Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой ![]() Напоминаем, что в первой части обзора мы рассмотрели историю возникновения Olympus OM-D E-M1 mark II, его корпус, эргономику и органы управления. Сегодня на очереди технические особенности, качество снимков и работа с камерой.
Технические особенности На момент выхода Olympus OM-D E-M1 mark II 16-мегапиксельный сенсор, который устанавливается во все камеры производителя, уже немного устарел и для нового флагмана подходил слабо. Инженеры поднатужились и смогли представить абсолютно новую 20-мегапиксельную матрицу, которая, видимо, теперь будет основной для всех последующих камер еще года на три. Примеры фотографий на разных ISO (полноразмер можно скачать здесь) ISO 800 ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400 Сенсор получился лучше, чем у предшественников. Съемка на высоком ISO всегда была проблемой системы, теперь диапазон рабочих значений расширился. ISO 3200 теперь вообще не вызывает проблем. Не рекордный показатель, но уже что-то. Не только работой на высоких ISO обуславливается качество фотографий, но и другими параметрами. Почти все из них удалось улучшить в новой матрице. Немного возрос динамический диапазон; он все равно меньше, чем у полнокадровых камер, но пользоваться HDR на Olympus OM-D E-M1 mark II хочется уже реже, чем на предшественнике. Четыре «дополнительных» мегапикселя положительно сказались на детализации, теперь на низких ISO удается получать более детализированную фотографию, расширились возможности для кропа. Фирменные цвета остались на своем месте, причем это не накручивание профиля в JPEG, как делают некоторые производители: хороший цвет Olympus захватывает именно матрицей и он доступен в RAW-файлах. В целом сенсации не произошло, и Olympus OM-D E-M1 mark II не отправился на Олимп свергать признанных авторитетов по качеству фото. В то время как космические корабли бороздят просторы вселенной, а полнокадровые камеры начинают уверенно снимать на пятизначных значениях ISO, 3200 от Olympus не выглядит чем-то особенным, но для компании это несомненный шаг вперед. Дважды кроп всегда будет уступать в предельных возможностях аппаратам с большими сенсорами, но то, что инженерам Olympus понемногу удается отодвигать границу, на которой разница становится заметной, делает им честь. Тем более что в JPEG можно снимать и на 6400 (там активный шумодав зачищает картинку), а различные электронные способы улучшения представлены очень обильно. Если апгрейд матрицы воспринимается как «сделали - и хорошо», то улучшения по части автофокуса Olympus OM-D E-M1 mark II приятно удивляют. Во-первых, возросло количество точек. Гибридная система использовалась еще в первом поколении E-M1, но там точек было относительно немного. Теперь 121-фазовый датчик работает вместе со 121-контрастной точкой. Все они равномерно рассредоточены по периметру кадра. Выбирай не хочу. Тут, кстати, сенсорный экран очень кстати. Выбор точки фокусировки Во-вторых, появилась функция распознавания лиц. Конкуренты балуются чем-то подобным уже давно, а Olympus сразу подготовила очень рабочее решение. Распознаются не только лица, но и даже глаза, что не может не радовать при съемке с малой ГРИП. Работает все это точно и быстро. В-третьих, лучше стал следящий автофокус. Камера теперь может отслеживать перемещение объектов и имеет настраиваемые механизмы поведения в случае появления в кадре других объектов. Кроме того, можно настроить чувствительность автофокуса, которая напрямую связана с точностью и процентом брака. В разных ситуациях оптимальное значение будет отличаться, его можно подобрать либо интуитивно, либо из опыта прошлых съемок. В-четвертых, поражает уровень настройки автофокуса. Пользователь может настроить все что угодно. И количество точек, и зоны фокусировки, и алгоритмы работы, даже можно указать расстояние в метрах, на которое камера должна наводиться, и она будет это делать, или можно ограничить диапазон, за который фокусировка не должна уходить. Ювелирная работа со всем этим хозяйством требует от фотографа хорошей подготовки и отличного понимания своих действий. Поражает и быстродействие аппарата. Новый восьмиядерный процессор TruePiс VIII творит чудеса. С механическим затвором камера может снимать с перефокусировкой и сменой экспозиции до 10 кадров в секунду, а с заблокированными параметрами - до 15 fps. Но если перейти в режим электронного затвора, то камера может снимать с заблокированными параметрами до 60 кадров в секунду (со следящим автофокусом 18 fps), причем в формате RAW! Вы представляете себе объем информации, который перерабатывает процессор, это же гигабайты в секунду! Правда, не очень понятно, кому в реальной жизни может потребоваться такая скорость (60 fps - это даже для съемки роликов неплохой показатель), но фотограф в меню может указать нужную ему частоту кадров. Стабилизатор изображения Впечатляет и стабилизатор. Он во всех последних Olympus хорош, но для Olympus OM-D E-M1 mark II инженеры изыскали дополнительные резервы. Теперь они заявляют, что встроенный матричный стаб может компенсировать до 5,5 стопа экспозиции (у Olympus OM-D E-M1 было 5 стопов), а при использовании объективов со стабилизацией (таковых в линейке Olympus, правда, пока всего два, но еще есть оптика от Panasonic) общий суммарный выигрыш может составить до 6,5 стопа. В некоторых интервью доводилось читать мнение, что это максимум возможного, ибо дальнейшему развитию стабилизатора уже мешает вращение Земли и гравитация. Посмотрим, как тема будет развиваться дальше, но и то, что есть, уже впечатляет. Первые владельцы камеры в социальных сетях соревнуются, кто сделает самый «длинный» снимок с рук. Вроде бы даже есть примеры резких фотографий с выдержкой в 8 секунд. Это, конечно, исключение и стечение обстоятельств, но в реальной жизни можно говорить, что фотографии до 1/10 с почти всегда резкие. А если поискать естественную опору, использовать широкоугольную оптику и сделать пару кадров для подстраховки, то вплоть до секунды снимать можно. Это фантастика. Штатив в ночных фото перестает быть обязательным - кто бы об этом мог подумать! Дисплей на фоне всей остальной «прелести» улучшился не так глобально. Ему немного добавили скорости, чуть сократили лаг, но и разрешение, и размер остались на уровне Olympus OM-D E-M1, что особых претензий не вызывает, потому что ЭВИ все равно хороший. Он не лучший на рынке, сегодня много классных решений, но полностью рабочий и не вызывающий каких-то проблем. К тому же инженеры подсуетились и придумали несколько интересных режимов работы. Больше всего удивил режим «симуляции оптического видоискателя», ведь обычно ЭВИ показывает картинку уже с учетом экспокоррекции и баланса белого, в отличие от оптического видоискателя, где она всегда одинакова. В Olympus подумали, что второй вариант может быть привычен для фотографов, перешедших с зеркалок, поэтому научили видоискатель показывать реальную картинку, а не обработанную. В остальном Olympus OM-D E-M1 mark II имеет полный джентльменский набор для фотографов самых разных классов и жанров. Сочетание механического и электронного затворов позволяет получить огромный диапазон выдержек и возможность снимать бесшумно. Wi-Fi функционален, насколько это возможно, включая полную настройку параметров в режиме удаленного видоискателя.
Съемка видео Настройки видео Похоже, Olympus с OM-D E-M1 mark II решила побороться за кошельки профессиональных видеографов. Раньше камеры этого производителя всегда были с уклоном в сторону фото, а теперь просто диву даешься возможностям видео. Как вам съемка в так называемом «кинематографическом» 4K с битрейтом до 277 Мбит/c с восемью различными вариантами сохранения отснятого материала? Это реально впечатляет, ведь, чтобы изучить нюансы всех этих вариантов, нужно провести пару часов с инструкцией. Частота кадров в 4K ограничена на уровне 24 fps, но уже в Full HD можно ставить 60 fps, при этом куча настроек по битрейту, кодировкам и опорным кадрам сохраняется. Здорово, что 4K пишется не из части матрицы, как у многих конкурентов, а со всего ее поля, значит, никакого дополнительного кропа у Olympus OM-D E-M1 mark II нет. Стабилизатор при съемке видео чудо как хорош. Штатив реально не требуется, все можно снимать с рук, не думая о тряске. Даже при ходьбе картинка получается очень плавной, без излишней дерганности. Удачным показался и автофокус, который работает быстро, но деликатно, а главное, не елозит из стороны в сторону. Доступна очень продвинутая схема настройки цветовых профилей для видео, возможен вывод 4:2:2 по HDMI, да и вообще камера очень дружелюбна к тем, кто потом будет отснятое монтировать и сводить. Звук можно писать через внешний микрофон, а его качество контролировать мониторными наушниками. Сама картинка получается очень качественной, кроме того, большой запас информации хорошо подходит для постобработки. Да, размеры матрицы проявляются и тут, на высоком ISO камера шумит побольше конкурентов, а фон размывается чуть меньше, но возможности и функциональность Olympus OM-D E-M1 mark II должны полностью удовлетворять профессионального видеографа. Кто бы такое мог раньше подумать.
Работа с камерой Стало доброй традицией, что в топовых камерах Olympus «выкатывает» кучу интересных электронных систем, которые всячески призваны облегчить жизнь фотографа. По этой части инженеры «олика» явно впереди планеты всей. Не все решения одинаково полезны, но про некоторые не рассказать просто невозможно. Функция управления цветом позволяет в режиме реального времени задать цветовую палитру для будущих фотографий с помощью кривой. Не нужно путать эту функцию с цветовыми фильтрами: там содержатся уже готовые пресеты, а тут фотограф сам настраивает цветовое пространство, которое не ограничено только балансом белого, при этом сразу видит изменения на экране. Кстати, донастроить можно в том числе и творческие режимы. Крутые возможности камера предлагает по части съемки таймлапсов. Можно настроить кучу параметров: количество кадров, интервал, время начала и время конца, а самое приятное, что камера потом может собрать снимки в видеоролик, причем его параметры тоже задаются в меню. Количество видов брекетинга в аппарате возросло до семи. В их число входит и брекетинг по фокусировке, о котором мы рассказывали в обзоре Olympus OM-D E-M10 mark II. Правда, если младшая камера может только снимать с брекетингом по фокусу, то Olympus OM-D E-M1 mark II позволяет еще и склеивать снимки в единый кадр. Никогда раньше стекинг не был так прост и доступен. В некоторых жанрах очень пригодится съемка с высоким разрешением. Olympus OM-D E-M1 mark II с помощью стабилизатора может сделать 8 фотографий с минимальным сдвигом матрицы в пиксель, а потом склеить получившиеся кадры в один - с очень высоким разрешением до 80 (!!!) мегапикселей, да еще и в RAW! Это просто неоценимая функция для тех, кто снимает рекламу (там бывают серьезные ограничения по разрешению снимков) и печатает снимки очень большим форматом. Увы, но работает такая функция только при съемке со штатива и доступна лишь для неподвижных сюжетов (даже деревья на ветру неприятно размываются), но и это огромное подспорье для фотографов, ведь не нужно покупать среднеформатные камеры для получения действительно высокого разрешения. C функцией Pro Capture легче не пропустить важный момент Многим будет полезна и функция коррекции искажений с управлением перспективой. Еще на стадии визирования можно откорректировать вертикали и получить фотографии без завалов. Увы, но эта функция работает только в JPEG. Для любителей снимков с длинной выдержкой очень кстати будут режимы Live BULB, Live TIME и Live COMPOSITE, они похожи друг на друга и позволяют вести съемку с длинной выдержкой, контролируя получаемый снимок в режиме реального времени. Наконец, функция Pro Capture. Работает она так: при полунажатии (фотограф ждет событие) камера электронным затвором начинает записывать снимки в буфер, а потом, когда затвор нажимается (событие происходит), снимки из буфера пишутся на карту памяти вместе с основными. Звучит очень путано, но такая функция может быть полезна для исправления ошибок фотографа. Даже если он не успел вовремя нажать на кнопку спуска, то будет запас фотографий, которые записались до этого. Про HDR (который в этой камере очень подробно настраивается), мультиэкспозицию, фильтры и арт-режимы мы и не говорим - они, конечно, тоже присутствуют. Обилие настроек не могло не сказаться на меню. Даже легкий вариант перегружен количеством параметров и настроек. Впрочем, ориентироваться по нему труда не составляет - все быстро и логично. Основное меню как омут, в который нужно погружаться с головой. Настроек столько, что рука может устать листать экраны, пока найдешь нужный параметр. Структурирование, кстати, показалось чуть более логичным, чем у камеры первого поколения, но от «перегруза» это не спасло. Что поделаешь, если в камере можно настроить все что только можно и где-то эти настройки должны храниться. Впрочем, при частой работе с камерой привыкнуть к расположению разделов все-таки можно.
Выводы Вряд ли кто-то может поспорить с тем, что Olympus OM-D E-M1 mark II получился очень крутым. Аппарат отлично оптимизирован для профессиональной работы, у него бескомпромиссная эргономика, надежный корпус, высокий ресурс, классный автофокус, который не уступает зеркалкам, крутое видео, а набор различных электронных функций таков, что конкурентам впору хвататься за голову и устраивать репрессии среди своих инженеров, которые не смогли придумать что-то подобное. Olympus OM-D E-M1 mark II просто идеален для предметной съемки, фризлайта, макро, архитектуры и путешествий, но и в таких жанрах, как репортаж, спортивная и портретная фотография, он тоже не пасует. При этом это относительно компактная и очень удобная камера, которую можно постоянно носить с собой без риска заработать грыжу и остеохондроз. Olympus OM-D E-M1 mark II можно очень долго восхищаться, пока не посмотришь на его ценник в магазине. Тут настроение немного портится, ибо за версию без объектива Olympus просит 140 тысяч рублей, а с крутым 12-40/2.8 - аж 180 тысяч рублей. Это больше, чем стоят полнокадровые зеркалки, простые версии Sony A7, и на уровне такой камеры, как Fuji X-T2. Причем у всех вышеперечисленных аппаратов матрица по размеру больше, а значит, и качество снимков выше. Цена не позволяет рассматривать Olympus OM-D E-M1 mark II в качестве покупки для обычного любителя, а у профессионалов свои запросы. Если не говорить про экстремальные ситуации, то Olympus OM-D E-M1 mark II может обеспечить фотографии высокого класса, но о бескомпромиссности говорить не приходится. Для профессиональной съемки это минус, ведь всегда есть шанс запороть фотографию просто потому, что камера не «дотянула». Практика доказывает наши теоретические выкладки: профессиональные фотографы, снимающие на Olympus, в России есть, но они либо работают в определенных жанрах, либо делают ставку на постобработку и их в целом не очень много. О широком применении в профессиональном фото, увы, говорить пока не приходится. |
06.06.2017
Все статьи
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Canon M10. Технические особенности и работа с камерой
Четыре поколения Sony RX100
Размещение товарных предложений Личный кабинет