Обзор Fujifilm X10. Работа с камерой ![]() Напоминаем, что в первой части обзора мы рассмотрели историю возникновения Fujifilm X10, его корпус, внешний вид и эргономику, во второй - технические особенности аппарата. В завершающей части - качество видео, режимы EXR, а также общие принципы работы с камерой.
Видео Умение хорошо снимать видеоролики никогда не было отличительной чертой камер Fujifilm. В том же X100 реализация записи видео вообще вызывала недоумение. В X10 получилось лучше. Во всяком случае, камера может снимать с разрешением Full HD и частотой 30 кадров в секунду (причем это единственный, безальтернативный режим). Показатели вроде нормальные, но качество записи высоким назвать трудно, особенно если сравнивать с зеркальными камерами. Изображение не очень четкое, плюс на высокой чувствительности картинка иногда начинает рябить. Но главная проблема в неуверенной работе электроники. Ручных настроек для съемки видео не предусмотрено, поэтому пользователь может только подкорректировать экспозицию, но с ней-то как раз дела обстоят неплохо. Все остальные параметры камера берет на себя и не всегда справляется с настройкой. Баланс белого судорожно пытается подстроиться под меняющиеся условия съемки, демонстрируя чуть ли не весь свой спектр. Автофокус боится быстрых смен сюжета и фокусного расстояния, потому что долго не может сообразить, как ему перестраиваться. В общем, камера любит степенную медленную съемку с плавными движениями оператора. Звук можно записать только встроенным микрофоном, а он монофонический. Впрочем, качество его работы более-менее приемлемо. В целом по видео X10 далеко не лидер класса. При необходимости он может записать ролик, который даже не стыдно будет показать как на экране компьютера, так и на «Ютубе», однако рассчитывать на творческую съемку с аппаратом не приходится.
EXR Именно на эти три магические буквы напирают маркетологи в рекламных пресс-релизах об X10. Благодаря особой технологии изготовления с нестандартным расположением пикселей матрица аппарата умеет соседние светочувствительные элементы использовать по-разному. Отсюда и три дополнительные возможности, которые скрыты на диске выбора режимов под названием EXR. Первый режим называется приоритетом разрешения. В нем как раз ничего особого нет. Аппарат просто делает 12-мегапиксельный снимок, чуть добавляя ему резкости и поджимая, по возможности, диафрагму. Найти принципиальные отличия от фотографий в приоритете диафрагмы или программном не удалось. Иное дело режим приоритета низких шумов. Тут матрица аппарата начинает работать по-другому. Соседние пиксели экспонируют не разные, а одинаковые световые точки. Из-за этого разрешение снимка падает до 6 Мпикс (2816x2112), но с матрицы снимается больше информации. Примерно так же работала знаменитая CDD-матрица Fuji в камерах серии Pro. Эффект, который получается у X10, меньше, чем тогда, но он все равно есть. Вот примеры снимков, сделанных на ISO 1600. При ресайзе до 680 точек их трудно отличить, но если скачать полноразмеры по ссылке и посмотреть на мониторе, то можно увидеть, что разница все-таки есть. Еще интереснее обстоят дела с функцией приоритета динамического диапазона. При ее использовании на высококонтрастных сюжетах разница довольно заметна. Собственно, опять предлагаем сравнить. Тут даже без полноразмеров видно, что на первой фотографии («обычный» снимок) окно выбелилось, а на второй (с режимом EXR) часть информации в светах удалось сохранить. Кроме того, чуть светлее стали тени. В сумме получается довольно неплохая прибавка, которая избавляет от проблем изначально невысокого динамического диапазона матрицы. Помимо этих трех есть еще автоматический EXR-режим. Он заключается в том, что камера сама анализирует и определяет, какую из трех «суперспособностей» включить в зависимости от сюжета. Для тех людей, которые фотографируют по принципу «навел - снял», это неплохой вариант. EXR оказалась довольно полезной вещью, хотя на официальном сайте ее возможности сильно перехвалили. Эффект есть, но не сказать чтобы очень сильный. Между тем при съемке в EXR есть ряд ограничений. Во-первых, как мы уже говорили, разрешение 6 Мпикс в режимах приоритета низких шумов и приоритета динамического диапазона. Во-вторых, формат RAW при использовании EXR не поддерживается, только JPEG. В-третьих, ни в одном из режимов нельзя настраивать выдержку и диафрагму, только ISO и экспокоррекцию. Для тех, кто публикует или печатает фото прямо с камеры, это вряд ли большое разочарование, но вот для любителей обрабатывать снимки - серьезное ограничение. Им проще сделать снимок в RAW и самостоятельно добиться нужных эффектов.
Работа с камерой Диск выбора режимов помимо традиционных «автомата», PASM, видеосъемки, EXR, а также двух пользовательских режимов, которые фотограф может настраивать как ему угодно, содержит еще два положения, SP и Adv., назначение которых сразу не очень понятно. Но на самом деле все довольно просто. SP - это сюжетные программы. Их довольно много, и они неплохо настроены. Владельцы, которые переросли обычный автоматический режим, но еще опасаются пользоваться ручными, должны оценить. В разделе Adv. собраны разнообразные электронные функции, о них стоит поговорить подробнее. Первым в списке идет набор фильтров. Он традиционен, каких-то оригинальных фильтров нет, зато те, к которым фотографы привыкли и ищут в камерах, наличествуют: ломография, миниатюра, насыщенный цвет, низкий ключ, высокий ключ и так далее. Примеры фильтров. Сверху вниз: ломография, миниатюра, яркий цвет, выборочный цвет (полноразмеры можно скачать здесь) В этом же разделе находится и функция автоматической съемки панорам. Она довольно продвинута: можно задавать угол обзора, а также направление и угол движения камеры. Склейка происходит мгновенно и довольно качественно. Проблема одна - низкое разрешение. Даже если камеру развернуть вертикально, то по меньшей стороне будет всего 1670 точек, а в горизонтальном варианте вообще 1080. Не удивительно, что при увеличении таким панорамам хронически не хватает разрешения. В итоге функция придется впору только начинающим фотографам. Тем, кто хоть чуть разбирается в обработке, проще снять серию кадров, да собрать панораму в графическом редакторе. Третий режим отвечает за искусственное размытие фона. Мы упоминали в одной из прошлых частей, что благодаря светосильному объективу X10 может при неких условиях самостоятельно размыть фон, но все-таки матрица мала и происходит это реже, чем хотелось бы, поэтому инженеры добавили программное размытие: аппарат делает несколько снимков, а потом как-то математически вычисляет, где должно быть нерезко. Получается неплохо. Видно, что размытие немного искусственное, но это лучше, чем ничего. Правда, в связи с особенностями реализации эта функция подходит только для статичных объектов. Кроме того, при ее использовании придется мириться с разрешением 6 Мпикс и съемкой в JPEG. Сравнение: оригинальное размытие (сверху), размытие с помощью дополнительной функции (внизу). Полноразмеры можно скачать здесь Наконец, последняя функция этого раздела отвечает за съемку в условиях недостатка света и позволяет укоротить выдержку. Принцип работы такой же - делается серия кадров, а потом они склеиваются в один. Результат тоже заметен: там, где при съемке одиночной фотографии получается шевеленка, с этой функцией кадры резкие. Правда, выигрыша по шумам получить не удалось: снимки выходят хоть и более чистыми, но недодержанными. Если их осветлить до нормального состояния, шумы вернутся. Ну и как обычно - 6 Мпикс и только JPEG. Как работает многокадровое шумоподавление, видно на нижнем фото (полноразмеры можно скачать здесь) В основном меню камеры можно найти еще две небезыинтерсные функции. «Моделирование пленки» позволяет творчески тонировать фотографию. Тут компания вспомнила свое славное прошлое и попробовала воспроизвести фирменные цвета пленок Fujifilm. Вариантов немного, но они довольно интересные: стандартный, яркий, слабый, сепия и несколько видов ч/б. В отличие от фильтров моделирование пленки работает с 12 Мпикс и RAW. Еще одна функция отвечает за расширение динамического диапазона (ДД, DR), причем она не повторяет EXR. То аппаратная функция, а это чисто программная, кроме того, она работает во всех режимах. В меню можно выбрать автоDR либо принудительно установить параметр на 100, 200 или 400%. Алгоритм работы этой функции так и остался до конца непонятен. Ясно только, что камера делает снимок с недодержкой, а потом осветляет, но по каким формулам это происходит, известно только инженерам компании. Наш тест показал, что функция весьма действенна. Даже в обычном 12-мегапиксельном режиме при DR 400% удалось достичь динамического диапазона, примерно равного EXR-режиму. Однако не все так гладко. Увеличение DR возможно только ценой роста ISO. То есть при DR 400% камере придется выставить ISO 400, даже если света очень много. ISO 400 у камеры в принципе неплохое, но все равно детализация там ниже, а для ярких уличных фотографий это не очень хорошо. Впрочем, для тех, кто просто снимает, а потом не занимается обработкой, эта функция оказывается полезной, потому что позволяет сходу как-то расширить ДД. Но если снимать в RAW, то выгоднее будет установить DR 100%, а нехватку динамического диапазона компенсировать при обработке. Это позволяет добиться еще лучших результатов. Сверху вниз: ДД 100%, ДД 200%, ДД 400% (полноразмеры можно скачать здесь) Тем, кто фотографирует в JPEG, небесполезной будет функция настройки снимков. Можно «заказать» усиление резкости, осветление теней, проработку светов, яркость, а также режим работы шумодава, настроив тем самым снимок под свои предпочтения. Как и многие конкуренты, X10 поддерживает функцию определения лиц. Кроме того, в память камеры можно внести лицо для «запоминания». «Объекты» из базы определяются на фото с меньшим количеством ошибок. Уж коли речь зашла о меню X10, то нужно его помянуть добрым словом. Оно красиво, легко воспринимается, но при этом не перегружено, хотя функций у камеры довольно много. Единственным минусом можно отметить некую нелогичность. Все разделы условно разделены на две части: настройки съемки и настройки камеры - при этом некоторые функции находятся не там, где их ищешь руководствуясь логикой. Например, активация режима RAW запрятана именно в разделе настроек камеры. Но при частом использовании это запоминается.
Выводы Fujifilm X10 - далеко не рядовой фотоаппарат. Несмотря на некоторые недочеты, это один из лидеров класса продвинутых компактов. Если вы ищете функциональную камеру скромных размеров с приличным качеством фотографий, то, как минимум, грешно не рассмотреть кандидатуру X10. Модель подойдет начинающим фотографам, которые хотят иметь стильную и качественную вещь, опытным любителям, не чуждым творческой фотографии и имеющим потребность в гибком инструменте для реализации задумок, и даже профессионалам, которым нужна легкая походная камера на каждый день, не сильно расстраивающая снимками. Плюсов у модели много - малошумная матрица, очень стильный ретродизайн, продвинутая эргономика с большим количеством механических органов управления, один из лучших в классе объективов, большое количество программных и аппаратных фишек для обработки и улучшения качества изображения, высокое качество при съемке в JPEG. Из минусов отметим не самый точный автофокус, слабоватое видео, устаревший дисплей и бестолковый дальномерный видоискатель. К минусам мы это относим потому, что в этих компонентах камера немного проигрывает конкурентам. А что же цена? На момент выхода X10 стоил очень дорого, даже чуть дороже любительских зеркалок с китовыми объективами, но после выхода X20 первое поколение заметно подешевело. Сегодня один из лучших компактных аппаратов можно купить за 12-13 тысяч рублей. На данный момент это очень выгодное по соотношению цены и качества предложение. Кроме того, Fuji умеет удивительным образом дарить желание активно фотографировать. А хорошие эмоции при съемке дороже денег. |
31.03.2014
Все статьи
Обзор Fujifilm X10. Внешний вид и органы управления
Обзор Fujifilm X10. Технические особенности
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-S1. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Размещение товарных предложений Личный кабинет