Выбор макрообъектива Canon Макрообъективы - это, пожалуй, самое популярное направление среди специализированной оптики. Фотографу, который не увлекается съемкой с большим масштабом или предметкой, такой объектив не нужен, но эти жанры пользуются достаточно большим спросом, чтобы обеспечить солидные объемы продаж для представителей класса. Детальные съемки природы, предметы крупным планом - это всегда популярно и актуально. Неудивительно, что почти у любого производителя оптики в модельном ряду имеются такие объективы, а то и не один. Так, у Canon аж четыре варианта, что ставит поклонников марки перед выбором. В этом материале мы поможем разобраться, какой из объективов лучше всего подойдет для разных категорий пользователей.
Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM Размер фильтра: 52 мм. Конструкция: 12 элементов в 8 группах. Диапазон диафрагм: f/2,8-f/32. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 20 см. Максимальное увеличение: 1x. Габариты: 73x69,8 мм. Вес: 335 грамм. Примерная цена: 35 000 рублей.
Это единственная среди макрообъективов Canon модель, рассчитанная на работу с кропнутыми камерами. Это не значит, что на кропнутые аппараты нельзя устанавливать другую макрооптику, но значит, что это «стекло» на модели с полным кадром не подходит. Учитывая все большую популярность таких фотоаппаратов, это несколько сужает сферу применения 60/2.8. Внешне объектив производит приятное впечатление - небольшой, достаточно легкий, хорошо собранный, без болтающихся и выступающих частей. Корпус металлический, внушающий уверенность. Передняя линза не вращается, нет даже «хобота», при фокусировке ничего не выдвигается. Конструкция надежна и монолитна. Единственное, на корпусе мало органов управления, только переключатель ручного и автоматического фокуса. Управление стабилизатором отсутствует (как и сам стабилизатор), но больше всего не хватает лимитатора фокусировки: в любом режиме съемки аппарат «гоняет» по всему диапазону, что негативным образом сказывается на скорости наведения на резкость. Макровозможности объектива типичны - он обеспечивает масштаб съемки 1:1 и фокусируется с 20 см. Умеренное фокусное расстояние позволяет не отходить от объекта далеко и снимать почти вплотную. Для студии это очень удобно, а вот при съемке живой природы может обернуться проблемой - жучкам-паучкам вряд ли понравится, если в них будут тыкать большой непонятной штукой, и они могут покинуть место фотосессии. 60/2.8 имеет особенность, характерную для многих макрообъективов - на минимальной дистанции фокусировки максимальная диафрагма падает до f/4,5. Хотя некоторые объективы в последнее время научились обходиться без такого ограничения, недостатком эта особенность все равно не считается, ведь на минимальной дистанции фокусировки ГРИП очень маленькая, и диафрагму все равно нужно почти всегда зажимать. Оптически 60/2.8 весьма неплох. Уже с открытой диафрагмы он показывает великолепную резкость, причем ровную по всему периметру снимка - для предметного фото именно то, что нужно. Немного портят снимки на открытой диафрагме хроматические аберрации, которых на уличных макросюжетах можно наловить много, но они правятся в графических редакторах, а стоит зажать диафрагму на два стопа от максимальной, как от них не остается и следа. Падение резкости из-за дифракции у объектива начинается после f/16, но до f/22 картинка все равно остается очень четкой, и лишь ниже этого значения детализация начинает сильно снижаться. Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM отлично противостоит контровому свету, не боится засветок и прямого солнца, но размытие фона - это не его конек. На открытой диафрагме зона нерезкости еще более-менее мягкая, но стоит закрыть диафрагму до f/5,6, как источники света превращаются в «болты», а само боке получается очень жестким, слишком резким. В принципе для съемки портретов 60/2.8 тоже можно использовать, но с учетом «дерматологического» фактора - на лицах будут видны все изъяны, а фон не порадует пластичностью. Впрочем, на некоторых видах портрета (особенно мужского) это очень востребовано. В нынешней ситуации цена в 35 тысяч рублей кажется для этой модели адекватной. Да, нет стабилизатора, лимитатора и поддержки полнокадровых камер. Но для кропа это отличная модель, которая имеет хорошие оптические характеристики и надежную конструкцию. Примеры фото:
Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM Размер фильтра: 58 мм. Конструкция: 12 элементов в 8 группах. Диапазон диафрагм: f/2,8-f/32. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 31 см. Максимальное увеличение: 1x. Габариты: 79x119 мм. Вес: 600 грамм. Примерная цена: 35 000 рублей.
«Сотка» - настоящий ветеран, ведь модель выпускается уже 17 лет, и Canon не думает с ней прощаться. Любовью фотографов она пользуется, ведь за время производства все ее успели хорошо изучить. Объектив не имеет стабилизатора, он довольно большой и не самый легкий, но зато цена адекватна, а качество фотографий высокое. Да и подходит для всех камер без исключения. Правда, не стоит забывать про кроп-фактор, на неполнокадровых матрицах пользоваться этим объективом может быть неудобно из-за большого фокусного расстояния, хотя это, конечно, на любителя. Дизайн корпуса выдает возраст модели, сейчас так уже не делают. Ну и что с того! Корпус металлический, надежный и хорошо собран. Да и лимитатор есть, при «обычном» использовании можно отключить макродиапазон. Возраст мотора сказывается на фокусировке, она не самая быстрая, но в повседневной съемке наведение на резкость умеренно шустрое, а макро все равно обычно снимают с ручным фокусом. На открытой диафрагме 100/2.8 не так бритвенно резок, как 60/2.8, но «мылом» фотографии на f/2,8 все равно назвать нельзя, тем более что при закрытии диафрагмы резкости становится очень много. «Старичок» берет реванш по части хроматических аберраций, у него их меньше даже на открытой «дырке», а если ее хотя бы на стоп подзакрыть, то и вообще почти нет. Лучше у 100/2.8 и боке: на закрытых значениях «болты» можно увидеть и у него, но картинка более мягкая и пластичная. До портретных моделей, конечно, не дотягивает, но фотографировать людей все равно приятно. Про 100/2.8 не скажешь, что это объектив с характером, но его сильные стороны в другом. Это отличная рабочая лошадка. Сколько за 17 лет было сделано фотографий на эту модель - не сосчитать. У многих профессионалов предметной съемки она основная, и менять ее на новую версию они не хотят. Порадует объектив и любителей, ведь стоимость не запредельная, а качество фотографий высокое. Примеры фото:
Canon EF 100mm f/2.8 L Macro IS USM Размер фильтра: 67 мм. Конструкция: 15 элементов в 12 группах. Диапазон диафрагм: f/2,8-f/32. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 30 см. Максимальное увеличение: 1x. Габариты: 77,7x123 мм. Вес: 625 грамм. Примерная цена: 70 000 рублей.
Это, если так можно выразиться, второе поколение «сотки», которое Canon производит параллельно с первым. Это самый новый и самый современный среди макрообъективов компании. Что видно даже внешне: актуальный дизайн, стильная форма и даже красная полоска. Да, 100/2.8 L IS официально признан Canon профессиональным объективом. Размеры, конечно, получились приличные, новая «сотка» больше старой, но вес остался почти таким же, вот что значит новые материалы. Конструкция радует, корпус, правда, не металлический (для L-серии даже как-то странно), но ничего не вращается и не выезжает там, где не должно, а кроме того, в отличие от более дешевых коллег объектив имеет защиту от пыли и влаги. И, наконец, классный лимитатор фокуса, который может не только отсечь макродиапазон, но и, наоборот, только его и оставить. Это позволяет быстро фокусироваться в любой ситуации, благо мотор фокусировки тоже новый. Во время съемки подвижных объектов, в том числе и макро, он очень сильно выручает. Наконец-то в макрообъективе Canon появился стабилизатор изображения. В прошлых моделях его нет из «бедности», ведь для макро «стаб» очень полезен. Снимая с большим масштабом, постоянно приходится зажимать диафрагму и сталкиваться с нехваткой света. Если нет штатива, стабилизатор позволяет хоть немного (в зависимости от сюжета) удлинить выдержку и компенсировать нехватку света. Снимать макро со стабилизатором значительно комфортнее, да и результат получается лучше. 100/2.8 L IS сочетает в себе сильные стороны других макрообъективов компании. Он очень резкий прямо с открытой диафрагмы, отлично снимает по краям, но при этом хроматических аберраций на фотографиях нам найти не удалось. Фотографируя на 100/2.8, можно вообще не думать об оптических свойствах, а ставить диафрагму в зависимости от сюжета - и результат наверняка будет хорошим. Разве что на самых закрытых значениях из-за дифракции детализация снижается. Отдельно стоит отметить боке. Новая девятилепестковая диафрагма научила 100/2.8 L IS снимать с пластичным фоном и давать мягкий рисунок в зоне нерезкости. Фотографировать портреты на новую «сотку» приятнее, чем на старую, но все-таки не стоит забывать, что это макрообъектив и проблемы с чрезмерной резкостью лиц возникают и у него. Модернизацию в Canon провели очень хорошо, претензий к «сотке» нет: и качество фотографий высокое, и функциональность достойная, и надежность, даже несмотря на пластиковый корпус, не вызывает вопросов. Но все это не могло не сказаться на цене. Новая «сотка» стоит в два раза дороже старой, что ограничивает круг ее потенциальных пользователей либо профессиональными фотографами, либо состоятельными любителями. Правда, достоинств самого объектива это не умаляет. Примеры фото:
Canon EF 180mm f/3.5 L Macro USM Размер фильтра: 72 мм. Конструкция: 14 элементов в 12 группах. Диапазон диафрагм: f/3,5-f/32. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 30 см. Максимальное увеличение: 1x. Габариты: 85,5x186,6 мм. Вес: 1090 грамм. Примерная цена: 110 000 рублей.
Макро уже само по себе отдельный жанр фотографии, но в нем дополнительно выделяется ряд поджанров, для которых используется особая оптика. Про совсем уж специфические вещи мы рассказывать не будем, но вот про 180/3.5 упомянем. Это тоже старый, но известный макрообъектив для тех, кому нужно снимать не только в большом масштабе, но и с приближением. Это для тех случаев, когда к объекту съемки подойти поближе нельзя. 180 миллиметров фокусного расстояния сказываются на конструкции - объектив получился очень длинным и относительно тяжелым. Максимальная диафрагма f/3,5, но на таком фокусном расстоянии и это неплохо, тем более что ГРИП становится меньше и диафрагму придется все равно зажимать. Стабилизатора у модели нет, так что фотографировать, скорее всего, придется со штатива, благо специальная лапка идет в комплекте. Не очень быстра наводка на резкость, причем к мотору претензий нет, но без лимитатора ему приходится «гонять» по огромному диапазону (как и в ситуации с 60/2.8), вот и получается небыстро. Эти две особенности делают 180/3.5 не очень привлекательным для съемки с сюжетами, далекими от макро. То есть снимать, конечно, можно, но другие объективы (хотя бы 70-200/4) для повседневной съемки будут поудобнее и заметно дешевле. Зато если нужно фотографировать далекое макро, тут 180/3.5 хорош. Резкость очень высокая на всем диапазоне, причем дифракция не такая сильная, как у других моделей. Отличными получаются цвета и контраст, снимки выглядят очень натурально. Проблем с хроматическими аберрациями нет, потому что нет самих аберраций. Не стоит говорить и об искажениях, даже несмотря на 180 мм фокусного расстояния. Довершает картину очень приятное боке, которое позволяет использовать объектив как портретник, если кому-то, конечно, нравится фотографировать портреты на 180 мм. Кто-то считает 180/3.5 одной из самых недооцененных моделей Canon, но уж больно специфическое получилось «стекло». Само по себе оно достойное, но реально необходимо лишь ограниченному кругу фотографов, что не способствует популярности. Довершает картину цена. Объектив стоит в полтора раза дороже новой «сотки», хотя у него нет ни стабилизатора, ни лимитатора. Есть только высокое качество фотографий, но этим сейчас уже сложно удивить. Примеры фото:
Выводы Несмотря на четыре различных макрообъектива, сложного выбора перед пользователем Canon не стоит. Владельцам кропнутых камер будет более удобен 60/2.8, а полноформатные аппараты гармонично смотрятся с «сотками». Какую из двух покупать, зависит от финансовых возможностей - если получается приобрести вариант со стабилизатором, то так и нужно делать, но если денег на новую модель нет, то и «старичок» может отлично себя проявить в макрофото. 180/3.5 - это очень дорогое и специализированное «стекло», рекомендовать которое для широкого использования мы бы не стали. |
06.10.2016
Все статьи
Обзор объектива Canon EF 24-105 f/4L IS USM
Выбор телеобъектива для Canon. Любительские модели
Выбор телеобъектива для Canon. Профессиональные модели
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Размещение товарных предложений Личный кабинет