Слово о синтезаторах: разбор по видам Прояснив некоторым образом, что представляет собой синтезатор, каковы его составляющие и с какими типами синтеза звука мы можем встретиться в различных моделях, обратимся теперь к задаче «превращения хаоса в космос»: попробуем привести неупорядоченное многообразие разновидностей синтезаторов в стройную систему.
Классификация Можно выделить несколько характерных признаков, которые полагаются в основание классификации синтезаторов:
По типу генерации По данному признаку инструменты принято разделять на:
Первые синтезируют звук самостоятельно, вторые воспроизводят данные из памяти (ROM Player) либо же с внешних носителей. В строгом значении термина семплерами называют инструменты, способные записывать сигнал внутрь себя (и в этом же строгом смысле семплеры вообще не являются синтезаторами), в нестрогом так именуются любые инструменты, имеющие возможность воспроизводить звуки со сменного носителя (CD, DVD, жесткий диск и пр.). Семплер Roland MC-909 Имеются также некие промежуточные варианты между синтезирующими и семплирующими инструментами. Их действие основано на сочетании, с одной стороны, воспроизведения волновых форм («кусочков» волны, хранящихся в памяти устройства) для атаки звука, с другой - синтезирования остальных составляющих сигнала (охарактеризованный нами в предыдущей статье линейно-арифметический тип синтеза). Однако по традиции подобные инструменты относят все же к синтезирующим.
По среде генерации Среда генерации сигнала в качестве классификационного признака приводит к следующему делению инструментов:
Аналоговые синтезаторы генерируют и обрабатывают звук (на основании аддитивного и субтрактивного типов синтеза) без использования цифровых технологий, с помощью реальных электрических цепей. Плюсы этих моделей заключаются в плавности и непрерывности изменений характера звучания во времени. Минусы - в высоком уровне шума и нестабильности настройки. Сейчас аналоговые приборы в чистом виде - редкость: обычно их с успехом заменяют аналогово-цифровые гибриды или собственно цифровые инструменты, электронными средствами воссоздающие поведение аналоговых приборов. В наследство от аналоговых синтезаторов осталось разве что словечко «патч» (или «петч»), используемое зачастую в среде музыкантов для обозначения синтезаторного тембра (с помощью patch-проводов, то есть специальных кабелей, в аналоговых моделях соединялись различные модули синтеза). Советский аналоговый синтезатор «Поливокс-2» Гибридные синтезаторы сочетают в себе особенности аналоговых и цифровых. В большинстве случаев генерация сигнала здесь осуществляется цифровым способом, тогда как субтрактивная часть является аналоговой. Avatar ST VST Synth - гибридный синтезатор от HG Fortune Цифровые синтезаторы с аналоговым синтезом осуществляют звукопорождение путем варьирования параметров реального электрического сигнала, а вот управление этими процессами имеет в основе цифровые технологии (то есть, скажем, генератор базовых колебаний управляется дискретными значениями, а не регулированием напряжения). Этими особенностями управления обусловлены отличия в звучании данных моделей от аутентичных аналоговых синтезаторов. Цифровые синтезаторы с виртуально-аналоговым синтезом используют процессор обработки цифровых сигналов и программное обеспечение уже на стадии моделирования аналогового звучания. Цифровые синтезаторы в собственном смысле слова могут осуществлять разнообразнейшие типы синтеза, отдельные из которых на нецифровых устройствах использованы быть в принципе не могут. Основным компонентом цифровых инструментов является центральный процессор и ряд сопроцессоров - система, в некоторых случаях представляющая собой специализированный компьютер. На этот «остов» нанизываются разнокалиберные цифровые устройства, «парафия» которых - создание и воспроизведение исходных волновых форм, модификация звучания посредством фильтров и огибающих и т. д. Имеются также виртуальные синтезаторы: с одной стороны, подвид цифровых, с другой - разновидность программного обеспечения. Если обычный цифровой синтезатор - «сам себе компьютер», оснащенный собственным процессором, то виртуальный - это своего рода «паразит», живущий за счет центрального процессора, оперативной памяти и звуковой карты обычного персонального компьютера. Виртуальные синтезаторы имеют два модуса существования: либо в виде самостоятельных программных продуктов, либо в виде плагинов определенного формата, предназначение которых - запуск внутри программы-хоста (как правило, это многоканальный рекодер: Cubase VST, Cakewalk Sonar, Logic Pro и т. п.). Rob Papen LinPlug Albino - эмулятор аналогового синтезатора В последнее время виртуальные синтезаторы составляют довольно серьезную конкуренцию своим «непосредственно ощутимым» прототипам в силу более высокой доступности и способности воссоздавать акустические характеристики некоторых реально существующих моделей (так называемые эмуляторы).
По критерию полифонии В зависимости от количества голосов синтезаторы классифицируют на:
(Напомним, что под моно- и полифонией в данном случае понимается не тип фактурной организации музыкального произведения, а способность инструмента воспроизводить одновременно одну или более нот.) Наиболее ранние модели аналоговых синтезаторов, в силу ограниченных возможностей аналоговой среды, были монофоническими. Монофонический синтезатор Moog Source & PPG Wave 2.0 Связующим звеном между одно- и многоголосными инструментами стали так называемые дуофоники - инструменты, способные воспроизводить два голоса одновременно: они оставались аналоговыми и принцип их действия немногим отличался от монофоников. Первый дуофонический синтезатор - ARP Odyssey Первые полифонические, многоголосные, инструменты (от 4 до 8 голосов) смогли появиться лишь на базе микропроцессоров, предоставивших возможность контролировать несколько генераторов внутри одного инструмента и синхронно менять их тембры (цифровым, правда, здесь был только контроль, а звуковой материал оставался аналоговым). И лишь с появлением цифровых технологий в области синтезаторостроения полифоничность инструментов стала возрастать с огромной скоростью, приведя к появлению 32-, 64- и даже 128-голосных моделей. И хотя монофонические синтезаторы производятся и по сей день, предназначены они для чрезвычайно специальных целей и являются, скорее, раритетом. Расширенные возможности в области полифонии очень важны при работе с многотрековым секвенсором, когда для создания сложных композиций есть необходимость свести воедино несколько частей музыкального произведения в их одновременном воспроизведении.
По признаку наличия клавиатуры В данном случае деление осуществляется следующим образом:
Клавишные инструменты оснащены клавиатурой (собственно, именно их мы обычно именуем синтезаторами) с различным количеством клавиш: 49, 61, 76, 88. Иногда встречается и меньшее количество - 37 или даже 25: обычно это клавиатуры для контроллеров, целью использования которых является не исполнительская практика, а MIDI-управление подчиненными устройствами или записывание в секвенсор простейших партий. Чуть больше - 37 клавиш - бывает у инструментов, ориентированных на сольные партии и спецэффекты. А концертные синтезаторы и цифровые пианино имеют, как правило, 88-клавишную рояльную клавиатуру (динамизированную, взвешенную, с эффектом молоточковой механики). Помимо клавишной встречаются также кнопочная и пленочная клавиатуры: первая, скажем, в электробаяне, вторая - в игрушечных гибких синтезаторах. Рековые инструменты (или, как их еще называют, звуковые модули) клавиатуры лишены. Как правило, используются они для студийных целей, но могут быть применены и в целях концертного исполнения. Десктопные (настольные) синтезаторы - это разновидность рековых. Однако если последние закрепляются в специальных рековых стойках (называемых иногда просто реками), то первые оснащены большим количеством органов управления, вследствие чего ими предпочитают пользоваться именно настольно (что, в общем-то, не исключает возможности поместить их в рек). Рековый синтезатор - Clavia Nord Rack 2x
По целевому назначению В соответствии с целями использования и ориентацией на определенную аудиторию синтезаторы бывают:
Поскольку в каждом вышеуказанном сегменте имеются свои лидеры производства, стоит сказать о них при характеристике видов синтезаторов с разной профессиональной направленностью. Итак, выпуск обучающих синтезаторов - прерогатива преимущественно японской компании Casio. Как правило, хоть сколько-нибудь профессиональная работа со звуком здесь невозможна. Главной задачей при создании таких моделей видится превращение процесса музыкального обучения в интересную и увлекательную игру: разнообразие тембров, автоаккомпанемент, караоке, сборники заложенных в память музыкальных пьес для прослушивания и последующего разучивания, подсветка клавиш, «подсказывающих», что именно следует нажать в данный момент (при проигрывании одной из запрограммированных пьес), ряд встроенных обучающих «игрушек» («угадай ноту», «угадай аккорд») - все это способствует привлечению интереса к занятиям и совмещению обучения с игрой. Учебный синтезатор Casio CKT-810 Диапазон клавиатуры учебных синтезаторов, как правило, составляет 5 октав: для профессиональной пианистической деятельности недостаточно, но для домашнего музицирования - вполне. Некоторые учебные модели совместимы также с компьютером, что существенно расширяет их возможности. Таким образом, можно сказать, что если в целях обучения подобные модели приобретаются в основном для детей, то развлекательные их функции придутся по душе всем членам семьи независимо от возраста. Стоимость таких инструментов редко превышает порог в 350 долларов. Синтезаторы, оснащенные автоаккомпанементом («самоиграйки»), занимают нишу между музыкальными «игрушками» - учебными синтезаторами и профессиональными рабочими станциями, поэтому их принято именовать полупрофессиональными. От учебных синтезаторов их отличают более высокий уровень функциональной оснащенности и более широкие возможности, а от профессиональных инструментов - характерный «пластмассовый» звук и в большинстве случаев клавиатура, нечувствительная к касанию, что весьма и весьма существенно ограничивает сферу их применения. Полупрофессиональный синтезатор Yamaha PSR-S 700 Зачастую их приобретают для организации своего музыкального досуга люди с начальным музыкальным образованием (ДМШ), для обучения - сами детские музыкальные школы, а для профессиональной деятельности - музыканты, работающие в кафе и ресторанах (автоаккомпанемент позволяет одному исполнителю заменить целую музыкальную группу). В сфере производства подобных инструментов почти безраздельно царит Yamaha (хотя в этом направлении работают и все та же Casio, и Roland, и другие производители). Различные модели специфицируются в основном за счет ориентации на разные музыкальные стили. Что же касается цены, то она в среднем колеблется от 200 до 600-700 долларов (это уже модели, почти «доросшие» до примитивных рабочих станций). Профессиональные рабочие станции обладают наивысшим качеством звучания, имеют множество встроенных пресетов (предварительных настроек звучания инструмента), могут быть обновлены при помощи компьютера или карт памяти, а также оснащены встроенным секвенсором, семплером и процессором эффектов. Инструменты данной группы приспособлены для взаимодействия как с компьютером, так и с иным оборудованием, а также с другими музыкальными инструментами, что делает их достаточной базой для создания домашней музыкальной студии. Однако концертного использования они также не исключают, и подтверждение тому - наличие рояльной клавиатуры у подавляющего большинства моделей. Профессиональная рабочая станция Kurzweil K-2661 С помощью такого синтезатора можно создавать и записывать музыкальные композиции очень высокого уровня сложности: встроенный семплер позволяет загружать огромные библиотеки звуков и расширять тембровую палитру почти неограниченно, а встроенный секвенсор дает возможность записи всех необходимых инструментальных партий без использования какого-либо дополнительного оборудования. Таким образом, рабочая станция - это самодостаточная звукозаписывающая студия, в принципе обладающая возможностями дальнейшего расширения и усовершенствования, но могущая обойтись и без оных. На производстве подобных моделей специализируются преимущественно Korg и Roland. Стоимость их, в зависимости от уровня инструмента, колеблется от 3 до 6 тысяч долларов и выше. Концертные синтезаторы и нередко относимые к этой же группе цифровые пианино в ряду электронных клавишных стоят особняком. Если большинство синтезаторов направлено на достижение целей, недоступных акустическим инструментам, то данная группа является в первую очередь качественной имитацией именно своих акустических прототипов. По шкале «синтезаторы - семплеры» они стремятся скорее к семплерам, поскольку ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) таких инструментов оснащено «прошивкой» библиотек, составленных из образцов максимально реалистичного звучания акустических клавишных. Концертный синтезатор Kurzweil PC 2 Еще одно отличие данной группы - отсутствие дополнительных функций: автоаккомпанемента, драм-машины, секвенсора, возможности замены прошивки. Количество тембров ограничено клавишными инструментами (обычно не более 16): пианино, рояль, клавесин, орган и т. п. Ориентация на имитирование живого клавира (клавишного инструмента) заключается не только в тембровом отношении, но и в стремлении воссоздать ощущения от игры на обычном фортепиано: устойчивый деревянный корпус и взвешенная 88-клавишая клавиатура с эффектом молоточковой механики. В данном сегменте представлены почти все производители: и Casio, и Roland, и Yamaha и многие другие. Однако наиболее высоко в этой области котируются инструменты фирмы Kawai - за счет чрезвычайно высокого качества и реалистичности звучания. Расхождение в стоимости здесь достаточно велико: наиболее простые модели могут иметь цену до тысячи долларов, а высококачественные инструменты Kawai - до 3 тысяч долларов. Синтезаторы, предназначенные для создания танцевальной клубной музыки, по своим целям и задачам диаметрально противоположны инструментам предшествующей категории. Если там речь шла о максимально аутентичном воспроизведении живых тембров, то здесь акцент приходится на тембры именно «неживые», машинные, неестественные. Синтезатор для клубной музыки Access Virus TI Keyboard Первые образцы таких синтезаторов (еще аналоговые) появились в начале 80-х годов, и само их звучание фактически породило ряд музыкальных направлений: вслед за acid trans (инспирированным специфическим «кислотным» визгом культового на то время инструмента Roland TB-303) эстафету подхватили house, breakbeat, techno и др. (правда, эти стили уже использовали цифровые эмуляции аналоговых «героев-восьмидесятников»). Инструменты данной группы совмещают два типа синтеза: субтрактивный и частотная модуляция. В аналоговых синтезаторах физический, в цифровых - имитируемый процессором осциллограф генерирует волну: синусоидальную, пилообразную или квадратную, обрабатываемую далее фильтрами и генераторами огибающей. Наиболее известны в данной категории два инструмента (что, разумеется, не означает отсутствия в этом сегменте других моделей): Access Virus (реализующийся в двух форм-факторах - клавиатуры или рекового модуля) и Clavia Nord. Стоимость таких синтезаторов колеблется от полутора до 3-4 тысяч долларов. Хотя о программных синтезаторах речь шла выше, имеет смысл упомянуть их и в данном контексте - в связи с производителями. Итак, лидером производства таких инструментов является немецко-американская компания Native Instruments, разработавшая, в частности, модель под названием Reaktor - наиболее мощный и совершенный из всех существующих в мире синтезаторов. Известными производителями являются также бренды reFX и Linplug. Говоря о программном синтезаторе, нельзя обойти вниманием и еще одно сопутствующее устройство. Хотя программировать партии синтезатора можно и без помощи клавиатуры (непосредственно курсором), с ней это делать гораздо удобнее. Это так называемая MIDI-клавиатура, выглядящая как обычная синтезаторная и подключаемая к компьютеру по MIDI-интерфейсу. Средняя цена MIDI-клавиатуры значительно ниже, чем цена «железного» синтезатора (150-300 долларов), да и требования к ней (а значит, и сложности при выборе) сведены к минимуму: достаточно определиться с желаемым количеством и типом клавиш и с числом регуляторов. Лидеры производства подобных клавиатур - компании Fatar, M-Audio, Korg, Kawai и др. MIDI-клавиатура M-Audio Radium 49 USB MIDI Keyboard
Разумеется, можно найти множество более маргинальных характеристик и на их основании классифицировать инструменты каким-то иным образом. Однако мы надеемся, что, ознакомившись с данной - самой общей - типологией синтезаторов, вы сможете достаточно ясно определить, каким должен быть и что должен «уметь» желанный вам инструмент в соответствии с каждым упомянутым критерием. А это, в свою очередь, поможет с большей легкостью и уверенностью отыскать именно ту модель, которая максимально удовлетворит ваши запросы. |
04.10.2011
Все статьи
Синтезаторы Casio для продвинутых аматоров
Синтезаторы Casio для детей и аматоров
Выбор MIDI-клавиатуры: характеристики и типологии
Выбор MIDI-клавиатуры. Теория и природа MIDI
Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI
Мир губной гармошки
Волшебная флейта: истинное дыхание музыки
Размещение товарных предложений Личный кабинет