Обзор фотоаппарата Sony RX-10. Внешний вид и органы управления ![]() В объявлениях по продаже автомобилей часто встречается фраза «сел - и поехал», в том смысле, что в машину вкладывать ничего не надо, она полностью готова к эксплуатации. По аналогии про Sony RX-10 можно было бы написать «купил - и снимай». Ведь как часто бывает? Начинающий фотолюбитель приобретает зеркалку или беззеркалку с китовым объективом, пользуется ею некоторое время и понимает, что объектив либо не устраивает его по качеству, либо дает недостаточные фокусные расстояния. И начинаются дополнительные покупки. Идея Sony RX-10 состоит в том, чтобы дать пользователю один универсальный фотоаппарат, на который раз потратился, но потом можешь финансирование по статье «покупка фототехники» прекращать. Под стать вышли характеристики - инженеры постарались объять необъятное и подготовить максимально универсальную модель, которая обладала бы и матрицей более-менее интересной, и объективом мощным. В принципе это у них получилось. Хотя споры модель вызывает немалые, не в последнюю очередь из-за высокой цены. RX-10 своим индексом намекает на то, что занимает место между компактными RX-100 нескольких поколений, у которых хороший, но совершенно не универсальный объектив, и RX-1 с полнокадровой матрицей, цену которой нельзя назвать доступной. RX-10 стремится исправить недостатки обеих камер - он универсальнее RX-100, но дешевле RX-1.
Технические особенности Класс: ультразум. Матрица: BSI CMOS (23,5x15,6 мм), 20 мегапикселей. Стабилизация: есть, оптическая. Автофокусировка: контрастная. Точек фокусировки: 25. Объектив: Zeiss 24-200mm f/2.8. Формат фотографий: RAW, JPG (максимальное разрешение 5472x3648). Формат видео: AVCHD 1920x1080@60p. Диапазон чувствительности: ISO 125-12 800. Диапазон выдержек: 30-1/3200 c. Скорость серийной съемки: 10 кадров в секунду. Объем буфера: 13-15 снимков RAW, примерно 26-30 снимков JPEG. Встроенная вспышка: есть, ведущее число 12. «Горячий башмак»: есть. Выдержка синхронизации: 1/250 с. Видоискатель: ЭВИ, разрешение 1 440 000 пикселей, охват 100%, увеличение - 0,8x. Экран: диагональ 3 дюйма, разрешение 1 228 000 пикселей, поворотный. Память: SD. Интерфейсы: miniUSB, микрофон, наушники, AV. Аккумулятор: NP-FW50, 1080 мА·ч. Размеры: 129x88,1x102,2 мм. Вес: 813 грамм (с аккумулятором и картой памяти).
Корпус, внешний вид Было бы логично, если аппарат, созданный с идеей максимальной универсальности, был бы еще и дизайнерски красивым, но инженеры пошли по пути внутреннего качества, не уделив внимания внешней красоте. Получилось вот что. Корпус у RX-10 очень хороший. Основная часть выполнена из металла, сверху он обшит пластиковыми панелями и резиной. Аппарат получил пыле- и влагозащиту, все стыки уплотнены. Качество сборки отличное, элементы прилегают без щелей и не скрипят при сгибании. Казалось бы, все здорово, вот только выглядит это серо. Над формами корпуса явно работали не дизайнеры, а инженеры. Да и пластик, которым обшита камера, выглядит слишком дешево, явно не на ту сумму, которую просят за аппарат. Впрочем, всем, кто начинает сетовать на внешнюю непривлекательность RX-10, можно возразить: вам «шашечки» - или ехать? С функциональностью у корпуса проблем нет, так что еще нужно? Зато есть проблемы с хватом. Камера получилась очень большой, и, казалось, это должно помочь инженерам решить все проблемы. Не помогло. Ручка-хват оказалась слишком маленькой. У средней по размерам ладони автора обзора мизинец откровенно висит в воздухе, да и безымянный палец хоть и касается ручки, но нагрузки на себе почти не несет. Камеру приходится удерживать, считай, большим и безымянным пальцами, а, учитывая ее вес, приближающийся к килограмму, это не очень радостная особенность. Обвинить в дискомфорте можно объектив, потому что он напрочь испортил развесовку. Оптика неумолимо тянет в свою сторону весь аппарат, который так и стремится вывалиться из руки. Так что RX-10 нужно держать двумя ладонями - от греха подальше. Хват мог быть и лучше Из-за объектива RX-10 простые зеркалки в китовом наборе превосходит не только по массе, но и по габаритам. Прежде всего, конечно, по длине - ибо «нос» заметно выпирает. Корпус, в общем, получился тоже не таким компактным, как мог бы, но с такой оптикой это уже не принципиально. В любом случае для RX-10 нужна отдельная сумка. Впрочем, владелец камеры может себя утешить тем, что места под другие аксессуары в этой сумке бронировать не нужно, а потенциальный владелец зеркалки наверняка захочет взять с собой еще пару объективов.
Эргономика, органы управления Позиционирование RX-10 находится как бы на грани - аппарат может быть интересен как любителям, которые переросли «мыльницы», так и опытным фотографам, которым хочется универсализма, так что и систему управления инженерам нужно было построить такую, чтобы она могла удовлетворить обе группы потенциальных покупателей. Первое, что бросается в глаза, - это дополнительный монохромный дисплей на верхней панели. Этот сугубо профессиональный элемент да еще и в ультразуме - вот уж неожиданный ход. Дополнительный экран - это очень удобная вещь, потому что позволяет сразу увидеть все съемочные параметры. Фотографы, которые привыкают к такому экранчику, потом очень страдают, когда пользуются камерами без оного. Второй дисплей наверняка увеличивает себестоимость камеры, но инженеры пошли на траты. На верхней панели кроме второго экрана элементы более-менее ожидаемые: диск выбора режима, диск экспокоррекции, кнопка спуска с резьбой для тросика и кольцом трансфокатора объектива, настраиваемая функциональная клавиша, а также крохотные кнопки для активации вспышки и подсветки дисплея. Задняя панель не очень оригинальная, однако необходимый минимум для настройки камеры дает. Обращают на себя внимание управляющее колесико и две настраиваемые клавиши. Одна называется «Fn», а другая «AEL», что как бы намекает на то, что по умолчанию этот элемент блокирует экспозицию, но эта кнопка тоже настраивается. Важную роль в настройке играет псевдонавипад, который выполняет функцию и стрелок, и второго управляющего колесика, и центральной клавиши «OK». В самом низу панели находятся кнопки для просмотра и удаления фотографий. Рядышком - что логично. Если этих параметров оказалось мало, то айда в камерное меню, кнопка вызова которого находится сверху слева, около электронного видоискателя. Свой элемент есть для управления видеозаписью - по традиции Sony он хромированный и с красной точкой, а находится в зоне действия большого пальца правой руки. Раз уж речь зашла об ЭВИ, стоит про него рассказать подробнее. К сожалению, инженеры не стали использовать топовые видоискатели компании, которые стоят, например, в A99 или A7. Элемент, которым оборудован RX-10, имеет в два раза меньшее разрешение и не самые хорошие скоростные характеристики. Картинка в ЭВИ не очень четкая и имеет свойство запаздывать, разве что можно порадоваться, что обзор у видоискателя 100-процентный. Сложно сказать, почему не был использован более качественный элемент, ведь массивным и тяжелым аппаратом гораздо удобнее снимать в классическом хвате с помощью ЭВИ. У RX-10 же логичнее использовать основной дисплей, потому что он качественнее, хотя нельзя не признать, что такая бандура на вытянутых руках смотрится очень странно. Если ЭВИ не слишком радует, то вот к основному дисплею претензий нет. У него стандартный размер три дюйма, зато разрешение 1,229 млн пикселей, чего хватает для любых задач. Экран довольно яркий и различим даже на солнце. Кроме того, камера получила датчик освещенности, что позволяет ей самой регулировать интенсивность свечения. Наконец, экран имеет наклонный механизм. Увы, вращается он только в одной плоскости, но отклоняться вверх на 90 градусов и вниз на 45 умеет, что лучше, чем ничего, во всяком случае над головой и с пола снимать удобно. На передней панели второй, после дополнительного экрана, сюрприз. RX-10 позволяет управлять диафрагмой на кольце объектива. Если на «мыльницах» диафрагма зачастую бессмысленный параметр, потому что на маленьких матрицах ее изменение почти не влияет на снимок, то с сенсором RX-10 уже можно задуматься над числом относительного отверстия и управлением глубиной резкости. Работает это так. Если пользователь хочет довериться автоматике, то просто переводит селектор на правой боковине объектива в положение «off». Кольцо настройки крутится свободно, параметром заведует электроника. Но стоить включить управление, как кольцо при прокрутке начинает фиксироваться в положениях, а камера - считывать и использовать значение диафрагмы, которое выставлено на кольце. Естественно, это происходит только в ручном режиме и в приоритете диафрагмы. Продвинутых фотографов этот элемент очень радует. Второе кольцо объектива отвечает за зум. Увы, привод не механический - движением линз заведует электромотор. Это хорошо для видеографов, потому что изменение зума получается очень плавным, без рывков, но вот для фотографов скорее минус. «Перемотка» от одного до другого края диапазона фокусных расстояний слишком долгая, можно и снимок из-за этого упустить. Кстати, если переключиться в режим ручной фокусировки, то этим кольцом можно будет наводить фокус, а для зуммирования останется только кольцевой элемент вокруг кнопки спуска; в режиме AF зумом работают оба элемента. Еще на передней панели расположен переключатель типа фокусировки. На нем четыре положения: следящий фокус, покадровый, ручной, а также DMF, в котором камера фокусируется сама, но фотограф всегда может руками «довернуть» кольцо в любую сторону. К расположению функциональных элементов в Sony подошли консервативно. Интерфейсы разместились на правом боку камеры, под резиновыми заглушками, отсек для карты памяти - слева, а крышка батарейного отсека - внизу. Увы, но аккумулятор в аппарате не самый богатырский - всего 1080 мА·ч. Как следствие - автономность получается невеликой: порядка 350 снимков. Любителю на съемочный день вроде бы должно хватить, однако места в корпусе предостаточно и разместить в нем можно было бы и более объемный элемент. Видимо, сказался вопрос унификации и экономии. В целом эргономика аппарата получилась довольно адекватной классу. Тут нет пиршества механических органов управления и стремления оперативно контролировать каждый параметр, но о людях, которые пользуются ручными настройками, тоже не забыли. Чего стоят хотя бы три настраиваемые клавиши, которые позволяют подобрать любой параметр по выбору фотографа. Отдельным бонусом идут управление диафрагмы с кольца и дополнительный дисплей. Эргономике можно было бы ставить «пятерку», если бы еще и хват был получше, но он небольшой дискомфорт в управление все-таки вносит.
Подробно о технических особенностях RX-10, качестве снимков и видео, штатном объективе, а также работе с камерой мы поговорим во второй части обзора. |
15.01.2015
Все статьи
Обзор фотоаппарата Sony RX-10. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Sony А77. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Sony NEX 7. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Размещение товарных предложений Личный кабинет