Обзор фотоаппарата Canon 5D mark III. Внешний вид и эргономика То, что за полноформатными (те, у которых размер матрицы равен пленочному кадру) зеркальными фотоаппаратами будущее, было понятно уже давно. Большая матрица - залог качественных фотографий, и инженерам теперь осталось придумать, как сделать этот полный кадр дешевым и доступным. Доминирование сегмента особенно ярко проявилось в 2012 году, когда два ведущих фотопроизводителя - Canon и Nikon - выпустили по две полнокадровые зеркалки. Выпустили, можно сказать, в пику друг другу - аппараты получились очень похожи по ценам и характеристикам. Их можно разделить на камеры начального класса (Canon 6D и Nikon D600) и продвинутые (Canon 5D mark III и Nikon D800). Если младшие модели по характеристикам почти близнецы, то вот в старших два лидера фоторынка продемонстрировали различные подходы к конструированию, выпуску и маркетингу. Canon 5D mark III - это эволюция, плавная и постепенная, а Nikon D800 - сенсация и прорыв. Несмотря на это, в очном противостоянии отдавать однозначную победу камере с красной треуголкой под кнопкой спуска (фирменный знак Nikon) мы бы не стали, уж больно хорошая эволюция получилась у Canon, дороже иных революций. Canon 5D mark III, как нетрудно догадаться из названия, продолжает линейку камер 5D. В 2005 году было выпущено первое поколение, которое доказало, что полноформатный зеркальный аппарат не обязательно должен стоить заоблачных денег. В 2008 году появилась вторая генерация, о которой мы рассказывали более чем подробно. Теперь вот появился третий «марк». Давненько, признаться, не доводилось видеть такой грамотной работы по усовершенствованию аппарата. Если в сегменте кропнутых зеркалок Canon последние годы буксует на месте и выпускает модели, которые слабо отличаются от предшественников, то на уровне 5D компания провела просто замечательную работу над ошибками, исправив в третьем «пятаке» именно то, чего так не хватало во втором. Стоит ли удивляться, что камера с самого старта продаж стала бестселлером и переходить на нее начали не только с кропнутых моделей, но и со вторых «пятаков» - разница между этими аппаратами колоссальна, хотя общая философия осталась вроде бы той же. Стоит пару слов сказать о позиционировании модели. Официально Canon считает эту модель полупрофессиональной или продвинутой любительской, но в российских реалиях в большинстве случаев это профессиональный аппарат, то есть тот, с помощью которого зарабатываются деньги. Дело не только в сложности и навороченности, но и в цене - не каждый любитель может позволить себе камеру, за которую в комплектации без объектива просят около 110 тысяч рублей. Немало, но третий «марк» этих денег стоит.
Технические характеристики Класс полноформатная зеркальная камера. Матрица CMOS (36x24 мм), 22,3 мегапикселя. Стабилизация нет. Автофокусировка фазовая, контрастная. Экспонометр TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 63-зонного двухслойного кремниевого фотоэлемента. Точек фокусировки 61 (из них 41 крестообразная). Объектив сменный, байонет Canon EOS. Формат фотографий RAW, JPG (максимальное разрешение 5760x3840). Формат видео MOV(H.264) 1920x1080@30p, 1280x720@60p. Диапазон чувствительности ISO 100-25 600, возможно расширение до 50, 51 200, 102 400. Диапазон выдержек 30-1/8000 c. Скорость серийной съемки 6 кадров в секунду. Объем буфера 18 снимков RAW, неограниченное количество снимков JPEG. Встроенная вспышка нет. «Горячий башмак» есть. Выдержка синхронизации 1/200 с. Видоискатель пентапризма, охват 100%, увеличение - 0,71х. Экран диагональ 3,2 дюйма, разрешение 1 040 000 пикселей, неповоротный. Память 2 слота, CF + SD. Интерфейсы USB 2.0, HDMI, Video, наушники, вход для внешнего стереомикрофона. Аккумулятор LP-E6. Размеры 152×116,4×76,4 мм. Вес 920 граммов (с аккумулятором и картой памяти).
Корпус, внешний вид Законы физики не обманешь - полноформатный фотоаппарат не может быть маленьким и легким, что Canon 5D mark III в очередной раз и продемонстрировал. Но если габаритные размеры остались на уровне прошлого поколения, то вот вес вырос, причем сразу на 100 граммов. Это не очень приятный сюрприз. Не то чтобы лишние граммы отпугнули от камеры потенциальных покупателей, но удовольствия им они точно не доставят. Canon 5D mark III используется профессионалами, которым приходится снимать целый день подряд и которые лишнюю «сотню» быстро чувствуют руками и шеей. Зато корпус у третьего «марка» остался прежним. То, что Canon «подзабивает» на внешний дизайн своих камер, мы отмечали уже не раз, но в случае с Canon 5D mark III это самая наименьшая проблема. Этот аппарат покупают люди, которым нужны не шашечки, а ехать, и как в таком случае выглядит аппарат - абсолютно все равно. Не напрягает даже, что 5D mark III с фасада не отличишь от 5D mark II, тем более что некоторые профессиональные фотографы все равно заклеивают скотчем шильдики, им неприметность и неузнаваемость только к лицу. К самому корпусу, точнее материалам отделки и сборки, претензий нет. Пластик качественный, где надо - прорезинено, стыки хорошо подогнаны друг к другу. Этого не видно снаружи, но камера отлично защищена от пыли и влаги, по отзывам даже лучше предшественника. Этот факт не может не радовать. Вполне ожидаемо Canon 5D mark III великолепно сидит в руке. Это же большой аппарат, который сам «руководит» расстановкой пальцев и «удовлетворит» ладонь любого размера. Чтобы ничего не свисало, даже не обязательно покупать батарейный блок, хотя с ним удобства от работы с фотоаппаратом еще больше.
Эргономика и органы управления Если корпус остался почти неизменным, то в эргономику кеноновским инженерам все-таки пришлось немного вмешаться. Функциональные возможности новой модели стали значительно выше, и прежних кнопок, рычажков и колесиков уже не хватает. Но общая философия системы управления третьего «пятака» выполнена в кеноновских традициях. Бывшим владельцам аппаратов марки разобраться с новой моделью не составит труда. Преемственность проявляется сразу в нескольких вещах. Во-первых, на верхней панели сохранились клавиши быстрой настройки с двойным назначением. Не трудно представить, какое это лютое испытание для любителя, нужно не только зажать клавишу, но еще и подумать, каким управляющим колесиком изменить параметр, ведь в зависимости от того, что крутить, настраиваться будут разные параметры. Но для профессионалов такой подход благо, потому что это удобно: три кнопки - шесть настроек, а что куда крутить, само заучивается во время работы. Картину немного портит только то, что первое управляющее колесико расположено выше кнопки спуска и, когда указательный палец занят удерживанием кнопки, крутить его приходится средним, который, объективно, для этого дела подходит меньше.
Во-вторых, на задней панели занял свое привычное место джойстик. У Canon 5D mark III нет псевдонавипада, но он и не нужен с таким восьмипозиционным переключателем. Джойстиком удобнее и быстрее выбирать точки фокусировки, просматривать снимки в масштабе и скитаться по недрам меню. Немного даже обидно, что Canon этот элемент управления использует только в продвинутых камерах, любителям бы он тоже подошел. В-третьих, заднее управляющее колесико получило интересную функцию - в режиме видеосъемки его боковые стороны начинают работать как сенсорные кнопки, меняя самые важные параметры. Сделано это для того, чтобы при видеозаписи не записывался звук от нажатия на традиционные кнопки. Наконец, на той же задней панели расположилось второе управляющее кольцо. Об эргономике принято спорить, но с тем, что вертикальное кольцо очень удобно, согласны даже апологеты других фоторелигий, в которых такого «девайса» никогда не было. А что же в эргономике нового? Во-первых, рычаг включения/выключения аппарата переехал под диск выбора режимов а-ля 60D. Прежнее, на Canon 5D mark II, его расположение было откровенно неудобным, но и этот вариант имеет кучу минусов. К рычагу приходится изрядно тянуться, причем левой рукой. В общем, в Canon пока не придумали, как включение/выключение сделать простым и понятным. Во-вторых, диск выбора режимов обзавелся кнопкой-блокиратором. Пока не нажмешь кнопку, диск не повернуть. И снова это решение впервые было реализовано на 60D. Блокиратор и радует, и раздражает одновременно. С одной стороны, можно забыть о случаях, когда режим случайно менялся при транспортировке камеры, с другой - оперативность смены при работе снизилась, ведь нужно выполнить не одну операцию (повернуть диск), а две (нажать кнопку, повернуть диск). Диск, кстати сказать, остался почти таким же, что и на втором пятаке. Исчезло только положение CA, остальное как прежде. В-третьих, появился продвинутый блок, отвечающий за запуск видео и включение режима LiveView. Блок этот состоит из двухпозиционного переключателя и кнопки Start/Stop. В зависимости от того, какое положение выбрано на переключателе, кнопка либо запускает/останавливает запись, либо включает/выключает визирование по экранчику. В-четвертых, появилось несколько новых кнопок. Сюда можно отнести клавишу M-Fn, которая отвечает за оперативную смену точки фокусировки (идея заимствована у Canon 7D), и клавишу Q, которая активирует «легкое» меню. Само «легкое» меню на «пятаках» появилось впервые. При большом количестве механических органов управления его наличие в общем-то и не обязательно, большинство параметров можно выставить с корпуса. С другой стороны, вдруг Canon 5D mark III купит богатый новичок, ему менять параметры через графический интерфейс будет явно удобнее и нагляднее. От «легкого» меню опытным фотографам никакой пользы, но есть оно не просит, можно просто им не пользоваться, а кому-то, глядишь, и сгодится. Но и это далеко еще не все кнопки. Еще семь расположились по левой стороне задней панели, благо экран фотоаппарата не поворотный и не было необходимости искать место для шарнира. Кнопки эти, по большей части, вспомогательные: просмотра, сравнения двух снимков, активации меню, удаления и так далее. Дополнительно отметим две клавиши с функциональностью, ранее у Canon не встречавшейся. Кнопка с кисточкой на пиктограмме позволяет активировать творческие стили, HDR или мультиэкспозицию, а клавиша с надписью «RATE» - присвоить рейтинг фотографиям при просмотре. Это не баловство, этот рейтинг потом понимают сторонние графические редакторы, что, потенциально, позволяет уменьшить время на отбор и обработку снимков. Если при съемке фотограф пометил фотографию как удачную, то потом ее не придется долго искать. В правом верхнем углу задней панели еще три кнопки, которые хорошо знакомы абсолютно по всем зеркалкам Canon. Они отвечают за изменение масштаба при просмотре и блокировку автофокуса и экспозиции. В общем, эргономика Canon 5D mark III - это своеобразный сплав из нового и старого, и сплав, нужно признать, очень удачный. Инженеры осовременили систему управления, адекватно реализовав новые функции, которые появились у фотоаппарата. Удобнее стало управлять камерой во время видеосъемки, бесшумные серные кнопки - это отличная, новаторская идея, появились дополнительные элементы, заимствованные у других моделей производителя. Не стали хуже хват камеры и ее расположение в руке. Небольшие минусы - это рычаг включения и переднее колесико, но они настолько небольшие, что за эргономику этому фотоаппарату все равно нужно ставить «пять».
Подробно о технических особенностях Canon 5D mark III, качестве видео и работе с камерой мы поговорим во второй части обзора. |
05.12.2013
Все статьи
Обзор фотоаппарата Canon 5D mark III. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Canon 5D mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Canon 5D mark II. Внешний вид, органы управления
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления
Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой
Размещение товарных предложений Личный кабинет