Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1. Технические особенности и работа с камерой ![]() Напоминаем, что в первой части обзора мы рассмотрели историю возникновения Olympus OM-D E-M1, его корпус, внешний вид и эргономику. Сегодня на очереди технические особенности, качество снимков, а также общие принципы работы с камерой.
Технические особенности Olympus традиционно демонстрирует эволюционный подход к развитию матриц своих аппаратов. Сохраняя незыблемые размеры в 17,3x13 мм, что соответствует кроп-фактору 2x, компания весьма осторожно увеличивает разрешение матрицы, стараясь технологические новинки импортировать не в количество пикселей, а в качество снимков. Не удивительно, что с таким подходом Olympus удается постепенно сокращать отрыв от матриц формата APS-C, который раньше был довольно заметный, а сегодня практически исчез. Кадр с EM-1 на ISO 800 (полноразмер можно скачать здесь) Новому поколению матриц, а в E-M1 как раз такая и используется, прежде всего удалось улучшить ситуацию с шумами. Если раньше камеры с кропом 2x проигрывали зеркалкам стоп, то сегодня ситуация почти выровнялась. Однако есть один нюанс. У E-M1 очень агрессивный шумодав, который на высоких значениях чувствительности решает проблему шумов, но сильно снижает детализацию, поэтому говорить о предельных рабочих значениях ISO можно только с уточнением цели использования снимка. Печатать большой формат можно только до ISO 1600, просматривать на мониторе комфортно до ISO 3200, для отпечатков 10x15 и Интернета допустимо значение ISO 6400. Но это на наш вкус, у кого-то, возможно, требования будут иные. На малых ISO заметно лучше у E-M1 стала детализация. Тут секрет прост - сенсор лишен AA-фильтра. Этот шаг всегда вызывает риск появления муара, но за время теста мы с такой проблемой ни разу не столкнулись, что позволяет сделать предположение о хороших программных средствах борьбы с этим явлением. Кадр с EM-1 на ISO 1600 (полноразмер можно скачать здесь) Пожалуй, единственные аспекты, где дважды кропнутая матрица E-M1 проигрывает зеркалкам и беззеркалкам формата APS-C, - динамический диапазон и степень размытия фона. Тут физические размеры матрицы не исправить никакими средствами. Но если с относительно небольшим ДД придется только смириться, то размытие фона легко компенсировать светосильной оптикой, которой под Olympus, как раз именно за счет матрицы меньшего размера, довольно много. Завершая разговор о качестве изображения, отметим, что у камеры получаются хорошие фотографии в формате JPEG. У профессиональных репортеров нет времени скрупулезно обрабатывать каждый снимок, поэтому умение сходу получить качественный кадр - важное требование к камере. У E-M1 с этим проблем нет. В том числе благодаря точной работе с цветом, которой всегда славились камеры Olympus. Причем хороший результат получается даже с настройками по умолчанию, а ведь еще есть возможность тонкой настройки. Очень удачной нам показалась работа автоматики в плане определения баланса белого и экспозамера - количество ошибок минимально. Кадр с EM-1 на ISO 3200 (полноразмер можно скачать здесь) Детального разговора заслуживает автофокус модели. Быстрое наведение резкости было одним из плюсов E-M5, а новый флагман в этом плане пошел еще дальше. Начнем с того, что автофокус у E-M1 гибридный. Он сочетает в себе 81 зону контрастного автофокуса и 35 фазовых датчиков, встроенных в матрицу. Правда, работает это по довольно креативной схеме. Фазовые датчики оказались нужны камере не столько для увеличения скорости работы автофокуса, сколько для поддержки старой зеркальной оптики компании. В 2010 году Olympus прекратила выпускать зеркалки, но по всему миру остались фотографы с комплектами олимпусовской оптики. Нехорошо как-то бросать «своих», подумали в компании и в E-M1 реализовали поддержку объективов от зеркалок формата 4/3. Работает это, правда, не со штатным комплектом, а только с покупкой специального переходника (который, кстати, стоит порядка 9 тысяч рублей), но главное то, что инженерам удалось сделать объективы полностью совместимыми, в том числе и с автофокусом. Это определенное достижение, потому что установить оптику можно было и раньше, но только в ручном режиме. В целом система работает так. Когда на камере установлен объектив серии микро 4/3, то в покадровом режиме используется только контрастный автофокус, если объектив зеркального формата 4/3 - то только фазовый. Стоит переключить фокусировку в следящий режим, как они начинают работать в паре. Нужно сказать, что скорость фокусировки в разных режимах отличается. Самый медленный - фазовая фокусировка с зеркальными объективами 4/3. То ли дело в самих объективах, по большей части оснащенных отверточным приводом, то ли не все проблемы взаимодействия инженерам удалось разрешить, но факт остается фактом: E-M1 с родными «стеклами» микро 4/3 быстрее. Нет претензий по скорости к следящей фокусировке - вот она-то оказывается самой быстрой. С точностью ситуация чуть хуже. Промахи случаются чаще, чем хотелось бы, причем можно выявить закономерность - на ближние объекты аппарат любит наводиться гораздо меньше, чем на удаленные. Самая популярная ошибка фокусировки связана именно с этим. У EM-1 поворотный дисплей Аппарат получил новый мощный процессор TruePic VII, который позволил существенно увеличить быстродействие модели. С отключенным автофокусом аппарат способен снимать до 10 кадров в секунду, с включенным - 6,5 fps. Это вполне достойный результат. E-M1 сам по себе очень быстрый. На все команды фотографа камера реагирует мгновенно. Субъективные ощущения как от работы с профессиональной зеркалкой - настолько все быстро и четко. Добавляет эмоций и гигантский буфер обмена. Это непередаваемое ощущение - ты зажал кнопку спуска, затвор стрекочет как автомат Калашникова, а патроны буфер все не заканчивается и не заканчивается. Даже в формате RAW камера разом может взять на борт 50 снимков, а в JPEG серия ограничена только размером и скоростью карты памяти. По этому показателю E-M1 можно сравнить даже с самыми крутыми репортерскими аппаратами. Не меньших восторженных слов заслуживает электронный видоискатель модели. По нашему мнению, с выходом E-M1 переходящий кубок за лучший ЭВИ от Sony достается Olympus. Мало того что у него разрешение в 2,3 миллиона точек, так еще и увеличение 1,48x. Даже с учетом кроп-фактора 2x видоискатель оказывается огромным. Он вполне сравним с аналоговыми «телевизорами» профессиональных полнокадровых зеркалок, а то и чуть больше их. Лаг почти отсутствует, детализация более чем приличная - работать с таким видоискателем не менее удобно, чем с оптическим. Из традиционных минусов ЭВИ инженеры не смогли побороть только нагрузку на глаза, которая все-таки заметно выше, чем в случае с «оптикой». Зато «электрика» имеет свои преимущества, например, показывает фотографию именно такой, какой она будет записана на карту памяти - с экспокоррекцией, фильтрами и различными электронными улучшайзерами. Вычислительная мощность процессора позволяет даже реализовать предпросмотр HDR в режиме реального времени. То есть фотограф видит, как может выглядеть будущая возможная фотография, склеенная из нескольких снимков. Красота. Основной дисплей на этом фоне выглядит немного бледно, но он тоже очень неплох. Размер типичный - три дюйма по диагонали, зато разрешение перевалило за миллион пикселей. У дисплея отличная яркость и большие углы обзора, а еще он, как мы уже упоминали в первой части обзора, сенсорный. Завершает список возможных «плюшек» поворотная конструкция. Она, правда, немного редуцирована - поворачивать голову аппарат может только в вертикальной плоскости, но и этого вполне хватает. Отсек для одной карты SD Из других фишек отметим встроенный пятиосевой стабилизатор изображения, который E-M1 унаследовал от E-M5. Он может обеспечить выигрыш до 4 стопов выдержки, что не уступает лучшим стабилизаторам в объективах. Причем этот «стаб» работает с любой оптикой. Тоже хорошее конкурентное преимущество камеры. Отметим и огромный диапазон выдержек. Затвор не только отрабатывает 1/8000 с, но и может снимать со значением 60 секунд, что в фотоаппаратах бывает не часто. Встроенной вспышки у камеры нет, зато в комплекте идет простенькая внешняя. Ведущее число у нее всего 10, и от покупки нормального внешнего света она не спасает. Особенно для репортажа. А вот что слабо предназначено для профессионального использования, так это батарея. Она объемом всего 1220 мА·ч, и ее хватает на 300-350 снимков. Для нормального репортера тут не только вторая, но и третья с четвертой понадобятся. Проще уж сразу купить батарейную ручку. Видеовозможности E-M1 не поражают воображение, но минимально необходимое камера умеет. А именно - снимает в разрешении Full HD с частотой 30 кадров в секунду, имеет встроенный стереомикрофон и возможность подключить внешнюю «пушку». Во время записи работает более-менее приличный автофокус (но только с объективами серии микро 4/3, с зеркальной оптикой автофокуса нет) и почти все фильтры. Кроме того, есть дополнительная возможность снимать видео с эффектом шлейфа от объектов, весьма интересно получается. Для более-менее серьезной съемки E-M1 не хватает высокого битрейта (штатно всего 24 Мбит/с), формата AVCHD и выхода для наушников. Для профессионального видеоиспользования камера пригодна слабо, но вот для домашнего архива ее возможностей более чем достаточно.
Работа с камерой Olympus всегда славилась использованием большого количества различных электронных фильтров и примочек, в E-M1 ничего не поменялось. Конечно, потенциальной аудитории аппарата они по большей части ни к чему. Но, с другой стороны, еды не просят, цену практически не увеличивают, во время съемки не мешают. Как говорится, не хочешь - не пользуйся. Тем более что E-M1 может похвастать не только традиционными функциями, но и интересными новинками, о которых хочется рассказать чуть подробнее. Весьма интересным нам показался режим Colour Creator. Адекватный перевод придумать сложно, так что будем пользоваться английской калькой. Суть режима в том, что на уже сделанной фотографии можно задать свои цвета. Делается это очень просто: переднее управляющее колесико настраивает оттенок цветов, а заднее - насыщенность. Чем-то это напоминает ползунки в «фотошопе», только тут можно настраивать колесиками, что быстро и удобно. Режим позволяет на скорую руку сделать простое тонирование и отрегулировать цвета. Когда возиться с обработкой на компьютере нет времени или желания - Colour Creator вполне интересная и адекватная замена. Режим Live Time стал развитием режима Live Bulb, который есть у E-M5. Он помогает тем, кто любит снимать с длинной выдержкой. Во время экспонирования кадра камера выводит на экран промежуточные результаты снимка. По ним можно судить о том, нормально ли проэкспонирован кадр или какие объекты попадают в него. У E-M5 такая функция работала в режиме Bulb, то есть когда команду на открытие и закрытие затвора дает фотограф, у E-M1 - с любой длинной выдержкой. Как всегда, похвалим Olympus за работу с эффектами (в самой камере они мудрено называются процессорными эффектами обработки изображения). Их, как всегда, много, и они весьма качественные. При умелом использовании фильтры позволяют заметно оживить фотографии, особенно хорошо, что силу эффекта можно регулировать в настройках. Минус традиционен - работает это все только в JPEG. Как и в других камерах серии OM-D, в E-M1 используется меню весьма интересного дизайна. Многие его ругают за сложность и большое количество вложений, что заставляет долго добираться до тонких настроек. Однако нам это большой проблемой не кажется: если изначально полностью настроить камеру, то заходить в меню часто потом не придется.
Выводы Так что же, лукавили в Olympus, когда говорим о том, что E-M1 походит для профессиональной репортажной съемки? Стоит признать, что нет. У аппарата все для этого есть. Отличная эргономика, скорострельность, великолепный буфер, широкие функциональные возможности. Качество снимков тоже вполне на уровне для такого типа съемок. Конечно, с полноформатными монстрами E-M1 конкурировать не будет, а вот с продвинутыми кроп-зеркалками типа Nikon D7100 или Canon 70D - вполне. Причем аппаратам традиционной компоновки в общем-то и нечего противопоставить. Автофокус у них чуть поточнее, да разрешение выше (хотя для репортажной съемки это вообще не критично), чуть выше рабочие ISO, но у них нет такой скорости работы, великолепного встроенного стабилизатора, различных электронных систем, да и эргономика, пожалуй, похуже. Учитывая то, что E-M1 поддерживает старые зеркальные объективы системы 4/3, говорить о традиционном преимуществе зеркальных грандов в оптике тоже нельзя. Впрочем, утверждать, что репортеры средней руки начнут скупать Olympus E-M1, не приходится. Камера получилась заметно дороже конкурентов (около 50 тысяч рублей без объектива), а разница в «ценнике» не оправдана техническими преимуществами. Ну а кроме того, никуда не делся стереотип, что профессиональный фотограф должен быть с большой и тяжелой зеркалкой, а иначе какой он профессионал. Olympus E-M1 в этой связи ждет роль скорее камеры для фанатов марки и обеспеченных любителей. Для этой целевой аудитории E-M1 - отличный аппарат. |
04.06.2014
Все статьи
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Canon M10. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоапапрата Panasonic Lumix DMC-LX100
Размещение товарных предложений Личный кабинет