Слово о синтезаторах: разбор "по понятиям" Синтезаторы - это электронные музыкальные инструменты, пользующиеся огромной популярностью у самых разных групп населения: от детей, делающих в музыке первые шаги, и любителей домашнего музицирования до профессиональных музыкантов - композиторов, аранжировщиков, исполнителей. Подобная неоднородность целевой аудитории предполагает соответствующее разнообразие моделей инструментов. Однако, прежде чем приступить к характеристике существующих разновидностей синтезаторов, следует определиться с тем, что мы, собственно, характеризуем: что представляет собой этот инструмент, на чем основывается его акустическая природа и какие составные части делают его тем, что он есть.
Определение Как явствует из названия, синтезатор синтезирует звук. То есть это инструмент, который, в отличие от своих акустических собратьев, не содержит в себе некоего звучащего тела, колебания которого создают звуковые волны, но образует звук с помощью генераторов звуковых волн (одного или нескольких) и того или иного типа синтеза. Не имея своего собственного, природного, звучания, синтезатор компенсирует эту нехватку неограниченными возможностями в области подражания: его искусственно созданный (то есть синтетический) звук способен имитировать множество «живых» тембров, а также создавать различные акустические эффекты и искусственные тембры, не имеющие природных аналогов. В наше время синтезаторами именуются фактически все электронные клавишные инструменты, первоначально же так назывались только инструменты, осуществляющие непосредственное синтезирование звука. Поскольку именно синтез является типологической чертой данной группы инструментов, стоит хотя бы синоптически охарактеризовать существующие типы звукового синтеза.
Типы синтеза Не ставя перед собой задачи охватить описанием все наличные типы синтеза и отдавая себе отчет в невозможности однозначной классификации инструментов согласно принадлежности одному определенному типу, остановимся на основных видах синтезирования звука, использующихся в большинстве электронных инструментов.
Аналоговые синтезаторы с использованием субтрактивного синтеза были широко распространены в 1960-1970-е годы
Yamaha DX-7 - наиболее известная модель, базирующаяся на FM-синтезе
VST-версия векторного синтезатора Corg Wavestation
Виды синтеза - это, так сказать, внутренняя, сокровенная спецификация инструмента, его смысловая основа. Если же говорить о внешних, наружных составляющих, то они для каждого инструмента составляют стандартный набор, варьируемый в зависимости от уровня возможностей и от целевой направленности каждой конкретной модели. Из чего же слагаются синтезаторы?
Основные характеристики Клавиатура. Бывает оснащена различным количеством клавиш (от 25 до 88), в зависимости от целевой направленности модели. Клавиши могут быть полноразмерными или же суженными и укороченными: последние используются, как правило, в детских обучающих синтезаторах, а также в моделях, не предназначенных для концертирования и профессионального пианистического обучения. Кроме того, клавиатура может быть динамической (чувствительной к нажатию), обладать эффектом послезвучия (то есть создавать ощущение звука, затихающего после нажатия клавиши в течение довольно длительного времени, как это происходит в акустических инструментах) и эффектом взвешенной (в некоторых моделях - полувзвешенной) сбалансированной молоточковой механики (когда клавиши нижнего регистра нажимаются туже, чем клавиши верхнего: средство воссоздания ощущений от игры на «живом» инструменте, особо необходимое для профессиональных музыкантов). Дисплей. Он отображает различную информацию, в частности, выбранный инструмент (тембр), стиль игры (джаз, рок, диско и т. п.), нотный стан (при проигрывании произведений из встроенной электронной библиотеки), тексты песен (для функции караоке) и т. д. У продвинутых моделей дисплей скорее подобен компьютерному монитору, и отображаемой информации на нем много больше. Дисплеи могут быть черно-белыми или цветными: последние предпочтительны для восприятия большого объема данных. В некоторых моделях используются также touch-screen-дисплеи, дающие возможность регулирования настроек непосредственно на экране. Секвенсор. Это внутреннее записывающее устройство синтезатора, позволяющее зафиксировать озвученный на нем материал без помощи дополнительных записывающих устройств. Чем больше треков (дорожек) имеет секвенсор, тем больше партий инструментов он может записать и затем воспроизвести в одновременности. Многотрековый секвенсор позволяет использовать синтезатор в качестве домашней звукозаписывающей студии. Функция записи пригодится также на этапе обучения: прослушивание сыгранных произведений позволит легче отыскать и, как следствие, легче исправить допущенные исполнительские ошибки. Полифония. Речь идет о возможности инструмента воспроизводить одновременно несколько звуков: от одного до 128, в зависимости от уровня сложности инструмента. Автоаккомпанемент. Это функция, которая дает возможность посредством нажатия всего одной клавиши воссоздать звучание целого инструментального ансамбля с возможностью выбора стиля аккомпанемента и смены гармонии также посредством нажатия на одну клавишу (основной тон желаемой гармонии). Возможность работы с MIDI. MIDI (Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс музыкального инструмента) позволяет соединить несколько клавишных инструментов в одну систему и играть на них одновременно: один из них назначается главным (контроллером) и во время исполнения посылает другим, связанным с ним инструментам поток так называемых MIDI-событий (в виде двоичного кода), указывающий данным инструментам, что и как им следует играть в данный момент. Кроме того, MIDI предоставляет еще массу дополнительных возможностей, в том числе проигрывание специальных, MIDI-совместимых, компакт-дисков, композициям на которых можно «подыгрывать» вживую (своего рода инструментальное караоке), а также «запоминание» огромного количества нот, что позволяет создать чрезвычайно удобную в обращении электронную библиотеку. USB и Internet Direct Connect. Имеется два вида USB-соединений: USB-to-Host (используется для соединения с компьютером) и USB-to-Device (используется для подключения флеш-памяти). На эту двойственность следует обращать особое внимание, учитывая, что не в каждой модели синтезатора присутствуют оба вида. В некоторых моделях имеется также функция подключения к Интернету непосредственно с клавиатуры. При выборе инструмента имеет смысл также обращать внимание на следующие моменты:
Имеется и масса других дополнительных возможностей: DSP-устройства, субосцилляторы, синтезаторы речи, моделирующие фильтры, арпеджиаторы и пр., многие из которых столь маргинальны, что без консультации специалиста не обойтись (разумеется, если не ставится задача приобрести дорогой многофункциональный инструмент вне зависимости от того, пригодятся вам все эти функции или нет). В любом случае, понять, что из всего вышеперечисленного вам необходимо, а чем вполне можно пренебречь, не так-то просто, особенно если вы выбираете свой первый инструмент. Определиться с выбором поможет описание разных видов синтезаторов, имеющих различную прикладную направленность, а вследствие этого - определенный, необходимый только данному виду, набор составляющих и функциональных возможностей. По каким критериям классифицируют синтезаторы, каковы характеристики той или иной разновидности и кому она подойдет наилучшим образом - мы рассмотрим в следующей статье, посвященной синтезаторам. |
27.09.2011
Все статьи
Вячеслав 12.01.2013Спасибо!
|
aspasia 14.01.2013Мне очень приятно, ответное спасибо.
|
Синтезаторы Casio для продвинутых аматоров
Синтезаторы Casio для детей и аматоров
Выбор MIDI-клавиатуры: характеристики и типологии
Выбор MIDI-клавиатуры. Теория и природа MIDI
Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI
Мир губной гармошки
Волшебная флейта: истинное дыхание музыки
Размещение товарных предложений Личный кабинет