Выбор фотоштатива Значение штатива для фотографии сложно переоценить. Это и творческий инструмент, который позволяет значительно расширить возможности фотографа, и способ исправления технических огрехов и несовершенства оборудования. По-хорошему штатив должен быть у каждого фотографа. В каких бы жанрах ни приходилось снимать, рано или поздно возникнут условия, при которых использование штатива будет крайне желательным. Посмотрите любые правила, регламентирующие профессиональную съемку. Использование штатива (наравне с дополнительным внешним светом) считается атрибутом профессиональной съемки, которая во многих заведениях либо запрещена, либо стоит дополнительных денег. Однако говорить, что штатив - сугубо профессиональный инструмент, нельзя, фотографам-любителям он нужен не меньше, пусть не такой дорогой и навороченный, но все же. Тому, как выбрать себе штатив, и будет посвящен этот материал.
Шесть причин купить штатив Начинающему фотографу зачастую сложно понять, в каких ситуациях ему может потребоваться штатив. Обрисуем в общих чертах случаи, когда использование треноги не просто желательно, а обязательно для получения более-менее качественных снимков. 1. Ночная съемка Очевидно, что ночью света очень мало. Чтобы это компенсировать, фотографу приходится поднимать ISO и удлиннять выдержку. Первое чревато снижением качества фотографий из-за падения резкости и усиления шумов (да и верхний предел чувствительности тоже небесконечный), второе приводит к смазанным снимкам. Штатив позволяет найти выход из этой ситуации - при его использовании можно поставить длинную выдержку, которая компенсирует нехватку света. Конечно, такой способ подойдет только для съемки статичных объектов, однако ночью динамичных сюжетов не так много. 2. Съемка супертелевиками Если вы снимаете на объектив с фокусным расстоянием 500 миллиметров и выше, то штатив вам понадобится не только ночью, но и днем, особенно если модель не оснащена стабилизатором изображения. Известная формула гласит, что для получения гарантированно несмазанных кадров максимальная выдержка (в секундах) численно должна равняться обратной величине эффективного фокусного расстояния (в миллиметрах). Для 500-миллиметровых объективов это 1/500 с и короче. А такие выдержки сложно использовать даже в светлое время суток. Штатив позволит игнорировать это правило и устанавливать выдержку в зависимости от сюжета. 3. Творческое использование длинной выдержки Длинную выдержку фотографы используют не только при недостатке света, но и в творческих целях. Вы наверняка видели снимки бурных рек и водопадов, у которых вода как бы сглажена. Или ночные фотографии проезжающих автомобилей, от которых в кадре остается только световой след фар. Никакого фотошопа тут нет - только длинная выдержка. Без штатива такие кадры не получить в принципе. Гладкая вода достигается за счет длинной выдержки 4. Групповые и автопортреты Это сегодня появились камеры с переворачивающимися на 180 градусов экранами и мода фотографироваться в зеркале. Раньше для сэлфи использовали штатив и автоспуск. Устанавливали камеру, наводили резкость (автоматике в такой ситуации лучше не доверять), активировали автоспуск и, пока камера вела обратный отсчет, занимали место в кадре. Способ отлично работает и сегодня, особенно когда хочется сделать кадр всей компании, а нажать кнопку спуска некому. 5. Различные творческие приемы, основанные на фотографиях с одной точки Целый ряд творческих хитростей и методик основан на съемке ряда снимков с одной точки. Без штатива добиться идеального совмещения не получится. В качестве примера можно привести творческий прием, который называется "левитация". На фотографиях получается, что объекты летят или парят в воздухе. Фотографируется это очень просто: камера устанавливается на штатив, на аппарате выставляются ручные настройки и делаются два снимка. На одном изображен только фон, на втором - объект вместе с тумбой или стулом. После кусок изображения из первой фотографии просто переносится на вторую и закрывает предмет, на котором объект позировал. Учитывая, что параметры экспозиции идентичны на обоих снимках, а съемка велась с одной точки, при грамотной работе монтаж заметить невозможно. И это только один из примеров использования штатива для творчества. Пример левитации 6. Панорамы и сферические фотографии Встречаются такие жанры фотографии, где требуется съемка серии снимков с четкой сменой угла обзора. Самый простой пример - это панорамы (профессионалы снимают их только со штатива, хотя современные камеры позволяют получать весьма качественные панорамы и при съемке с рук), а самый характерный - сферическое фото. Для него используют особую штативную головку, а также хитрую таблицу значений сдвига. Потом полученные фотографии сшиваются в специальных программах. Без штатива сферическую панораму невозможно снять в принципе.
Какие бывают штативы Несмотря на многообразие различных треног, единой и поддерживаемой всеми классификации пока не придумано - нет структуры параметров, по которым можно ранжировать различные изделия, поэтому пока просто приходится оперировать набором критериев. Так мы и сделаем. 1. Конструкция Любой штатив состоит из двух частей - треноги, которой, если так можно выразиться, штатив опирается на землю, и штативной головки, которая удерживает камеру. У первой части моделей они единое целое, у второй - раздельные. Казалось бы, какая разница, но, пожалуй, этот критерий при выборе штатива самый главный. Дело в том, что штативные головки бывают для разных видов съемки и возможность менять головку - важная особенность. Кроме того, исторически сложилось, что модели с нераздельными частями представлены в любительском сегменте, это самые простые и дешевые модели, у которых главным достоинством является цена, тогда как серьезные и профессиональные штативы позволяют менять головку. Их даже продают раздельно - фотограф может выбрать нужный ему комплект. Еще бывают штативы типа «крабик», с небольшими, но гибкими ногами, которые могут цепляться за различные предметы. Это особый вид штативов, о которых мы поговорим в другой раз. 2. Материал изготовления Самые простые и дешевые штативы изготавливаются из пластика, более дорогие варианты - металлические, но и в этой категории ценовая дифференциация велика. Связано это с весом и характеристиками материалов. Самые дешевые металлические штативы - стальные. Они тяжелые, не очень хорошо гасят колебания, но относительно недорогие и устойчивые. Алюминиевые штативы позволяют сбросить до килограмма веса по сравнению со стальными, но материал дороже, поэтому и цена таких штативов выше. Самые дорогие штативы - карбоновые. Они весят в два раза меньше стальных, а колебания гасят очень хорошо. Единственным недостатком таких штативов является высокая стоимость. Отдельно стоит сказать о пластиковых моделях. Это самые дешевые штативы, но и самые проблемные. Вес у них небольшой, но и устойчивость самая плохая из всех возможных вариантов. Пластиковые штативы колышет на ветру как парус, добиться четких снимков с ними сложнее. Кроме того, материал оказывает важное влияние на «грузоподъемность» штатива. Если любая металлическая модель спокойно выдерживает груз от 6 килограммов и выше (этого хватит даже на зеркалку с мощным телевиком), то у пластиковых моделей нагрузка редко превышает килограмм. Для «мыльниц» и легких беззеркалок это приемлемый вес, но зеркалки, особенно с нештатными объективами, будут давать перегруз. Пример трансформации профессиональной модели 3. Высота штатива Высота штатива напрямую влияет на его стоимость - чем выше, тем дороже. При этом высокий штатив не обязательно крутой, а низкий плохой - в этом вопросе критерием выбора служит только рост фотографа. Оптимально, когда штатив с опущенной центральной стойкой на максимальной высоте примерно на 15 см ниже фотографа. Тогда можно снимать, не сгибаясь и не становясь на цыпочки, - в видоискатель фотограф сможет смотреть с прямой спиной. Почти все современные штативы телескопические, и важной их особенностью является количество складываемых колен. Тут ситуация двойственная. С одной стороны, чем колен больше, тем компактнее штатив в сложенном состоянии, с другой - в таком случае появятся тонкие и слабые секции, которые ухудшат устойчивость. Поэтому производители обычно придерживаются компромиссного варианта с тремя секциями. Но бывают и исключения. 4. Штативная головка Независимо от того, является ли штативная головка встроенной или докупной, их можно разделить на две группы - шаровые и 3D. У первых камера движется как бы на большом шаре, который позволяет вращать аппарат по всем направлениям, а фиксировать одним зажимом. В 3D-головке зажимов много и каждый отвечает за свое направление. Выбор головки зависит от типа съемки. 3D-головка позволяет очень точно изменить одно направление камеры, не меняя другие, это выбор для неспешной студийной съемки. В походах и на природе шаровая головка будет удобнее. При ее использовании приходится настраивать все параметры и почти невозможно повернуть камеру в одной плоскости, не потревожив другие, зато настройка очень оперативная и легкая. 5. Дополнительные аксессуары Это весьма обширный раздел - иные производители очень креативно подходят к комплектованию штативов. Но мы все-таки скажем о вещах, которые встречаются более-менее часто, но могут быть не предусмотрены конструкцией. Во-первых, это пузырьковый уровень. Удобная штука, чтобы ровно выставить штатив относительно горизонта. Во-вторых, крюк на центральной штанге. Позволяет подвесить рюкзак или сумку, что удобно не только с точки зрения снижения нагрузки на спину фотографа, но и в плане повышения устойчивости конструкции. Однозначно полезная вещь. В-третьих, резиновые накладки на ножки. Обычно кончики ножек металлические и немного заостренные, чтобы штатив лучше стоял на грунте, но многие производители предлагают еще резиновые насадки для съемки в помещении. С такими насадками можно не беспокоиться о сохранности пола или мебели. Все вышеперечисленные аксессуары не обязательны, но крайне желательны, по возможности лучше выбирать модели, у которых они есть. Уровень поможет ровно установить штатив даже на склоне
Производители и цены Высокую популярность у профессиональных и продвинутых фотографов получили модели фирм RRS и Gitzo. У обоих есть обширная линейка моделей на все случаи жизни. Все штативы отличаются очень высоким качеством, но и, увы, немалой ценой. Штативы Manfrotto считаются чуть более простыми, зато они заметно дешевле. Именно из-за отличного сочетания цены и качества продукция этой компании очень популярна в России, кроме того, у Manfrotto есть и относительно недорогие модели, которые будут по карману любителю. Benro работает примерно в той же ценовой категории, что и Manfrotto, только предлагает еще более доступные модели. Для любителя это даже более интересный выбор, однако продукция компании в нашей стране известна чуть меньше конкурента. Velbon, Giottos, Slik выпускают модели с разными характеристиками и ценой. Топовые штативы удовлетворят своими характеристиками даже профессионала, а вот самые простые не отличаются высоким качеством. Штативы этих фирм могут быть хорошим способом сэкономить, но к выбору нужно подходить тщательно. Пример недорогого штатива Другие. Очень много различных брендов выпускают недорогие пластиковые модели с несъемными головками. Стоят они дешево, но и качество у них соответствующее. Фотографировать такими штативами 1-2 раза в год можно, но при интенсивной эксплуатации они быстро ломаются. Самые дешевые пластиковые штативы можно купить по цене от 500 рублей, но высота у них будет не более метра. От 1000 рублей начинается стоимость моделей, с которыми будет удобно работать людям среднего роста. Алюминиевые штативы с головками стоят в районе 2000-3000 рублей, однако наличие более продвинутой «головы» может значительно увеличить цену. Располагая суммой в 5000 рублей, уже можно думать о приобретении карбонового штатива. Стоимость топовых моделей с продвинутыми головками уже пятизначная, однако любителям такие штативы ни к чему. |
03.10.2014
Все статьи
Моноподы для экшен-камер
Сними себя сам, или Выбираем монопод
Размещение товарных предложений Личный кабинет