.

 

Тонарм - один из важнейших узлов проигрывателя. Это поворотный рычаг, одним концом шарнирно прикрепленный к плинту, а на втором несущий картридж с иглой. По поводу тонармов идут давние и неумолкающие споры среди любителей качественной музыки. Это неудивительно, так как тонарм должен одновременно удовлетворять взаимоисключающим требованиям. Он должен быть достаточно легким, чтобы не оказывать влияние на движение картриджа над грампластинкой. И в то же время он должен быть достаточно тяжелым, чтобы удерживать картридж с колеблющейся иглой строго в определенном положении над всеми неровностями пластинки. Кроме того, тонарм должен быть достаточно длинным, чтобы траектория передвижения картриджа по пластинке была близка к тангенциальной. С другой же стороны, тонарм также должен быть достаточно коротким, так как с ростом его длины растет число резонансных частот трубки тонарма, что отрицательно сказывается на качестве звука.

Сверху вниз: S-образный, изогнутый и прямой тонармы

Также давние споры идут по поводу формы тонарма. Прямой, изогнутый и S-образный имеют свои преимущества и недостатки, исследованию которых посвящены серьезные научные труды. Чем больше у тонарма изгибов, тем меньше у трубки резонансных частот. Но при этом появляется необходимость реализации сложной системы горизонтального балансирования картриджа.

Проигрыватель с тангенциальным тонармом

Помимо поворотных тонармов существует еще один тип - тангенциальные тонармы. Они являются достаточно сложными электромеханическими устройствами, обеспечивающими движение картриджа с иглой строго перпендикулярно касательной к звуковым дорожкам. Позиционирование картриджа в них практически идеально - продольная ось всегда совпадает с направлением движения участка пластинки, которого касается игла. Однако разработчикам тангенциальных тонармов приходится решать большой круг задач, связанных с позиционированием и балансировкой картриджа, а также с предотвращением электромагнитных наводок на картридж со стороны электронной схемы привода тонарма. Это ведет к существенному увеличению стоимости, так что широкого распространения тангенциальный тонарм не получил.

 

Антискейт - механизм компенсации скейтинга. Скейтингом называется комплекс явлений, которые появляются из-за того, что на иглу звукоснимателя при движении ее по дорожке пластинки действует сила, смещающая иглу, картридж и тонарм к центру пластинки. В результате воздействия этой силы происходят повышенный износ левой стороны иглы и левой стороны звуковой бороздки и перекос баланса звука при воспроизведении.

Грузик на леске и рычажок с насечками - простейший антискейтинг

Для компенсации этой силы используется механизм антискейтинга, который может представлять собой небольшой балансировочный груз на тонкой нити, пружинную или магнитную систему.

 

Противовес - простейший балансировочный механизм, с помощью которого регулируется сила прижима картриджа с иглой к поверхности грампластинки. Как правило, сила прижима находится в диапазоне 10-20 мН (1-2 грамма), максимум - 70 мН. Значение ее указывается производителем картриджа.

 

Картридж - модуль, в котором находится звукоснимающая игла, система подвеса иглы и механизм преобразования механических колебаний иглы в электрические колебания, передаваемые на фонокорректор, где они усиливаются до величин, которые уже воспринимаются усилителями.

Всего существует два типа картриджей - MC и MM. В картриджах MC (Moving Coil) закрепленные на иглодержателе электрические катушки колеблются около неподвижных магнитов. В картриджах MM (Moving Magnet) на иглодержателе закреплены магниты, а катушки неподвижны. Очевидных преимуществ нет ни у того, ни у другого типа, а качество звучания зависит от электрической совместимости комплекса картриджа, проводов и фонокорректора и качества каждого из этих элементов в отдельности.

Следует отметить, что колебания иглы имеют микроскопическую амплитуду, поэтому катушки, улавливающие их колебания, чрезвычайно чувствительны. Помимо механических колебаний иглы они чутко реагируют и на электромагнитные наводки, поэтому активная электрическая часть проигрывателя, как правило, расположена в максимальном отдалении от картриджа, а принципиальная электрическая схема вертушки делается максимально простой.

Выбрать картридж не проблема даже при ограниченном бюджете

Вполне очевидно, что от качества картриджа в значительной степени зависит и качество воспроизведения. На чистоту звучания оказывает влияние большое число параметров - форма и материал иглы, материал ее подвеса, материал и структура проводников. В разработку этих компактных устройств производители вкладывают значительные усилия и средства, так что стоимость картриджей может доходить до сотен и тысяч долларов.

 

Плинт (от английского plinth - постамент) - корпус, на котором крепится всё оборудование проигрывателя. Ввиду того что звукоснимающая игла весьма чувствительна к малейшим вибрациям, плинт должен быть достаточно тяжелым. Материал, из которого изготавливают плинты, может быть различным - пластмасса, дерево, камень, стекло, металл. Хорошим вариантом является и МДФ. При относительно невысокой стоимости этот материал имеет необходимую плотность и с акустической точки зрения полностью инертен.

 

Диск - опорный диск, на который укладывается грампластинка. Как правило, диск сверху накрывают мягким матом из резины, силикона или сукна, защищающим пластинки от механического воздействия твердого диска. Диск изготавливается из различных материалов. Популярны металл, МДФ, пластик, акрил (на акриловые диски мат не укладывается) и другие материалы. Диск должен быть достаточно массивным, чтобы своей инерцией сглаживать детонацию, вызванную неравномерностями вращения двигателя. В то же время излишняя масса приводит к быстрому выходу из строя несущего подшипника и повышенной нагрузке на электродвигатель.

Современные диски имеют массу от 0,5 до 20 кг и более. Диск качественного проигрывателя не должен быть легче двух килограмм.

 

Ножки - на первый взгляд совершенно малозначащая деталь. Однако именно ножки изолируют весь проигрыватель от вибраций поверхности, на которой тот стоит. Поэтому их качеству необходимо уделить достаточное внимание. Лучше всего ножки конусообразной формы из плотной резины с регулировкой высоты для выравнивания горизонта плинта.

 

Несколько советов по эксплуатации

На самом деле нюансов в прослушивании музыки с помощью проигрывателей виниловых дисков огромное количество, но есть ряд общих ошибок, которые совершают начинающие аудиофилы. Поэтому позволю себе дать несколько простых советов:

  • храните грампластинки в вертикальном положении в раздельных отсеках, рассчитанных на 10-12 дисков. Небольшой размер отсеков не позволит пластинкам принять слишком наклонное положение и предотвратит их деформацию;
  • перед проигрыванием всегда протирайте грампластинку, даже если визуально вы не видите на ней пыли - ее микрочастицы всегда есть в дорожках. Правила ухода за пластинками легко можно найти в Сети;
  • располагайте проигрыватель на удалении от акустических систем, так как звуковые волны от них непременно будут давать наводки на тонарм, плинт и диск, что приведет к искажению звука;
  • не ставьте проигрыватель в углу комнат на биссектрисе угла, так как в углах идет сложение звуковых волн даже от удаленных колонок и также возможны паразитные наводки;
  • если комната пыльная, то при проигрывании закрывайте крышку вертушки (при ее наличии в конструкции), если же содержание пыли в комнате невелико, то лучше оставить крышку открытой или вообще снять ее;
  • устанавливая проигрыватель на «родное» место, обязательно выставьте его строго горизонтально с помощью строительного уровня - только тогда гарантированы равномерное вращение диска и правильная работа тонарма;
  • избегайте установки проигрывателя поблизости от источников сильных электромагнитных волн (например, рядом с Wi-Fi-роутерами) и не кладите рядом с ним мобильные телефоны при прослушивании музыки.

 

 

Резюме

Как видно из написанного выше, выбор современного проигрывателя виниловых грампластинок является не такой тривиальной задачей, как это кажется на первый взгляд. Надеюсь, данная статья поможет начинающему меломану избежать при приобретении своей первой вертушки тех ошибок, которые способны испортить впечатление от прослушивания своих любимых записей с поверхности виниловых дисков.

А выбрать неплохой проигрыватель на возрождающемся сейчас рынке можно, даже располагая совсем небольшой суммой. Цены на модели начального уровня начинаются примерно с трех сотен долларов. Верхняя же граница стоимости Hi-End-устройств уходит далеко за десять тысяч в той же валюте.

29.04.2014 Худяков Юрий

Все статьи


Подбор Винилового проигрывателя по параметрам
от 36 000 руб.
фото
Vertigo DJ-4600
от 1 056 303 руб.
фото
Acoustic Signature Thunder
от 748 000 руб.
фото
Amazon Referenz
от 1 845 000 руб.
видео
фото
Avid Acutus Reference SP
от 218 200 руб.
видео
фото
Avid Diva II
от 344 000 руб.
видео
фото
Avid Diva II SP
от 1 230 000 руб.
фото
Avid HiFi Acutus SP
от 512 903 руб.
фото
Avid Volvere Sequel SP
от 15 270 руб.
видео
фото
Clearaudio Concept
от 232 900 руб.
фото
Clearaudio Concept Active MM
от 197 700 руб.
фото
Clearaudio Concept MM
от 26 720 руб.
видео
фото
Clearaudio Emotion SE
от 95 400 руб.
видео
фото
Clearaudio Innovation
от 922 100 руб.
видео
фото
Clearaudio Innovation Compact
от 760 000 руб.
видео
фото
Clearaudio Innovation Compact Wood
от 3 047 000 руб.
фото
Clearaudio Master Innovation
от 57 260 руб.
видео
фото
Clearaudio Ovation
от 34 360 руб.
видео
фото
Clearaudio Performance DC
от 487 700 руб.
видео
фото
Clearaudio Performance DC Package
от 4 709 800 руб.
видео
фото
Clearaudio Statement
Оставить комментарий
Подберите Виниловый проигрыватель из 537 предложений
Переключение скоростей:
Минимальная воспроизводимая частота (Гц):
Максимальная воспроизводимая частота (Гц):
Торговая марка / бренд Винилового проигрывателя
Все торговые марки
Тонарм
Форма тонарма:
Материал тонарма:
Длина тонарма (мм):
Навес (высота тонарма) (мм):
Масса тонарма (г):
Диск
Масса опорного диска (кг):
Диаметр опорного диска (мм):
Дополнителные возможности
Комплектация
Свойства и размеры
Высота с открытой крышкой (мм):
Глубина с открытой крышкой (мм):
Ширина (мм):
Высота (мм):
Глубина (мм):
Вес (кг):


Обзоры и тесты

Виниловый звук – от граммофона до наших дней

Как от древних механических звуковоспроизводящих устройств человечество прошло путь до дня, когда у каждого в кармане есть свой собственный диктофон? Кто изобрел первые звукозаписывающие устройства? Какими были первые грампластинки? Почему, несмотря на широкое развитие цифровых технологий, тиражи виниловых пластинок вновь растут? Попробуем получить ответ на эти вопросы в данной статье.
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +45

Все статьи в рубрике «Виниловые проигрыватели»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58