Мир губной гармошки

Выбрать регион доставки»
Подбор клавишного инструмента по параметрам

Мир губной гармошки

По-английски название губной гармоники может звучать как harmonica, или harp. От последнего варианта пошло и прозвание музыканта, играющего на этом инструменте, - харпер.

Откуда она взялась, кто её придумал? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся немного окунуться в историю.

 

Откуда есть пошла…

Губная гармошка стала известна не так давно. Её историю, конечно, не сравнить с историями более чем древней флейты или той же гитары. Тем не менее как раз с флейтой гармоника имеет кое-что общее: обе они принадлежат к одному и тому же семейству духовых язычковых инструментов.

В отличие от большинства музыкальных инструментов гармоника имеет практически точную дату создания. Её запатентовал в 1821 году 16-летний немец Х.Ф.Л. Бушман, "часовых дел мастер". Конечно, тогда она имела вид, явно отличающийся от современной внешности этого инструмента: металлическая пластинка с пятнадцатью отверстиями, прикрываемыми стальными язычками. Звук извлекался только на выдохе, и, как и в наши времена, его громкость и чистота зависели исключительно от умения мастера.

первая

Так выглядела первая гармошка

Конструкция первой гармошки не была идеальной. Многие это понимали, пытались внести изменения. Дальше всех пошёл опять же немец, некто Рихтер из Богемии. Уже в 1826 году он предложил музыкантам свой вариант инструмента. Отверстий было уже 10, а язычков - 20, то есть по два на каждое: один из язычков отвечал за извлечение звука на вдохе, другой - на выдохе. Предложенная Рихтером схема с диатоническим звукорядом оказалась настолько хороша и удобна, что существует и по сей день.

Уже в середине XIX века началось массовое производство губных гармошек, и первым в ряду её производителей стал М. Хонер. Основанная им в 1857 году фирма, названная в честь создателя, быстро завоевала рынок. В том числе и за счёт того, что Хонер сделал ставку не только на Европу. В начале 60-х годов того же века он привёз свои губные гармошки в Америку, и это стало самым правильным шагом. С тех пор немецкая фирма Hohner - мировой лидер по производству именно этих музыкальных инструментов. Впрочем, на этом их ассортимент не кончается, в него входят и аккордеоны, и блокфлейты, и гитары. Но начиналось-то всё с обыкновенной губной гармоники!

Сейчас можно встретить даже такое: гармошка и флешка - два в одном

 

Устройство гармоники

Внутри инструмента находятся две пластины с язычками, одна из которых работает на вдохе, а другая - на выдохе. То есть звук фактически возникает, когда язычок, расположенный напротив отверстия, в которое вы вдыхаете (или, наоборот, из которого "забираете" воздух), разбивает воздушную струю.

Поскольку гармошка - очень маленький сам по себе инструмент, никакой акустический резонатор, как, например, в гитаре, там просто бы не уместился. Потому сила звука зависит в первую (и единственную) очередь от самого музыканта, от положения его рук, разработанности лёгких и степени мастерства.

Делают гармошки из дерева, пластика или металла. Дерево, как ему и положено, требует более тщательного ухода, чувствительней к погоде и капризнее относится к прочим житейским неприятностям.

Губные гармошки, кроме прочего, различаются ещё и тональностью. Самый распространённый тип инструмента - в тональности до мажор (C major). Среди "китайцев" таких гармошек большинство. Фирмы Японии и Германии вносят больше разнообразия: часто встречаются харпы в соль мажоре (G major), а также - реже - и остальных тональностей.

 

Разновидности

Какие же бывают гармоники? Если совсем просто, без редко встречающихся профессиональных инструментов, то делятся они на диатонические и хроматические.

Диатоническая (внизу) и хроматическая губные гармошки

Диатонические позволяют музыканту "по умолчанию" извлекать из инструмента только основные ноты - до, ре, ми и т. д. Хроматические же дают возможность играть всю хроматическую гамму целиком, используя и полутона (до-диез, ре-диез и др.). Если проводить аналогию с фортепиано, то диатоника - это игра только белыми клавишами, а хроматика - и чёрными тоже.

Конечно, когда вы как следует освоите игру на диатонической гармонике, все специальные приёмы - бенд, оверблоу, овердро и другие, для вас не составит особого труда извлекать из инструмента звуки "чёрных клавиш". Но для всего этого требуется время.

Различить гармошки можно уже на вид. Основное отличие - у хроматики сбоку имеются слайдер, специальная кнопка, позволяющая повышать ноту на полтона.

Правда, и здесь есть исключения! Например, Tombo Chromatic Single S50. Без слайдера, но хроматика. Полутона извлекаются из второго ряда отверстий.

Что касается отверстий, то у диатонической губной гармоники их количество неизменно - 10. А вот у хроматического инструмента эта позиция может изменяться. Конечно, в основном это от 12 до 16 отверстий, но могут встретиться и больше, и меньше - и 8, и 22. И даже 10, как на диатонике. Чем их больше, тем шире нотный ряд, который вы можете использовать при игре.

Ну и, конечно, хроматическая гармошка будет габаритистее, нежели диатоническая. Количество отверстий делает своё дело.

Сразу предупреждаю: на хроматике научиться играть сложнее. Может быть, поэтому она менее распространена. На прилавках магазинов чаще лежит приличный выбор диатоники и гораздо меньший - хроматического инструмента. И кстати, цена тоже довольно сильно различается, но об этом - ниже.

Кроме основного деления, есть ещё и более мелкое дробление на подвиды.

Так, диатоническая гармоника бывает блюзовой, октавной и тремоло.

Блюзовая - самая известная. 10 отверстий, звук извлекается на вдох и выдох. Может стать для вас и хроматической, если, как уже сказано выше, овладеть в совершенстве всеми приёмами игры на ней.

Hohner Blues Harp, блюзовая (цена примерно 1000 руб.)

Тремоло - замечательно подходит для исполнения народных песен. Если заглянуть внутрь такой гармошки, то найти можно сразу две звуковые пластины. Они чуть-чуть расстроены по отношению друг к другу, при этом звучат одновременно. От такого сочетания получается эффект тремоло, собственно, и давший название инструменту.

Hohner Tremolo Soloist CG (цена около 2300 руб.)

Октавная губная гармошка отличается от тремоло только тем, что две её звуковые пластины не расстроены по отношению друг к другу, а, наоборот, настроены "в октаву". Звук они издают тоже вместе, и из-за таких особенностей строения музыка громче и несколько специфичней по сравнению с другими.

Hohner Comet 32, октавная (стоимость примерно 2200 руб.)

Есть ещё, конечно, и оркестровые гармоники (басовая, аккордовая), но они настолько редки и узкопрофессиональны, что приобретают их лишь для игры в ансамблях, когда это является основной работой. Думаю, что в таком случае человек и сам, без этой статьи, знает, что ему нужно.

 

Что вы собираетесь играть

Выбор губной гармошки в немалой степени зависит от того, какую музыку вы собираетесь на ней преимущественно исполнять. Для разных произведений требуется определённое расположение нот, наиболее удобное именно для избранного вами стиля.

Например, если вы хотите играть джазовые произведения или вообще классику - выбирайте хроматическую гармонику. Блюз - это уже диатоника, причём, соответственно, блюзовая. Для мелодий попроще, со своеобразным звучанием в стиле русских-народных да плясовых-хороводных, подойдёт тремоло. Октавная и прочие оркестровые - это уже очень на любителя либо для активно исполняющего профессионала.

 

Что же всё-таки приобрести

Первый вопрос новичка, собирающегося всерьёз заняться игрой на губной гармошке: "Какой инструмент купить?"

Если вы собираетесь заниматься с преподавателем, то тут всё зависит от предпочтений педагога.

А если решили самостоятельно осваивать науку извлечения звука из этого вроде бы простенького инструмента - как говорится, самоучитель вам в руки. И тут уже решать относительно конкретной модели тоже, конечно, придётся вам. Главное - определиться с видом гармоники. А там уже можно присматриваться и к инструментам, их производителям, читать отзывы и спрашивать совета друзей-харперов.

Кстати, для профессионала вопрос "что мне взять - хроматику или диатонику?" звучит так же, как для любого другого музыканта, - чья-то проблема выбора между гитарой и саксофоном. Просто и хроматическая, и диатоническая гармошки, несмотря на всю внешнюю схожесть, всё-таки разные инструменты в плане сложности освоения, приёмов звукоизвлечения и т. д.

Но вернёмся к конкретным моделям. Если смотреть в сторону диатоники, то наиболее популярный выбор - это Hohner Blues Harp (стоимость примерно 1000 руб.), Hohner Special 20 (около 930 руб.), Suzuki ProMaster (цена в районе 2000 руб.), Lee Oscar Major Diatonic (можно найти за 1200 руб.), Seydel 1847 (уже где-то 3000 руб.).

Suzuki ProMaster

С хроматикой всё не так просто. Во-первых, стоит сразу определиться, инструмент со сколькими отверстиями вам нужен. Как уже говорилось выше, чем их больше, тем богаче звукоряд (то есть больше нот можно извлечь из инструмента).

Тем не менее и среди них можно найти самые популярные у новичков модели. Пожалуй, в первую очередь это Hohner Chromonika 40 (где-то 3700 руб.), Tombo Uni Chromatic (стоимость примерно 3800 руб.), Hohner Super 64 Х (уже около 10 000 руб.).

Tombo Uni Chromatic Gold 1248

 

Советы при покупке

Вполне приличный инструмент (из ряда диатонических) можно купить уже в районе $20. В магазинах, конечно, предлагают гармоники уже начиная от 300 руб., но всё же ориентироваться лучше на средний ценовой порог.

При этом учитывайте, что хроматическая гармоника обойдётся в несколько раз дороже. Просто хороший инструмент начинается от 3-4 тысяч руб., очень хороший может стоить около 35 000 руб.

Hohner Amadeus Chromatik Harmonika (стоимость около $1500)

Покупать лучше в компании с человеком, который в гармониках разбирается. А если вы всё-таки пришли в магазин один, не стесняйтесь продавцов - попробуйте сами, как звучит понравившаяся вам модель.

В большинстве российских городов вряд ли можно достать что-то, кроме Hohner. Если ваша душа возжаждала чего-то другого, то добро пожаловать в мир Интернета. Всё-таки это, скорее всего, выйдет дешевле, чем ехать самому в другой город.

В конце концов, никто не мешает вам позже купить ещё пару представителей любимого инструмента и затем играть на той гармошке, звук которой больше придётся по душе. Большинство моделей стоят не запредельно, этот инструмент всё-таки проще в изготовлении, чем, например, синтезатор.

А вообще, всё зависит от мастерства. Новичок на дорогом харпе вряд ли сможет обойти профи на дешёвенькой гармонике, верно? Другое дело, что в умелых руках хороший инструмент может творить чудеса.

Кстати, губная гармошка - это отличный подарок ребёнку. Сейчас их выпускают великое множество именно детских - цветных, с какими-то рисунками, популярными персонажами из мультиков.

Это и интересное, и увлекательное, и в то же время обучающее занятие. Может быть, таким путём ваши сын или дочь приобщатся к музыке, может, позднее это станет их профессией. Причём совершенно необязательно, что дальнейший выбор падёт именно на гармошку.

Но как знать - а вдруг рядом с вами растёт новый Стиви Уандер?

15.03.2012 Сорокина Ольга

Все статьи


Подбор клавишного инструмента по параметрам
Обсуждение:
16.03.2012
Ольга, спасибо большое!
Как всегда, ваши статьи открывают новый увлекательный мир, который находится где-то рядом, но о котором, зачастую, и не подозреваешь.
Максим, пожалуйста)
Всегда приятно, когда то, что ты делаешь, идёт кому-то на пользу - или просто нравится-)
31.12.2013
тут такое дело. не могли бы вы продемонстрировать звучание гармошек?хотелось бы услышать разницу звучаний(например блюзовой от октавной)
24.01.2014
Ольга, а вы не могли бы подсказать, в каких моделях блюзовой диатоники используется не Рихтеровская настройка, а настройка с пониженой 7 ступенью?
05.11.2016
кто мог написать такой бред, что флейта - язычковый инструмент? это даже близко не правда
23.04.2017
Ольга, спасибо за вашу статью, Вы не могли бы подсказать, стоит ли брать октавную гармошку фирмы Swan, я имею в виду качество их инструментов.
28.10.2017
Наконец-то я нашла то, что искала, а именно - как называется инструмент из разряда гармоник с широким диапазоном. Оказывается, это хроматическая гармошка со слайдером. Спасибо!
Оставить комментарий
Подберите клавишный инструмент из 0 предложений
Торговая марка / бренд клавишного инструмента


Обзоры и тесты

Синтезаторы Casio для продвинутых аматоров

В модельном ряду музыкальных синтезаторов Casio есть целая линейка инструментов, которые идеально подходят для выпускников музыкальных школ и музыкантов-любителей, не стремящихся на большую сцену. Эти устройства имеют достаточно большую клавиатуру для исполнения серьезных произведений, доступную цену и обучающие функции, позволяющие восстановить подзабытые навыки.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +28

Синтезаторы Casio для детей и аматоров

Трудно поверить, но первые электронные музыкальные инструменты компания Casio начала выпускать 30 лет назад. Прежние устройства с элементарным набором функций неизменно совершенствовались, а модельный ряд расширялся. Сейчас Casio выпускает десятки разновидностей синтезаторов, среди которых есть не только дорогие профессиональные инструменты, но и вполне демократичные модели для детей и аматоров.
  • Голосование: +33

Выбор MIDI-клавиатуры: характеристики и типологии

Из предшествующих статей мы узнали, что такое MIDI. Теперь речь пойдет о характерных особенностях самих MIDI-клавиатур. Объединяющей чертой всех подобных устройств является использование MIDI, но отличительных черт намного больше. Чтобы сориентироваться в наличном разнообразии, поговорим теперь о характеристиках клавиатур и на их основе классифицируем инструменты.
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +212

Выбор MIDI-клавиатуры. Теория и природа MIDI

Стандарт MIDI, придуманный еще в начале 1980-х годов для облегчения коммутации между разными устройствами, не теряет популярности и по сей день. При этом успешная работа с MIDI-совместимыми устройствами (в частности, с MIDI-клавиатурой) требует минимальных знаний о MIDI как таковом. В данной статье мы попробуем ответить на наиболее важные вопросы о природе MIDI и его возможностях работы со звуком.
  • Голосование: +22

Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI

MIDI-клавиатура составляет сегодня весьма серьезную конкуренцию электронным клавишным инструментам. Она применяется и на студиях, и для концертной деятельности, и даже в целях обучения. Но при этом, строго говоря, данное устройство нельзя назвать музыкальным инструментом. Так что же такое MIDI? Как возникли подобные инструменты и чем было мотивировано их появление?
  • Комментариев: 3
  • Голосование: +55

Волшебная флейта: истинное дыхание музыки

Если вы смотрите по телевизору концерты симфонических оркестров, то наверняка могли заметить в команде музыкантов несколько человек, исполняющих свою партию на флейтах. А в многочисленных подземных переходах частенько можно встретить молодых (и не очень) людей, подыгрывающих кому-нибудь на блокфлейтах – ну или исполняющих соло на том же инструменте. Что же он собой представляет?
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +133

Все статьи в рубрике «Синтезаторы»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58