Отзывы: 1
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-M1. Внешний вид и органы управления ![]() Многие знают, что в начале десятых годов этого века Fujifilm пережила перезагрузку своего топового сегмента цифровых фотоаппаратов. От выпуска зеркалок, у которых основные элементы были от Nikon, а своей была только матрица, компания отказалась и взяла курс на создание собственной линейки беззеркальных камер. Перерыв на несколько лет пришелся очень кстати - инженеры Fuji сумели придумать и реализовать несколько очень нестандартных технических решений. Когда в сентябре 2010 года появился X100, это стало прорывом. Этот аппарат был первым выполненным в ставшей фирменной ретростилистике, получил революционную систему управления, уникальный видоискатель, очень необычную матрицу. Камера сразу привлекла к себе внимание и стала объектом обсуждения. Правда, взорвать рынок ей не удалось. Объектив у X100 был несменный, что сильно ограничивало сферу применения камеры, а кроме того, цена ее была такой, что отпугивала даже любителей всего нового и продвинутого. Вышедшая следом X-Pro1 исправила «баг» «сотки» по части несменной оптики - объективы на этой камере уже можно было менять. Родных к тому времени было выпущено еще мало, но Fuji весьма радушна к «стеклам» других систем. «Прошка» стала премиальным продуктом - как по технической оснащенности, так и, увы, по цене. За свою стоимость аппарат смог привлечь разве что техногиков, для которых пользоваться необычным и продвинутым дело принципа. В тот момент показалось, что Fuji намерена разделить судьбу Leiсa и перейти в сегмент премиум-техники, которая продается в единичных экземплярах для особых ценителей и стоит просто нереально дорого. Однако следом появилась модель X-E1. Она представляла собой чуть упрощенную копию X-Pro1, заодно исправляя некоторые его недостатки. Этот аппарат стали рассматривать как замену зеркалкам многие продвинутые фотографы. Качество фотографий, эргономика, стиль и дизайн - все в камере было самого высокого уровня. Аппарат тоже получился недешевым, но его стоимость хотя бы была оправдана. Фотографы из категории очень продвинутых любителей распробовали камеру. Пользовалась она (да и пользуется до сих пор) успехом и в качестве второго аппарата для профессионального фотографа. Однако от народа X-E1 все равно была далеко - цена хоть и относительно адекватна, но все равно в абсолютном значении высокая (около $1000 только за «тушку»). Расширить категорию пользователей Fuji попробовала следующим аппаратом. Им-то и стал герой этого обзора X-M1. Несмотря на то что маркетологи Fuji такого определения не любят, вполне можно сказать, что эта камера - упрощенная и удешевленная копия X-E1. В камере осталось главное - уникальная матрица с технологией X-Trans, зато под сокращения попали эргономика, видоискатель, материалы отделки. На выходе удалось получить цену, хотя бы примерно устраивающую широкую массу фотографов-любителей. Сегодня стоимость X-M1 упала до 25 тысяч рублей в китовом комплекте. Цена все равно выше, чем почти у всех конкурентов, но все-таки выглядит вполне реально.
Технические характеристики Класс: беззеркальная камера. Матрица: CMOS (23,5x15,6 мм), 16 мегапикселей. Стабилизация: нет. Автофокусировка: контрастная. Экспонометр: TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 256-зонного двухслойного кремниевого фотоэлемента. Точек фокусировки: 49. Объектив: сменный, байонет X-mount. Формат фотографий: RAW, JPG (максимальное разрешение 4896x3264). Формат видео: MOV (H.264) 1920x1080@30p. Диапазон чувствительности: ISO 200-6400, расширяется до 100-25 600. Диапазон выдержек: 30-1/4000 c. Скорость серийной съемки: 5,6 кадра в секунду. Объем буфера: около 30 снимков JPEG или 10 снимков RAW. Встроенная вспышка: есть, ведущее число 7. «Горячий башмак»: есть. Выдержка синхронизации: 1/180 с. Видоискатель: нет. Экран: диагональ 3 дюйма, разрешение 920 тыс. пикселей, поворотный. Память: SD. Аккумулятор: 1260 мА·ч. Размеры: 117x67x39 мм. Вес: 330 грамм с картой памяти и батареей.
Внешний вид и органы управления Аппараты Fuji серии X получили свою известность в том числе и за необычный ретродизайн, который компания стала использовать первой. Характерные силуэты дальномерок середины прошлого века, компоновка и внешняя отделка до сих пор вызывают восторг, причем не только у ностальгирующих фотографов старшего поколения, но и у молодежи. Увы, но про X-M1 так сказать сложно. В камере можно разглядеть определенные мотивы из прошлого, но со старшими братьями по элегантности и стилю «эмку» сравнить трудно. Fuji в X-M1 наглядно продемонстрировала, что можно сэкономить на дизайне. Мы не хотим сказать, что аппарат выглядит уродливо или некрасиво, напротив, он довольно симпатичен, с правильными пропорциями и соотношением элементов, однако так называемым вау-фактором, который присущ старшим камерам линейки, не обладает, да и среди конкурентов особо не выделяется. Если глаза сразу видят более простецкий по сравнению с X-E1 внешний вид, то руки отлично чувствуют упрощения в материалах отделки корпуса. Никакого металла в «эмке» нет - кругом сплошь пластик, причем не самого высокого качества. На передней панели нет даже прорезинивания мест хвата - руке все так же приходится соприкасаться с пластиком, пусть и более рельефным. Экономия на корпусе - один из самых популярных способов снизить цену, и в этом плане ход инженеров Fuji понятен. И все-таки кажется, что они немного перестарались - все-таки камере приходится конкурировать не только со старшими братьями, но и с другими камерами сегмента, а у них за такие деньги корпуса будут поинтереснее. Единственной отрадой в плане внешнего вида X-M1 являются варианты цветового исполнения. Полностью черная камера самая строгая, но самая скучная. Вариант с черным низом и серебристым верхом уже повеселее, но самую большую гамму чувств вызывает коричневый корпус с серебристым верхом. Такой аппарат легко выделяется из толпы, правда, стоит помнить, что объективы Fuji выпускает только черного цвета и добиться совместимости (как это, кстати, есть у Nikon 1) не получится. По размерам X-M1 стала заметно меньше, чем X-E1, что логично, учитывая отказ от видоискателя. Сама тушка «эмки» весьма скромных размеров, проблема только в китовом объективе 16-50, который больше, чем хотелось бы. Именно он не позволяет X-M1 считаться карманной камерой и требует сумку для переноски. С фиксом-«блинчиком» такой проблемы не будет. Впрочем, даже с китом X-M1 нельзя назвать громоздкой - по размерам обычная беззеркалка.
Эргономика и органы управления Весьма прогрессивная и нестандартная эргономика старших камер X-M1 не досталась. Это очень обидно, потому что система с механическими кольцами управления экспозиции фантастически удобна, но цену за счет чего-то снижать надо было. Кроме того, элементы, которые вызывают восторг у продвинутых пользователей, для любителей могли оказаться сложными. Так что X-M1 предлагает почти классическую эргономику, никак не связанную с корпоративными стандартами. Скажем, на верхней панели мы видим традиционной диск выбора режимов, которого у того же X-E1 вообще нет (там экспозиция управляется по-другому). На диске есть полноценный авторежим (у старших камер его тоже нет), и с ним легко разберется даже новичок. Другие элементы на верхней панели тоже довольно традиционны - это первое управляющее колесико и программируемая клавиша в правом верхнем углу (по умолчанию она включает Wi-Fi-функции). Клавиша удобна тем, что настроить параметр, который она активирует, можно, просто удерживая несколько секунд саму кнопку; колесико в обычных режимах вводит экспокоррекцию, но также имеет довольно широкую функциональность. Задняя панель не несет откровений. За исключением весьма необычного второго управляющего колесика, на ней реализована мегапопулярная схема 2x2, которая состоит из псевдонавипада и четырех кнопок вокруг него. Такая схема используется в куче беззеркалок и чуть ли не половине «мыльниц». Можно было бы пожурить Fuji за попсовость, но, пожалуй, это не тот случай. Схема проверенная и весьма удобная. Кнопок немного, расположены они компактно, и до всех можно дотянуться одним пальцем, не перехватывая камеру. Для новичков этой схемы более чем достаточно. Есть только некоторые вопросы к тому, как инженеры Fuji распределили назначение кнопок, вернее, одной кнопки. Очень здорово, что появилась прямая клавиша для старта видеозаписи (она, конечно, с пиктограммой красного круга), никуда не делись элементы выбора автофокуса, баланса белого и типа работы затвора. На своих местах кнопки для просмотра и удаления снимков, а также настройки режимов работы монитора. Клавиша Q, которая активирует легкое меню, тоже очень уместна. Но что, скажите, делает кнопка для макросъемки на аппарате с матрицей формата APS-C? Ведь это не мыльница, где нажатием аналогичной клавиши можно уменьшить дистанцию фокусировки и снимать макро. Для подобного режима съемки X-M1 требуется специализированный объектив, при установке которого и кнопку нажимать никакую не надо. И уж тем более кнопка «макро» не поможет при съемке китовым 16-50. В общем, один из элементов управления инженеры израсходовали впустую, лучше бы вынесли на эту кнопку управление ISO. Больше всего споров на задней панели вызывает второе управляющее колесико. А точнее, его вертикальное расположение. Выигрыша по сравнению с традиционным горизонтальным вариантом нет, зато неудобств хватает. Во-первых, крутить это колесико можно только сверху и только большим пальцем правой руки. Для этого приходится перекладывать камеру, ведь в стандартном хвате большой палец расположен ниже. Во-вторых, большая часть колесика утоплена в корпус, а на поверхности находится лишь малая часть. За раз прокрутить много позиций не удается, хотя иногда такая потребность возникнет. Справедливости ради стоит сказать, что у аппаратов подобного класса редко бывает два управляющих колесика, поэтому претензии претензиями, но хорошо, что подобный элемент у «эмки» вообще есть. Отметим одну интересную фишку в системе управления. Так как видоискателя у X-M1 нет, строить кадр в любом случае придется по дисплею. Днем на ярком солнце он выцветает, и что-то разглядеть становится сложно. Инженеры придумали хитрый способ. Если удерживать клавишу Q несколько секунд, то экран кратковременно заработает на максимальной яркости, чтобы можно было сделать снимок. Яркость дисплея, конечно, настраивается в каждом аппарате, но вот такого специального режима для съемки на солнце, да еще к тому же так удобно включающегося мы еще не встречали. В остальном у X-M1 все без излишеств. Передняя панель свободна от функциональных элементов, интерфейсы расположены по левому боку, батарейка и карта памяти - внизу, под одной крышкой. Кстати, штативное кольцо расположено близко к этой крышке, так что, когда аппарат стоит на штативе, поменять карту памяти или батарейку нельзя. В этом сегменте такая особенность нам не кажется критичной. В отличие от старших братьев про эргономику X-M1 нельзя сказать, что она не такая, как у всех. Наоборот, решения инженерами использованы самые что ни есть типичные. Однако плохо от этого не стало. Аппарат хорошо сидит в руке и довольно просто управляется. Продвинутые фотографы поворчат, что мало кнопок для прямых настроек, однако для любителей, которые и есть целевая группа камеры, их как раз столько, чтобы не запутаться. Конечно, в системе управления есть что совершенствовать (например, развернуть колесико горизонтально), но и нынешняя схема вполне работоспособна.
Подробно о технических особенностях Fuji X-M1, качестве видео и работе с камерой мы поговорим во второй части обзора. |
14.08.2014
Все статьи
Отзывы: 1
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-M1. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-S1. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-A1
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Размещение товарных предложений Личный кабинет