Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм Напомним, что первую часть обзора мы целиком посвятили портретным моделям Nikon с фокусным расстоянием 85 миллиметров, попытавшись ответить на вопрос «Что делать, если у производителя аж четыре таких объектива и выбор между ними непрост?». Однако, несмотря на то что «восьмидесятипятку» можно выбрать под любой бюджет и уровень, для части фотографов это фокусное неудобно. Особенно часто такое чувство возникает у владельцев полнокадровых аппаратов. Поэтому нельзя не рассмотреть варианты для тех, кто любит «подлиннее», тем более что 105 и 135 мм у Nikon представлены уникальными моделями, интересными не только в портретной съемке и обладающими особенностью, которая не встречаются у других производителей.
AF DС Nikon 105mm f/2D Nikkor Размер фильтра: 72 мм. Конструкция: 6 элементов в 6 группах. Диапазон диафрагм: f/2-f/16. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 90 см. Максимальное увеличение: 0,13x. Габариты: 79x111 мм. Вес: 640 грамм. Примерная цена: 70 000 рублей.
Мы в обзорах располагаем объективы по росту фокусных расстояний, но хронологически 105/2 появился вслед за аналогичным 135/2 (о котором мы расскажем ниже). Причем особо никто и не скрывал, что модель задумывалась как более доступный аналог «основного» портретника. Упрощения, правда, особого не получилось. Да, объектив стал короче на 20 мм, но сохранил все главные достоинства предшественника. Так что сейчас уже и не скажешь, кто из них основной. Объектив сделан с расчетом на длительную эксплуатацию. Корпус полностью металлический, отлично собран и защищен. Конструкция грамотная, без выезжающего хобота, с уплотнением всего чего только можно. Дизайн, правда, уже кажется устаревшим, как-никак модель родом из 90-х, но зато есть кольцо для управления диафрагмой, а значит, объектив с одинаковым успехом можно использовать как на цифровых, так и на пленочных камерах. Но вот мотора фокусировки нет, так что полноценной работы с младшими моделями не получится, при этом на старших «тушках», оснащенных «отверткой», 105/2 быстро и относительно тихо фокусируется. Оптически это очень крутой объектив. Высокую резкость он обеспечивает уже с открытой диафрагмы, особенно по центру. Края на открытой чуть похуже, но все равно получаются приличными, разница не слишком большая, да и кому особо нужны края в портретной съемке. Если закрыть диафрагму до f/2,8, то края подтягиваются. Вообще, портретная сущность объектива очень хорошо заметна по поведению на разных диафрагмах. Пик резкости наступает очень рано, уже на f/4, а потом постепенно начинает проявляться дифракция, да и самая «вкусная» картинка именно на открытой. Единственным оптическим огрехом данной модели можно назвать хроматические аберрации на открытых диафрагмах. На f/2 они хорошо заметны, а полностью исчезают только к f/4. Бороться с ХА приходится уже на стадии постобработки, и они могут заставить потратить на себя немало времени даже опытных пользователей фотошопа. Виньетирование на открытой диафрагме тоже имеет место быть, но очень малое, почти незаметное невооруженным глазом. Оптических искажений нет. Уникальность 105/2 и его старшему брату придает система DC, которая позволяет влиять на размытие фона. Для ее работы используется отдельное кольцо с блокиратором от случайного поворота. По умолчанию положение стоит на отметке «0», но по желанию фотографа ее можно сдвинуть в зону «R» или «F» на значение, кратное диафрагмам. Описывать нюансы работы этой системы можно долго, хватит на целую статью, столь много в ней нюансов. Вкратце же система DC позволяет делать размытие переднего или заднего плана мягче или грубее за счет друг друга. То есть сделали мягким дальний план, но «испортили» ближний или наоборот. Фотограф, выстраивая сюжет, может подобрать оптимальное значение, чтобы все, что попало в кадр, было «красивым», а что не попало - «грубым». Работа с этой системой требует опыта и сноровки, но позволяет получать восхитительные результаты. 105/2 и без DC «моет» фон отлично, но с ней результаты получаются чуть лучше. Главное, понять, как это работает. Летом 2016 года компания Nikon объявила о прекращении выпуска 105/2. Запасы на складах очень большие, так что даже сегодня объектив без особых проблем можно купить новым, хотя со временем это станет трудно. 105/2 стоит для своих возможностей весьма умеренно (хотя это все равно приличные деньги), скажем, его цена ниже, чем у топового 85/1.4, при этом у него хорошая резкость, надежный «конструктив» и отличное боке. Есть о чем задуматься. Примеры фото:
AF-S Nikon 105mm f/1.4E Nikkor Размер фильтра: 82 мм. Конструкция: 14 элементов в 9 группах. Диапазон диафрагм: f/1,4-f/16. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 100 см. Максимальное увеличение: 0,1x. Габариты: 94,5x106 мм. Вес: 985 грамм. Примерная цена: 150 000 рублей.
Вот какой объектив пришел на смену 105/2. Преемственность тут прямая, ведь анонс 105/1.4 совпал по времени с прекращением производства старой модели. 105/1.4 объектив настолько новый, что о нем очень мало реальных сведений. Признаться, мы тоже в руках его еще не держали, но описание технических возможностей уже впечатляет. Как и цена. Взять хотя бы сочетание фокусного расстояния и диафрагмы. Среди современных объективов 105 мм нет моделей с максимальной f/1,4. Такая «дырка» позволяет очень сильно размывать фон, по этому параметру благодаря фокусному расстоянию объектив гораздо круче, чем 85/1.4. Сравнить фотографии с этих двух моделей пока нет возможности, но графики MTF, выложенные Nikon, позволяют судить о превосходстве новой модели над другими портретниками в системе и обещают резкость уже с открытой. Объектив имеет электромагнитный привод диафрагмы (об этом говорит буква «E» в спецификации), что способствует более быстрому и надежному управлению экспозицией при скоростной съемке и улучшает качество time-lapse (механические диафрагмы не всегда закрываются одинаково, что на серии снимком проявляется в перепаде яркости). Правда, из-за электромагнитного привода на старых и младших камерах (D90 и старше) управление диафрагмой невозможно. Но вряд ли владельцы старых и дешевых аппаратов смогут позволить себе столь дорогой объектив, так что нам этот момент критичным не кажется. Как и у 85/1.4, стекла новой линзы имеют специальное нанопокрытие, что в теории должно устранять блики, а три элемента из стекла с сверхнизким рассеиванием призваны решить проблемы с хроматическими аберрациями. Именно это хочется проверить больше всего, ведь ХА - самая главная проблема, которой страдал предшественник этого объектива. Естественно, 105/1.4 оборудован фокусировочным мотором. Первые примеры снимков подтверждают высочайшую резкость и очень красивое боке, модель отлично подойдет для профессиональной портретной и модельной съемки. Собственно, у нее только один минус - это цена. Сейчас в России за такой объектив просят около 150 тысяч рублей. Очень дорого, но профессионалы за уникальные характеристики заплатят, если будет эффект. Это, конечно, выбор ведущих профессиональных фотографов, а не массовая вещь, но свое место под солнцем ей еще предстоит завоевать. Примеры фото:
AF DС Nikon 135mm f/2D Nikkor Размер фильтра: 72 мм. Конструкция: 7 элементов в 6 группах. Диапазон диафрагм: f/2-f/16. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 110 см. Максимальное увеличение: 0,13x. Габариты: 79x120 мм. Вес: 815 грамм. Примерная цена: 90 000 рублей.
135/2 можно назвать прародителем всех современных портретников Nikon (хотя у самого объектива есть богатые корни в «мануальной» эпохе). Объектив старый, сначала был выпущен в версии без D, потом обновлен до D (передает в камеру информацию о фокусном расстоянии), но после этого конструкция оказалась замороженной. Получается, что без изменений 135/2 выпускается уже более 20 лет, причем Nikon так и не подготовила ему замену и даже не выпустила моторизированный аналог. Это кажется немного странным и скорее даже повышает статус модели, мол, инженеры ее считают актуальной и по сей день. Это справедливо. Ведь объектив отлично работает даже на 36-мегапиксельном D800. Конструкция предельно надежна. В корпусе металл, ничего не крутится и не выезжает при фокусировке, кольца уплотненные, от пыли объектив защищен хорошо, настоящая профессиональная модель, которая может работать в любых погодных условиях. Правда, из-за конструктивных особенностей получился приличным вес - почти килограмм мы еще можем простить зуму, но для фикса это кажется многовато. С другой стороны, особых конкурентов в системе у этого объектива нет, выбирать не приходится. Несмотря на то что оптическая схема на один элемент сложнее, чем у 105/2, разницы в фотографиях у них почти нет. Резкость отличная по центру прямо с открытой диафрагмы, края чуть отстают, но совсем не сильно. На f/2,8 уже очень резкими становятся края, пик проходит после отметки f/4, дальнейшим зажиманием диафрагмы картинку не улучшить. Искажений и виньетирования почти нет, а вот аберрации, увы, имеют место быть на открытой и уходят только через два стопа. Объектив быстро фокусируется и отлично справляется с ролью не только портретника, но также и телевика. Главное только отключить систему DС, которая работает тут точно так же, как и у 105/2, повторяться не будем. Боке изумительное без всяких оговорок, тут объектив полностью оправдывает свою цену и статус. При всех своих достоинствах 135/2 объектив противоречивый. По идее, он должен быть лидером в портретной оптике компании, но возраст, относительно высокая цена и характерные особенности не дают ему стать по-настоящему массовым и популярным, как, например, 135/2L от Canon, который действительно является портретной иконой в своей системе. Nikon 135/2 культовым так и не стал, хотя у него тоже есть своя армия фанатов и любить его есть за что. Примеры фото:
Выводы Выбор портретного объектива для Nikon одновременно простой и сложный. Сложный потому, что перед фотографом сразу семь крайне индивидуальных и особенных моделей, ко многим из которых нужно найти подход, простой - потому, что на самом деле выбирать долго не нужно. Если вы любитель, то кроме 85/1.8 любой из двух версий порекомендовать что-то сложно из-за высокой цены. Если профессионал (ну, или просто можете себе позволить дорогую покупку), то особо задумываться о выборе и не надо, 85/1.4 обеих модификаций, 105/2, 135/2 хоть и с особенностями, но близки друг к другу (105 и 135 вообще одинаковы по картинке), тут просто нужно понять, какое фокусное удобнее в работе, - и все. 105/1.4 выглядит заманчиво, но пока не оправдал щедрых авансов и своей невероятно высокой цены. Слишком мало информации про этот уникальный объектив. В конце концов, родными объективами Nikon выбор не заканчивается, в последнее время появилось несколько интересных моделей сторонних производителей (объективы Sigma и Tamron для Nikon были всегда, но такие, что могут конкурировать с родной оптикой, - это относительно новый тренд), а еще есть родные зумы. Старые Nikon 80-200/2.8 обладают отличным художественным рисунком и приятным боке и, хоть не так светосильны, как фиксы, все же позволяют снимать отличные портреты. Но это уже другая история. |
20.03.2017
Все статьи
Обзор объектива Nikon AF-S 105/2.8 Micro
Советская оптика на современных фотоаппаратах. Выбор объектива
Выбираем китовый объектив для фотоаппарата Nikon
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет