Акустические клавишные инструменты Главной типологической чертой клавишных инструментов, как явствует из их названия, является наличие клавиатуры - ряда клавиш, нажатие на которые приводит, при посредстве соответствующего механизма, к колебанию некоего звучащего тела. Этим телом может быть струна (как у фортепиано), столб воздуха (как у органа) или, к примеру, стальная пластинка на деревянной коробочке (как у челесты). Так, у самых популярных клавишных инструментов - фортепиано - каждая клавиша связана со струной или с группой струн, колебания которых и создают звучание. Для предотвращения постоянной вибрации внутри инструмента располагается механизм, называемый демпфером и заглушающий струну. Изготавливается он из ткани или фетра. Помимо отличий по звучащему телу, клавишные различаются между собой по устройству того механизма, который способствует извлечению звука. За всю историю своего существования эти инструменты имели самые разнообразные механизмы, издавали самые удивительные звуки и принимали порой самые причудливые формы. Рояль-фантазия Все ныне существующие и когда-либо существовавшие клавишные инструменты можно классифицировать по четырем разрядам: 1. Самозвучащие ударно-клавишные (челеста - клавишная разновидность колокольчиков). 2. Струнные клавишные, включающие в себя два подразряда: 3. Духовые клавишные, тоже включающие в себя два подразряда: 4. Электронные клавишные (синтезаторы, электронное пианино, электроорган и т. д.). Однако все это многообразие формировалось на протяжении долгих веков.
Дела давно минувших дней Орган История возникновения клавишных инструментов теряется в глубине Средних веков. Самым древним из этого семейства по праву считается орган: время его появления достоверно не известно, но еще со времен раннего Средневековья он вошел в музыкальный быт европейских городов. Существовал он в двух ипостасях: и как привычный нам церковный инструмент (изначально - с гидравлическим механизмом), и как инструмент домашнего музицирования (портативный орган был распространен ничуть не меньше, чем современное фортепиано). Но самое любопытное, что этот «праотец» всех клавишных, строго говоря, изначально клавишным не был: звукоизвлечение достигалось путем передвижения особого ползунка (в гидравлическом органе) или нажатия на кнопки (портативный орган). Да и в дальнейшем, уже обзаведясь клавиатурой, орган остался довольно далек от своих клавирных собратьев, будучи по природе инструментом клавишно-духовым. Орган Этот самый большой и самый сложный акустический инструмент - по признанию Моцарта, «король всех инструментов», - к XVI веку стал к тому же самым совершенным. Орган располагает сразу несколькими клавиатурами (мануалами) - от 3 до 5, расположенными друг над другом наподобие ступеней лестницы. Помимо мануалов у органа имеется педаль, предназначенная для извлечения низких басовых звуков. За исключением того, что играют на органной педали ногами, более никаких общих черт с устройством фортепианной педали она не имеет. Это, скорее, своеобразное подобие клавиатуры с диапазоном, превышающим две октавы. Звучание органа - результат колебаний воздушного столба в трубах различного размера, куда воздух подается с помощью особого насоса, называемого мехами. Каждая из клавиш органа приводит в действие от одной до сотни труб, при этом воздействие клавиши на трубу варьируется с помощью регистров - специальных механизмов, расположенных возле клавиатуры. Регистры обеспечивают самые разные оттенки звучания, имитирующие тембры различных инструментов (флейта, труба и т. д.), вплоть до подражающих человеческому голосу. Все это позволяет органу предоставлять невиданные возможности и композиторам, и исполнителям, но одновременно требует от последних величайшего мастерства в обращении с инструментом, ибо «играть на органе, значит, обнимать руками весь мир». Клавир Клавир - это общее наименование для клавишно-струнных инструментов, которое, однако, долгое время обозначало вообще всякий клавишный инструмент, включая орган. Первые упоминания о собственно клавире относятся к XIII-XIV векам. Модели этих инструментов были чрезвычайно многообразны, в зависимости от страны и даже от индивидуальных пристрастий мастеров. Но к XVI веку определились два основных типа клавира - клавикорд и клавесин, имевший множество разновидностей и множество имен: клавичембало (или просто чембало), спинет (небольшой, как правило, одномануальный клавесин), вёрджинел (имевший четырехугольную форму), харпсихорд (крыловидной формы) и многие другие. Вёрджинел Основополагающее различие между клавесином и клавикордом заключалось в способе звукоизвлечения. В клавикордах возникновение звука было следствием прикосновения к струне металлической пластинки, именовавшейся тангентом. Такое устройство механики делало инструмент чрезвычайно чувствительным к силе нажатия на клавишу: малейшему изменению нажима пальца отвечало изменение силы звука. А учитывая, что размеров клавикорд был весьма скромных и к тому же лишен способности самостояния (для игры его клали либо на стол, либо на какую-то дополнительную подпорку), его можно считать, условно говоря, древним прообразом синтезатора с динамической клавиатурой. Однако звучание клавикорда хотя и давало возможность певучей и плавной игры (эффект, недостижимый для клавесина), оставалось при этом слабым и глуховатым. Посему клавикорд был преимущественно инструментом для домашнего музицирования, предназначенным для исполнения музыки интимной, нежной и мягкой, которая, по словам современников, «не должна была возбуждать сильные страсти, а только трогать сердца». Д. Герард. Дама за клавикордом В клавесине же колебание струны достигалось щипком перышка или язычка (плектра, медиатора), насаженного на стерженек, соединяющий его с клавишей (поэтому можно сказать, что клавесин это своего рода гибрид, связующее звено между двумя наиболее популярными в эту эпоху инструментами - органом (как клавишный) и лютней (как щипковый)). Таким путем извлекался звук отрывистый и малопевучий, но зато весьма звонкий, что делало клавесин излюбленным концертным инструментом и непременным участником барочного оркестра. Клавесин Основным недостатком клавесина была недоступность воспроизведения на нем динамических оттенков, то есть невозможность увеличения или уменьшения силы звука. Этот недостаток старались преодолеть за счет многообразных усовершенствований: два, а то и три мануала (позволяющих октавное удвоение - усиление основного голоса), педали, регистры, наподобие органных, обогащали тембровую палитру и создавали возможность использования как контрастной динамики (каждая клавиатура обладала одной силой звучности - forte, «громко», или piano, «тихо»), так и динамических спадов и нарастаний. Более тонкие градации звучания достигались и за счет иных ухищрений: изготовление струн из различного материала, прикрывание струн и т. п. Помимо концертной практики клавесин был в первую очередь господином музыкальных салонов и своего рода олицетворением аристократической эстетики эпох барокко и рококо. Изысканная, со множеством музыкальных украшений (мелизмов) клавесинная миниатюра исполнялась на не менее изысканном и не менее богато изукрашенном инструменте: изогнутые ножки, орнаментика в виде гирлянд, амуров, пастушек в пудреных париках... Даже довольно частое использование черных клавиш вместо белых (а клавиатура многих старинных клавиров является цветовой инверсией современной фортепианной клавиатуры: вместо белых клавиш черные, вместо черных - белые) имело эстетическое обоснование: намерение подчеркнуть изящество и белизну рук музыканта или (в особенности) музыкантши... Г. К. фон Макс. Девушка за спинетом Фортепиано Господство клавесина продолжалось до XVII века включительно. Однако на рубеже XVII-XVIII веков насущной необходимостью стало изобретение клавишного инструмента, способного конкурировать по выразительности со скрипкой и обладающего большим динамическим диапазоном. Клавесин оставался, по сути, инструментом для музыкального салона, но не для большого концертного зала. А музыкальная жизнь мало-помалу выходила за рамки домашнего и салонного музицирования, в связи с чем расширялась музыкальная аудитория. Новый инструмент должен был быть способен и на громкое звучание, и на тихое, и на тончайшие динамические переходы. Таким инструментом стало изобретение итальянского мастера Бартоломео Кристофори (1709 г.), которое он назвал gravicembalo col piano e forte, «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Впоследствии название сократилось до pianoforte, затем трансформировалось в fortepiano и, наконец, получило еще более краткую форму - piano, пианино. Старинное фортепиано При всех своих достоинствах молоточковое фортепиано далеко не сразу получило признание. В противоположность аристократическому клавесину его считали грубым, вульгарным «инструментом для простонародья», обладающим «скучным звучанием» и не отвечающим запросам знающей публики. Однако время шло, механика фортепиано все более совершенствовалась, возможности расширялись, и все больше композиторов ориентировалось в своих клавирных опусах именно на этот инструмент. А есть репертуар - есть и популярность. Так фортепиано стало самым востребованным клавишным инструментом и удержало лидирующие позиции вплоть до наших дней, несмотря на широкое распространение электронных клавишных. Сейчас «фортепиано» - это общее наименование для трех видов инструментов:
Инструменты данной группы переняли от своих предков «королевское достоинство», о чем свидетельствует само имя их ведущего представителя: Royal, «королевский». Причин тому немало: и широчайшая динамическая палитра (способность издавать звуки от самых тихих до очень громких), и возможность одновременного воспроизведения многих нот (в связи с чем на фортепиано можно исполнять даже оркестровые партитуры), и самый широкий диапазон и многое-многое другое. Плюс ко всему фортепиано может быть использовано в качестве и солирующего инструмента, и аккомпанирующего, и, как уже упоминалось, воссоздающего, в случае необходимости, оркестровые партии. И все это - без каких-либо дополнительных устройств и приспособлений. Стандартная фортепианная клавиатура насчитывает 88 клавиш (иногда 76), соединенных с маленькими, покрытыми войлоком молоточками, которые и ударяют по струне, вызывая ее колебания (отсюда название - «молоточковое фортепиано»). Рояль Основное различие между пианино и роялем заключается в расположении струн: в пианино они расположены вертикально, то есть перпендикулярно поверхности земли, в силу чего и звук распространяется ближе к земле, а в рояле - горизонтально, то есть параллельно земле, что дает возможность звуку распространяться вверх, наполняя собою все помещение. Этот эффект может быть усилен за счет поднятия рояльной крышки, тогда как в пианино крышка обычно находится в закрытом состоянии, что способствует более приглушенному звучанию. Эти отличия обусловили преимущественное использование пианино в качестве инструмента для домашнего музицирования, а рояля - в качестве концертного инструмента. Пианино Что же касается кабинетного рояля, то он занимает некую промежуточную позицию: по устройству и внешним характеристикам это рояль, по величине - инструмент чуть больше пианино. Если вы всерьез занимаетесь музыкой и имеете возможность отвести для своих занятий отдельную комнату (или же если размеры вашей гостиной это позволяют), кабинетный рояль - наилучшее решение: при закрытой крышке он звучит фактически как пианино, при открытой - превращается в инструмент для домашних концертов. Кабинетный рояль
Размышления перед покупкой Итак, если вы склоняетесь к мысли о приобретении акустического клавишного инструмента (речь идет, разумеется, о фортепиано: в случае покупки, скажем, клавесина, вам не обойтись без помощи высококвалифицированного специалиста), необходимо задуматься о тех плюсах и минусах, которые есть у инструментов данной категории. Плюсы акустических клавишных инструментов:
Минусы акустических клавишных инструментов:
Так стоит или не стоит приобретать акустический клавишный инструмент? Учитывая все аргументы за и против, каждый волен решать этот вопрос для себя сам. Но одно можно сказать с уверенностью: если ваша цель - профессиональное обучение игре на фортепиано, если вы хотите, чтобы ваш пианистический потенциал или музыкальное дарование вашего ребенка получили должное развитие, тогда акустическое фортепиано - ваш выбор. |
15.08.2011
Все статьи
Leiko 16.08.2011Ого. После такого можно кандидатскую защищать по истории
|
Максим 16.08.2011Спасибо! Для сурового ИТ-шника, далекого от музыки, было познавательно.
Скажите, а я правильно понимаю, что именно у фортепиано впервые появился равномерно темперированный строй? А клавесин и его предшественники обладали натуральным строем? |
16.08.2011
Рада, что осуществила просветительскую миссию :) Максим, нет: клавир был уже ориентирован на равномерно темперированный строй. Теоретический трактат по поводу темперации (один из) принадлежит Рамо - французскому клавесинисту, а первая практическая реализация этого строя - "Хорошо темперированный клавир" И. С.Баха - тоже написан для клавесина.
|
алёна 20.04.2013мне очень понравилось.
|
алёна 20.04.2013клёво.
|
aspasia 22.04.2013Спасибо :)
|
Дафка 03.02.2014спасибо. очень понадобилось
|
aspasia 04.02.2014Я рада, что помогло :)
|
Синтезаторы Casio для продвинутых аматоров
Синтезаторы Casio для детей и аматоров
Выбор MIDI-клавиатуры: характеристики и типологии
Выбор MIDI-клавиатуры. Теория и природа MIDI
Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI
Мир губной гармошки
Волшебная флейта: истинное дыхание музыки
Размещение товарных предложений Личный кабинет