Полноформатная оптика для Sony E. Широкоугольные зумы Когда два года назад компания Sony выпустила полноформатную беззеркалку, сразу встал вопрос оптики для нее. Родная линейка насчитывала только четыре объектива, тогда как оптика от кропнутых беззеркалок компании хоть и подходила физически по креплению, но все равно в реальной работе была мало применима из-за жуткого виньетирования. Слабый парк оптики - одна из причин, которая тормозила продажи первого поколения A7: через переходник на камеру можно поставить многое, но не все готовы руками наводить резкость и мириться с увеличением размеров. Последние два года Sony сосредоточилась на этом сегменте, забросив разработку объективов для кропнутых беззеркалок и зеркального байонета А. В итоге сегодня владелец «семерки» первого или второго поколения может выбирать уже из 12 вариантов. Выбор оптики для полноформатных Canon и Nikon, накапливавшейся годами, все равно в разы больше, но это уже хоть что-то. Все появившиеся объективы новые и еще плохо изучены фотографами. Чтобы сориентировать наших читателей в выборе, мы начинаем серию материалов, посвященных объективам для полнокадровых беззеркалок Sony. В первой части мы расскажем о широкоугольных и штатных зум-моделях.
Sony FE 28-70mm f/3.5-5.6 OSS Lens Размер фильтра: 55 мм. Конструкция: 9 элементов в 8 группах. Диапазон диафрагм: f/3,6-5,6-f/22-36. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 30 мм. Максимальное увеличение: 0,19x. Габариты: 72,5x83 мм. Вес: 295 грамм. Примерная цена: 32 000 рублей. С этого объектива наверняка начинается знакомство многих фотографов с полнокадровыми беззеркалками, ведь он используется у A7 в качестве китового. Параметры, типичные для такой оптики: малая кратность зума (всего 2,5x), а также низкая светосила. Удивило, что при этом объектив обладает немалыми размерами. На кропнутой камере такую модель сразу бы назвали громоздкой, однако с A7 она смотрится относительно гармонично. Размеры даже самого скромного зума в системе уже наводят на грустные мысли, что компактных моделей можно не ждать. Это, конечно, логично - оптика должна покрывать светом большую матрицу, но для фотографов, жаждущих компактности, это слабое утешение. Еще одна особенность объектива - гладкий корпус. Пластик, но качество сборки приличное. На объективе нет ни одного переключателя, все управление осуществляется через камеру. Это более медленный способ, чем переключатели непосредственно на самом объективе, но в Sony зачем-то избрали этот путь. Удивляет в конструкции и электрический привод фокусировки - кольцо механически не связано с блоком линз. В отличие от переключателей эта особенность проблем не вызывает, даже наоборот - фокусировка получается плавной и аккуратной, что важно для видео. Конструктивно объектив представляет собой стандартную схему с 9 элементами в 8 группах и 7-лепестковой диафрагмой. При изменении фокусного расстояния он немного увеличивается в размерах, зато передняя линза неподвижна, что должно облегчить использование фильтров. Оптические способности у модели средние. На закрытой диафрагме резкость приличная, причем ее даже хватает для «семерок» с литерой R, у которых 36 и 42 мегапикселя соответственно, но на самых открытых «дырках» картинка мягковата, особенно по углам. Виньетирование и дисторсия имеют место быть, но легко правятся, а вот хроматических аберраций у объектива почти нет изначально. Встроенный стабилизатор демонстрирует среднюю эффективность и способен дать выигрыш в два стопа, но для широкоугольника это нормальный вариант. 28-70 выгодно покупать в китовом наборе вместе с камерой. Тогда он обойдется в 10-12 тысяч рублей, вполне адекватную сумму для оптики такого класса. Отдельная покупка выглядит крайне сомнительно - за простой начальный объектив придется отдать более 30 тысяч рублей. Примеры фотографий:
Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS Размер фильтра: 67 мм. Конструкция: 12 элементов в 10 группах. Диапазон диафрагм: f/4-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 40 мм. Максимальное увеличение: 0,20x. Габариты: 73x94,5 мм. Вес: 426 грамм. Примерная цена: 70 000 рублей. Близость фокусных расстояний к китовому объективу делает эту модель своего рода наследником стартового «стекла», мол, те, кто вырос из простенького кита, должны в качестве штатного покупать именно его. Это совместная разработка Sony и компании Carl Zeiss, правда, собирается объектив на Тайване. Разница с китом заметна уже во внешнем виде. Притом что у 24-70 больше зум и на 4 мм шире угол обзора, габариты лишь немногим больше. Корпус уже не пластиковый, а металлический, кроме того, у него есть защита от пыли и влаги, совсем как у профессиональных моделей. Правда, эти особенности сделали 24-70 тяжелым - он весит почти 500 грамм, а в комплекте с «семеркой» получается больше килограмма. Совсем некомпактно, но хорошие снимки требуют жертв. Даже более продвинутая версия штатного объектива лишена переключателей на корпусе, управление также приходится осуществлять с помощью камеры. Зато по сравнению с 28-70 «хобот» при фокусировке не выезжает и объектив своих размеров не меняет. Передняя линза также не вращается, хотя светофильтры придется покупать уже большего по сравнению с китом размера. Качество изображения в целом высокое. Особенно если немного прикрыть диафрагму. На открытой диафрагме по центру резкость высокая даже на f/4, но углы немного проседают. Удивила сильная дисторсия на фокусном расстоянии 24 мм, но ее видно только в RAW, потому что при съемке в JPEG камера автоматически исправляет этот недостаток. Расправляется она и с хроматическими аберрациями. Оптический стабилизатор обеспечивает выигрыш примерно в 2-3 стопа, что немного больше, чем у китового объектива. Немного расстраивает только боке, объектив имеет 7-лепестковую диафрагму, и иногда что-то похожее на «болты» может проскочить, что для объектива подобного класса недопустимо. Боке вообще не самая сильная черта 24-70 - оно слишком механическое, без художественного начала. В целом 24-70/4 на уровень выше 28-70/3,5-5,6, более того, до 2016 года это был топовый штатник системы. Компания никогда не позиционировала этот объектив как профессиональный, но в то же время у него отличный корпус с защитой и постоянная диафрагма, что любят продвинутые фотографы. Нет особых проблем и с качеством фотографий - высокая резкость есть даже на f/4. Но при всем при этом этот объектив очень дорого стоит. Все-таки не стоит забывать, что максимальная диафрагма не такая уж и широкая, а у зеркальных конкурентов объективы с f/2,8 стоят не сильно дороже. В сообществе соневодов 24-70 считается самой провальной моделью производителя, уж больно много от нее ждут за такие деньги, а по факту объектив хороший, но не более того. Не выдерживает конкуренцию 24-70/4 по соотношению цены и качества даже с 28-70/3,5-5,6 - тот, конечно, похуже в целом, но не настолько, чтобы это можно было оправдать такой разницей в цене. Примеры фотографий:
Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS Размер фильтра: 72 мм. Конструкция: 12 элементов в 10 группах. Диапазон диафрагм: f/4-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 28 мм. Максимальное увеличение: 0,19x. Габариты: 78x98,5 мм. Вес: 518 грамм. Примерная цена: 100 000 рублей. Широкоугольные модели есть в арсенале любого производителя оптики для полноформатных камер. Такие объективы очень любят пейзажные, интерьерные и архитектурные фотографы, ведь у них большой угол обзора. Причем высокая светосила для таких моделей не является принципиальной. Хорошо, конечно, когда есть f/2,8, но в этих жанрах все равно обычно снимают со штатива и с закрытой диафрагмой, так что именно для этой модели постоянная диафрагма f/4 не является серьезным ограничителем, в отличие, кстати, от 24-70. Увы, но широкий угол потребовал увеличения габаритов. 16-35 получился даже больше, чем 24-70 с аналогичной диафрагмой. Больше у широугольника и передняя линза - диаметр светофильтров уже 72 мм, а вес перевалил за 500 грамм. Более того, у объектива есть «хобот», и при зуммировании он дополнительно увеличивает габариты, но сама передняя линза, конечно, не вращается, для пейзажного объектива это было бы странно. Корпус металлический и очень надежный, а качество сборки высокое, даже несмотря на то, что объектив выпускается на Тайване. Для съемок на природе пригодится и защита от пыли и влаги. Правда, резинового уплотнения байонета нет. Если насчет сохранности оптики при съемке в дождь сомнений не возникает, то в камеру по стыку может натечь. Такие случаи уже фиксировались. Как и у других моделей линейки, корпус у 16-35 гладкий, все управление нужно осуществлять через камеру. Главное для такого объектива - качество картинки на 16 мм, возможность немного прозуммировать - это всего лишь приятный бонус, все равно основное использование подобных «стекол» именно с минимальным положением зума. На широком угле с открытой диафрагмой 16-35 показывает очень высокую резкость. Она немного снижается от центра к краям, но все равно остается приличной. Если закрыть диафрагму на ступень, то резкость еще больше вырастет, приобретя, как принято говорить у фотографов, звенящий характер. Удивительно, но даже на f/8-11, когда объектив демонстрирует пик резкости, края все равно не догоняют центр. В реальной практике это не мешает, просто такая особенность. Помимо высокой резкости объектив демонстрирует удивительно правильную картинку. В отличие от 24-70, у которого снимок на 24 мм требует правки, 16-35 не отличается сильными дисторсиями и искажениями - удивительный факт, учитывая более широкий угол обзора. В телеположении картинка тем более остается правильной; примерно такой же, как и на широком угле, сохраняется резкость. Одинаковое поведение во всем диапазоне фокусных расстояний - признак оптики высокого класса. Как и все зумы новой волны, 16-35 имеет встроенный стабилизатор изображения. Его реальную эффективность определить сложно, но примерно 2 стопа выдержки он может компенсировать. Учитывая широкий угол, это неплохо. Стабилизатор при съемке пейзажей и интерьеров не поможет, но хоть как-то компенсирует отсутствие f/2,8 и сделает объектив более универсальным. 16-35 вышел удачным, и это признают даже недруги системы Sony E. Для своих целей объектив имеет и подходящие характеристики, и высокие оптические свойства. Проблема все та же: 100 тысяч рублей за такой объектив - это очень много. Для сравнения, Nikon 16-35/4 стоит 70 тысяч рублей, притом что не уступает ни по каким параметрам, а Canon 17-40/4 хоть и лишен стабилизатора, зато обойдется в 55 тысяч рублей. Но для владельца полнокадровой беззеркалки Sony это слабое утешение. Примеры фотографий:
В начале 2016 года Sony выпустила еще один объектив, который относится к классу широкоугольных - Sony FE 24-70mm f/2.8 GM. Он позиционируется как профессиональный, стоящий на уровень выше, чем 24-70/4. На момент написания этого обзора объектив еще не был доступен в России, так что рассказать о нем подробно мы пока не можем. В высоком качестве этой модели сомневаться не приходится, однако ее перспективы в нашей стране очень сомнительны. По первым прикидкам стоить этот объектив будет около 200 000 рублей. Это очень дорого даже для профессиональных фотографов. Во второй части серии мы расскажем про полнокадровые широкоугольные объективы Sony с фиксированным фокусным расстоянием. |
05.07.2016
Все статьи
Выбираем штатный объектив для фотоаппарата Sony
Полноформатная оптика для Sony E с фиксированным фокусным расстоянием
Полноформатная оптика для Sony E. Длиннофокусные модели
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет