Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1. Внешний вид и органы управления ![]() Когда Olympus выпустила весьма продвинутый аппарат E-M5 и придумала для него новый подбренд OM-D, стало ясно, что одной моделью компания в этом сегменте не ограничится. Так оно и получилось: сначала появился E-M10, который является несколько упрощенной (но и более дешевой) версией «пятерки», а потом вышел и новый лидер - E-M1. Про родоначальника серии E-M5 мы подробно рассказывали. Именно с выходом этого аппарата некоторые даже серьезные творческие фотографы начали переходить на беззеркалки. E-M1 призван укрепить успех «пятерки» и рассчитан на еще более взыскательную публику. В принципе, этот аппарат вполне можно позиционировать как профессиональный. Набор его характеристик покрывает все распространенные фотозадачи, качество снимков высокое, эргономика продвинутая. Даже с аксессуарами дела обстоят неплохо, потому что E-M1 получил поддержку объективов Olympus от зеркальных камер и в плане оптики имеет широкий выбор. Цена у камеры довольно высокая, но если есть за что платить, профессионала это вряд ли остановит. Насколько реальны претензии E-M1 на публику, зарабатывающую на жизнь фотографией, мы попробуем разобраться в нашем обзоре. А также поcтараемся понять, нужен ли этот фотоаппарат любителю, пусть даже и продвинутому.
Технические характеристики Класс: беззеркальная камера. Матрица: CMOS (17,3x13 мм), 16 мегапикселей. Стабилизация: есть, пятиосевая. Автофокусировка: фазовая, контрастная, гибридная. Экспонометр: TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 324-зонного двухслойного кремниевого фотоэлемента. Точек фокусировки: 81 контрастная, 37 фазовых. Объектив: сменный, байонет Micro Four Thirds. Формат фотографий: RAW, JPG (максимальное разрешение 4928x3280). Формат видео: MOV(H.264) 1920x1080@30p. Диапазон чувствительности: ISO 200-25 600, возможно расширение до 100. Диапазон выдержек: 60-1/8000 c. Скорость серийной съемки: 6,5 кадра в секунду. Объем буфера: около 50 снимков RAW. Встроенная вспышка: нет. «Горячий башмак»: есть. Выдержка синхронизации: 1/320 с. Видоискатель: электронный, 2,3 млн пикселей, охват 100%, увеличение - 1,48x. Экран: диагональ 3 дюйма, разрешение 1 037 000 пикселей. Память: SD. Аккумулятор: 1220 мА·ч. Размеры: 130x94x63 мм. Вес: 430 грамм.
Корпус, внешний вид OM-D названием отсылает линейку к пленочным временам, поэтому логично, что аппараты этого бренда выполнены в очень популярном сегодня ретродизайне. При этом E-M1 - неброский, современно выглядящий аппарат. Для тех, кого привлекают стиль и яркие вещи, это плохо, но с точки зрения фотосъемки в этом есть даже некий плюс. Такой аппарат (если не накрутить на него какой-нибудь необычный объектив) не вызывает повышенного внимания в толпе, меньше привлекает воров и смотрится довольно просто. То, что внутри мощная электронная начинка, на первый взгляд и не скажешь. Габариты при этом по меркам беззеркалок нельзя назвать особо скромными. До миниатюрных моделей той же Olympus линейки PEN EM-1 далеко, с другой стороны, выигрыш в размерах по сравнению с зеркалками все равно есть, а принципиален именно этот момент. Ведь в классе беззеркалок, как и во всех других, действует неписаное правило: чем аппарат больше, тем он лучше. Просто есть поправка на масштаб. Как обычно, относительно крупный корпус позволил инженерам придумать нормальный хват. Камера отлично сидит даже в большой руке. Кроме того, для модели выпущен опциональный батарейный блок, который делает хват еще более удобным. Как и у других камер линейки OM-D, корпус EM-1 выполнен из магниевого сплава, а сама камера отлично собрана. Заявляется и высокий уровень пыле- и влагозащиты, еще один реверанс в сторону профессионального использования аппарата. Инженеры говорят также о дополнительной защите при съемке на морозе. В инструкции написано про -10 градусов по Цельсию. Но на практике можно предположить, что работоспособность аппарат сохранит и при более низких значениях температуры окружающей среды. Кстати, EM-1 выпускается только в черном цвете корпуса, выбрать другую расцветку невозможно в принципе.
Эргономика, органы управления Говоря о заявке EM-1 на высокий профессиональный статус, мы в первую очередь имели в виду именно эргономику. Аппарат по части управления получился очень продвинутый, что для начинающих фотографов избыточно, а для опытных очень привлекательно. Отметим также, что сама логика управления EM-1 отличается от того, что мы привыкли видеть в зеркальных Canon или Nikon. Olympus делает ставку на беспрецедентно большое количество настраиваемых элементов, фактически предлагая пользователю самостоятельно разработать эргономику. Механических органов управления много. Прежде всего, ими усеяна верхняя панель аппарата. EM-1 определенно ориентирован на настройку большим и указательным пальцами, причем обеих рук. Сразу расскажем про интересное решение с управляющими колесиками. Во-первых, их у аппарата два. Первое совмещено с кнопкой спуска (вернее, сама кнопка вписана внутрь круга), второе удобно выступает за пределы корпуса, и его можно крутить как сверху, так и сбоку. Самое интересное в том, что у управляющих колесиков нет постоянных функций. Параметр, который они будут изменять, во-первых, зависит от положения двухпозиционного переключателя на задней панели, во-вторых, учитывает режим работы камеры и пользовательскую настройку. Скажем, если рычажок стоит в позиции «один», то колесики в приоритете диафрагмы будут настраивать диафрагму и коррекцию экспозиции, в приоритете выдержки - выдержку и коррекцию экспозиции, а в мануальном - выдержку и диафрагму. Стоит перевести рычаг в положение «два» - колесики перестанут менять экспопару, зато займутся другими параметрами. Какими - будет решать пользователь соответствующей настройкой в меню. По умолчанию это ISO и баланс белого, но потенциально на второе положение переключателя можно записать любой другой параметр. Помимо этого на верхней панели есть две классические программные кнопки, работу которых тоже можно задать через меню. Если вторая из этих клавиш расположена вполне традиционно, то вот первую инженеры разместили на скосе угла аппарата. Со стороны смотрится довольно странно, но на кнопку удобно нажимать большим пальцем, так что ее месторасположение вопросов не вызывает. Интересно, что вторая настраиваемая клавиша имеет два режима работы - у нее есть функция как кратковременного нажатия, так и удерживания. Это тоже все настраивается. В левой части верхней панели - органы управления с фиксированными значениями, но довольно интересные. Две кнопки выполнены на неком полукруглом подиуме, из которого торчит рычажок включения-выключения аппарата. Форма как бы намекает, что конструкцию можно покрутить, но это обманка, еще одного кругового органа управления там нет. Зато есть две кнопки. Первая оригинально объединяет в себе настройку режима работы затвора и активацию режима HDR. Вторая - отдана на откуп настройки автофокуса, что, учитывая возможности камеры в этой сфере, довольно здравая идея. Вскользь упомянем о диске выбора режимов и кнопке начала видеозаписи. Хотя бы они у EM-1 получились традиционными, правда, модный ныне блокиратор у диска выбора режимов все же есть. На задней панели органов управления поменьше и они более традиционные. Про переключатель режима работы колесиков мы уже упоминали. Он выполнен одним модулем с кнопкой блокировки экспозиции и автофокуса. Попридираемся немного, но нам кажется, что в аппарате с такими серьезными претензиями эти кнопки могли бы быть и раздельными. Слева от видоискателя есть клавиша переключения между ЭВИ и основным экраном. Она дублирует так называемый датчик глаза, который автоматически может переключить картинку с основного экрана на видоискатель. В правой части задней панели расположены псевдонавипад и кнопки. Это не совсем типично, иные производители как раз на нижнюю часть панели выносят множество элементов, но вполне логично - далеко тянуться не надо. У EM-1 в этой части корпуса расположены функции, которые не требуют оперативного нажатия: переход в режим просмотра, активация основного меню и удаление снимков. Более важная клавиша Info, которая по традиции заведует выводом графической информации на дисплей и видоискатель, логично расположена над псевдонавипадом. Последний, кстати, весьма интересен. Кнопки вроде и соединяются друг с другом, но лишь у самого центра, так что их можно считать раздельными. Сам псевдонавипад получается 4-позиционным, а не 8-позиционным, как мы привыкли видеть в продвинутых камерах. Однако это проблем не доставляет. Дополнительные положения обычно используются для выбора точки фокусировки, тогда как у EM-1 для этого есть куда более удобный инструмент. Пиктограмм на боковых клавишах псевдонавипада нет, но они тоже активно используются в работе. Обозначений нет по той причине, что все четыре клавиши являются настраиваемыми, то есть пользователь может задать любую, даже, казалось бы, очень странную, но удобную лично ему комбинацию. Для настройки доступны почти все основные функции аппарата. Центральная клавиша псевдонавипада не только является кнопкой OK, но еще и активирует «легкое» меню. Две кнопки расположились также на передней панели, справа от байонета, но они показались немного странными - одна кнопка отвечает за репетир диафрагмы, вторая за изменение баланса белого. Репетир диафрагмы на беззеркалках с электронным ЭВИ - вещь весьма сомнительной полезности, кнопка же баланса белого, наоборот, используется часто, поэтому не понятно, почему именно ее вынесли на переднюю панель. Хорошо еще, что изменение ББ можно настроить на любую из функциональных клавиш. Помимо всего этого кнопочно-колесикового разнообразия EM-1 имеет еще один весьма мощный инструмент для настройки. Это сенсорный экран. Его-то мы и имели в виду, когда говорили, что печалиться по поводу 4-позиционного псевдонавипада не стоит. Зачем выбирать точку фокусировки кнопками, когда можно просто нажать на нужный фрагмент экрана и камера сама наведется в это место? Также на дисплее можно менять параметры, обрабатывать фото и многое другое. Но это уже на любителя, тем более что механических органов управления для этих функций хватает. По расположению интерфейсов, карты памяти и батареи EM-1 не преподносит сюрпризов: разъемы, как всегда, на левой панели под заглушками, единственная карта SD (почему, кстати, не две, раз уж аппарат так высоко позиционируется?) - на правой панели, а отсек для аккумулятора внизу. Также на нижней панели есть разъем для подключения уже упомянутой нами батарейной ручки. Эргономика Olympus OM-D E-M1 полностью отвечает позиционированию, высокой цене и статусу аппарата. Найти более-менее серьезные проблемы нам не удалось, но при этом аппарат предлагает очень интересные и нетривиальные решения типа настраиваемых управляющих колесиков, а также шести (!!!) функциональных клавиш. Это рай для опытного фотографа, любую функцию можно настроить на быструю кнопку, да и запасные клавиши все равно останутся. Обратная сторона такой продвинутости - определенный уровень подготовки, который аппарат предъявляет владельцам. Ведь мало настроить все шесть функциональных клавиш, нужно еще запомнить их и понимать, что каждая делает. Кроме того, система с двумя постоянно активными колесиками требует внимательности, потому что случайно задеть и непроизвольно перенастроить аппарат очень просто. Но для опытных фотографов это, понятно, не ограничение.
Подробно о технических особенностях Olympus OM-D E-M1, качестве видео и работе с камерой мы поговорим во второй части обзора. |
30.05.2014
Все статьи
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Canon M10. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоапапрата Panasonic Lumix DMC-LX100
Размещение товарных предложений Личный кабинет