Слово о синтезаторах: разбор по понятиям

Выбрать регион доставки»
Подбор клавишного инструмента по параметрам

Слово о синтезаторах: разбор "по понятиям"

Синтезаторы - это электронные музыкальные инструменты, пользующиеся огромной популярностью у самых разных групп населения: от детей, делающих в музыке первые шаги, и любителей домашнего музицирования до профессиональных музыкантов - композиторов, аранжировщиков, исполнителей. Подобная неоднородность целевой аудитории предполагает соответствующее разнообразие моделей инструментов. Однако, прежде чем приступить к характеристике существующих разновидностей синтезаторов, следует определиться с тем, что мы, собственно, характеризуем: что представляет собой этот инструмент, на чем основывается его акустическая природа и какие составные части делают его тем, что он есть.

 

Определение

Как явствует из названия, синтезатор синтезирует звук. То есть это инструмент, который, в отличие от своих акустических собратьев, не содержит в себе некоего звучащего тела, колебания которого создают звуковые волны, но образует звук с помощью генераторов звуковых волн (одного или нескольких) и того или иного типа синтеза. Не имея своего собственного, природного, звучания, синтезатор компенсирует эту нехватку неограниченными возможностями в области подражания: его искусственно созданный (то есть синтетический) звук способен имитировать множество «живых» тембров, а также создавать различные акустические эффекты и искусственные тембры, не имеющие природных аналогов.

Синтезатор_главная

В наше время синтезаторами именуются фактически все электронные клавишные инструменты, первоначально же так назывались только инструменты, осуществляющие непосредственное синтезирование звука. Поскольку именно синтез является типологической чертой данной группы инструментов, стоит хотя бы синоптически охарактеризовать существующие типы звукового синтеза.

 

Типы синтеза

Не ставя перед собой задачи охватить описанием все наличные типы синтеза и отдавая себе отчет в невозможности однозначной классификации инструментов согласно принадлежности одному определенному типу, остановимся на основных видах синтезирования звука, использующихся в большинстве электронных инструментов.

  • Субтрактивный синтез (от лат. subtraho - вытаскивать, извлекать, удалять) базируется на вычитании элементов друг из друга. В синтезаторах, использующих этот тип синтеза, имеются особые фильтры, которые удаляют из целостного звука часть спектра и тем самым образуют необходимую тембровую окраску.

 

Субтрактивный_синт

Аналоговые синтезаторы с использованием субтрактивного синтеза были широко распространены в 1960-1970-е годы

  • Аддитивный синтез (от лат. addo - добавлять, присоединять, вкладывать), или синтез Фурье, основывается на обратно направленном действии: тембр созидается путем сложения некоторого количества простых волн.
  • Формантный синтез. Формантами в данном контексте именуются акустические резонансы, образованные группами обертонов (призвуков основного тона). Воссоздание этих резонансов в спектре звука и является формантным синтезом. Появление данного типа синтезирования изначально было связано с экспериментальными разработками в области не музыки, но - имитации человеческой речи (предпринимались попытки создания фильтров, естественным аналогом которых является носоглотка человека).
  • Частотная модуляция, или FM-синтез, строит тембр путем воздействия одной простой волны на другую, имея целью изменение частоты последней. С помощью этого типа синтеза образуются наиболее сложные, наиболее тембрально богатые звуки, которые иными путями получить невозможно.

 

Частот_мод

Yamaha DX-7 - наиболее известная модель, базирующаяся на FM-синтезе

  • Аналоговое моделирование представляет собой имитацию аналогового синтеза в цифровой среде, вследствие чего синтезаторы с данным типом синтеза зачастую именуют виртуальными аналогами. Ответственными за имитацию здесь являются специализированные процессоры обработки сигнала, так называемые DSP (Digital Signal Processor).
  • Векторный синтез базируется на так называемом динамическом морфинге, то есть на плавной трансформации аудиосигналов, при которой плавность перетекания позволяет получать более богатые и сложные тембры.

 

VST-версия векторного синтезатора Corg Wavestation

  • Линейно-арифметический синтез. Трансформация звука здесь осуществляется по схеме: семплированная атака (то есть особым образом оформленное начало звука, атака, берется в виде записи живого тембра) + генерируемое продолжение сигнала. Таким образом, данный тип синтеза - своего рода гибрид, совмещающий два метода синтезирования с целью получения сложного, составного, тембра.
  • Таблично-волновой синтез. В память инструмента закладываются в виде таблицы, или матрицы, циклические волновые формы, ограниченные по длительности («кусочки» волны). Последовательное воспроизведение таких форм и образует звук в данном типе синтеза. А различные характеристики синтезируемого звука (последовательность вызова волн, динамические изменения тембра, амплитуда и пр.) задаются так называемой псевдопериодической зависимостью, или функцией.

 

Виды синтеза - это, так сказать, внутренняя, сокровенная спецификация инструмента, его смысловая основа. Если же говорить о внешних, наружных составляющих, то они для каждого инструмента составляют стандартный набор, варьируемый в зависимости от уровня возможностей и от целевой направленности каждой конкретной модели. Из чего же слагаются синтезаторы?

 

Основные характеристики

Клавиатура. Бывает оснащена различным количеством клавиш (от 25 до 88), в зависимости от целевой направленности модели. Клавиши могут быть полноразмерными или же суженными и укороченными: последние используются, как правило, в детских обучающих синтезаторах, а также в моделях, не предназначенных для концертирования и профессионального пианистического обучения. Кроме того, клавиатура может быть динамической (чувствительной к нажатию), обладать эффектом послезвучия (то есть создавать ощущение звука, затихающего после нажатия клавиши в течение довольно длительного времени, как это происходит в акустических инструментах) и эффектом взвешенной (в некоторых моделях - полувзвешенной) сбалансированной молоточковой механики (когда клавиши нижнего регистра нажимаются туже, чем клавиши верхнего: средство воссоздания ощущений от игры на «живом» инструменте, особо необходимое для профессиональных музыкантов).

Дисплей. Он отображает различную информацию, в частности, выбранный инструмент (тембр), стиль игры (джаз, рок, диско и т. п.), нотный стан (при проигрывании произведений из встроенной электронной библиотеки), тексты песен (для функции караоке) и т. д. У продвинутых моделей дисплей скорее подобен компьютерному монитору, и отображаемой информации на нем много больше. Дисплеи могут быть черно-белыми или цветными: последние предпочтительны для восприятия большого объема данных. В некоторых моделях используются также touch-screen-дисплеи, дающие возможность регулирования настроек непосредственно на экране.

Секвенсор. Это внутреннее записывающее устройство синтезатора, позволяющее зафиксировать озвученный на нем материал без помощи дополнительных записывающих устройств. Чем больше треков (дорожек) имеет секвенсор, тем больше партий инструментов он может записать и затем воспроизвести в одновременности. Многотрековый секвенсор позволяет использовать синтезатор в качестве домашней звукозаписывающей студии. Функция записи пригодится также на этапе обучения: прослушивание сыгранных произведений позволит легче отыскать и, как следствие, легче исправить допущенные исполнительские ошибки.

Полифония. Речь идет о возможности инструмента воспроизводить одновременно несколько звуков: от одного до 128, в зависимости от уровня сложности инструмента.

Автоаккомпанемент. Это функция, которая дает возможность посредством нажатия всего одной клавиши воссоздать звучание целого инструментального ансамбля с возможностью выбора стиля аккомпанемента и смены гармонии также посредством нажатия на одну клавишу (основной тон желаемой гармонии).

Возможность работы с MIDI. MIDI (Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс музыкального инструмента) позволяет соединить несколько клавишных инструментов в одну систему и играть на них одновременно: один из них назначается главным (контроллером) и во время исполнения посылает другим, связанным с ним инструментам поток так называемых MIDI-событий (в виде двоичного кода), указывающий данным инструментам, что и как им следует играть в данный момент. Кроме того, MIDI предоставляет еще массу дополнительных возможностей, в том числе проигрывание специальных, MIDI-совместимых, компакт-дисков, композициям на которых можно «подыгрывать» вживую (своего рода инструментальное караоке), а также «запоминание» огромного количества нот, что позволяет создать чрезвычайно удобную в обращении электронную библиотеку.

USB и Internet Direct Connect. Имеется два вида USB-соединений: USB-to-Host (используется для соединения с компьютером) и USB-to-Device (используется для подключения флеш-памяти). На эту двойственность следует обращать особое внимание, учитывая, что не в каждой модели синтезатора присутствуют оба вида. В некоторых моделях имеется также функция подключения к Интернету непосредственно с клавиатуры.

При выборе инструмента имеет смысл также обращать внимание на следующие моменты:

  • Объем памяти и возможность ее увеличения.
  • Политембровость (возможность воспроизводить несколько типов тембра одновременно: скажем, сочетать одновременное звучание флейты в верхнем регистре и ансамбля струнных - в нижнем).
  • Возможность модернизации (это увеличит срок эксплуатации приобретенного инструмента, избавляя от необходимости приобретать новый всякий раз, когда в развитии технологий произойдут очередные изменения).
  • Редактирование звуков (возможность регулировать яркость, звонкость и другие характеристики звучания определенных тембров).
  • Внутренние звуковые эффекты.
  • Форматы тон-генераторов (GM, XF, XG, XG Lite).

 

Имеется и масса других дополнительных возможностей: DSP-устройства, субосцилляторы, синтезаторы речи, моделирующие фильтры, арпеджиаторы и пр., многие из которых столь маргинальны, что без консультации специалиста не обойтись (разумеется, если не ставится задача приобрести дорогой многофункциональный инструмент вне зависимости от того, пригодятся вам все эти функции или нет).

В любом случае, понять, что из всего вышеперечисленного вам необходимо, а чем вполне можно пренебречь, не так-то просто, особенно если вы выбираете свой первый инструмент. Определиться с выбором поможет описание разных видов синтезаторов, имеющих различную прикладную направленность, а вследствие этого - определенный, необходимый только данному виду, набор составляющих и функциональных возможностей. По каким критериям классифицируют синтезаторы, каковы характеристики той или иной разновидности и кому она подойдет наилучшим образом - мы рассмотрим в следующей статье, посвященной синтезаторам.

27.09.2011 aspasia

Все статьи


Подбор клавишного инструмента по параметрам
Обсуждение:
12.01.2013
Спасибо!
14.01.2013
Мне очень приятно, ответное спасибо.
Оставить комментарий
Подберите клавишный инструмент из 0 предложений
Торговая марка / бренд клавишного инструмента


Обзоры и тесты

Синтезаторы Casio для продвинутых аматоров

В модельном ряду музыкальных синтезаторов Casio есть целая линейка инструментов, которые идеально подходят для выпускников музыкальных школ и музыкантов-любителей, не стремящихся на большую сцену. Эти устройства имеют достаточно большую клавиатуру для исполнения серьезных произведений, доступную цену и обучающие функции, позволяющие восстановить подзабытые навыки.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +28

Синтезаторы Casio для детей и аматоров

Трудно поверить, но первые электронные музыкальные инструменты компания Casio начала выпускать 30 лет назад. Прежние устройства с элементарным набором функций неизменно совершенствовались, а модельный ряд расширялся. Сейчас Casio выпускает десятки разновидностей синтезаторов, среди которых есть не только дорогие профессиональные инструменты, но и вполне демократичные модели для детей и аматоров.
  • Голосование: +33

Выбор MIDI-клавиатуры: характеристики и типологии

Из предшествующих статей мы узнали, что такое MIDI. Теперь речь пойдет о характерных особенностях самих MIDI-клавиатур. Объединяющей чертой всех подобных устройств является использование MIDI, но отличительных черт намного больше. Чтобы сориентироваться в наличном разнообразии, поговорим теперь о характеристиках клавиатур и на их основе классифицируем инструменты.
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +212

Выбор MIDI-клавиатуры. Теория и природа MIDI

Стандарт MIDI, придуманный еще в начале 1980-х годов для облегчения коммутации между разными устройствами, не теряет популярности и по сей день. При этом успешная работа с MIDI-совместимыми устройствами (в частности, с MIDI-клавиатурой) требует минимальных знаний о MIDI как таковом. В данной статье мы попробуем ответить на наиболее важные вопросы о природе MIDI и его возможностях работы со звуком.
  • Голосование: +22

Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI

MIDI-клавиатура составляет сегодня весьма серьезную конкуренцию электронным клавишным инструментам. Она применяется и на студиях, и для концертной деятельности, и даже в целях обучения. Но при этом, строго говоря, данное устройство нельзя назвать музыкальным инструментом. Так что же такое MIDI? Как возникли подобные инструменты и чем было мотивировано их появление?
  • Комментариев: 3
  • Голосование: +55

Мир губной гармошки

Когда я слышу слова "губная гармошка", мне невольно представляется старый негр, сидящий на сцене перед микрофоном, прижавший к губам руки с зажатым в них инструментом и пронзительно наигрывающий душевный и почти всегда грустный блюз. Конечно, это стереотип. Сегодня гармонику можно встретить где угодно, и цвет кожи здесь совсем ни при чём. Чем же она смогла покорить мир?
  • Комментариев: 7
  • Голосование: +272

Волшебная флейта: истинное дыхание музыки

Если вы смотрите по телевизору концерты симфонических оркестров, то наверняка могли заметить в команде музыкантов несколько человек, исполняющих свою партию на флейтах. А в многочисленных подземных переходах частенько можно встретить молодых (и не очень) людей, подыгрывающих кому-нибудь на блокфлейтах – ну или исполняющих соло на том же инструменте. Что же он собой представляет?
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +133

Все статьи в рубрике «Синтезаторы»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58