Полноформатная оптика для Sony E. Длиннофокусные модели В любых новых фотографических системах телеобъективы находятся в дефиците - производители стремятся насытить линейку широко- и среднефокусной оптикой, а модели, которые могут снимать с приближением, остаются на вторых ролях. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в системе Sony E с полноформатными «стеклами». Несмотря на то что в этом материале будут представлены три объектива, классическим телевиком является только один, два других - это ультразум и макрообъектив, для которых съемка удаленных объектов возможна, но не является основной специализацией. Впрочем, разнообразие «жанров», в которых Sony выпускает объективы, все-таки настраивает на позитив - хоть по одной модели, но в каждой категории у производителя есть. В третьей части обзорного материала оптики для полноформатных беззеркалок мы посмотрим, что могут получить от системы Sony E фотографы, у которых есть специфические задачи.
Sony FE 24-240mm f/3.5-5.6 OSS Lens Размер фильтра: 72 мм. Конструкция: 17 элементов в 12 группах. Диапазон диафрагм: f/3,6-5,6-f/22-40. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 50-80 мм. Максимальное увеличение: 0,27x. Габариты: 80,5x118,5 мм. Вес: 780 грамм. Примерная цена: 80 000 рублей. Популярность ультразумов сегодня меньше, чем 4-5 лет тому назад. С тех пор мысль, что можно купить один объектив «для всего», стала куда менее популярной. Вторую жизнь ультразумы получили с развитием видеосъемки с помощью фототехники. Для видеографов это разумный выбор - требований к оптическим характеристикам видео предъявляет меньше, зато большой диапазон фокусных позволяет разнообразить съемку. Никуда не делся и класс фотографов-туристов, которым не хочется/негде носить сменные объективы или некогда/неохота их менять, но у которых есть потребность в широком разбросе фокусных расстояний. Для этих категорий пользователей и выпущен 24-240. Если уж обычные зумы на полнокадровые беззеркалки получаются немаленькими, то ожидать компактных размеров от ультразума было бы наивно - и действительно, объектив получился большой. Смущают даже не физические размеры - с длиной можно смириться, - а вес. С камерой он у 24-240 приближается к полутора килограммам, а это много. Трэвел-съемка предполагает ношение аппарата с собой весь день, а с таким весом это может напрягать фотографа. Масса оправдана конструктивно - металлический корпус, большое количество линз, интересная конструкция, но это не очень сильно волнует пользователя, шея которого устанет к концу съемочного дня. Утешить себя можно только тем, что комплект из полнокадровой зеркалки и ультразума будет еще тяжелее. Оптические свойства 24-240 примерно такие, каких и ждешь от подобного объектива. Центр снимка резкий на открытой диафрагме на всех фокусных, а края в любом положении зума подмыливают. Стоит прикрыть диафрагму на стоп, как картинка выравнивается. Звенящей резкости объектив не дает, но, если не ставить сверхцелей, обеспечивает неплохие фотографии. Искажения имеют место быть, причем разные - на широком угле хорошо заметна «бочка», а в теледиапазоне - «подушка». Впрочем, проблема решается просто: при съемке в JPEG все надежно исправляет камера, а при съемке в RAW - фирменный профиль объектива. Аналогично решается вопрос с виньетированием и аберрациями, которые тоже можно найти на снимках в некоторых ситуациях. Как и все ультразумы, 24-240 темный, причем на максимальном фокусном светосила падает до совсем уж грустных f/6,3. Помочь в съемке при недостатке света призван стабилизатор изображения. Он не самый продвинутый, но около трех стопов выдержки обеспечить может, уже какое-то подспорье. Для своего класса 24-240 весьма неплох. Конечно, для фото это «стекло» любительское и получать снимки профессионального качества с его помощью сложно. Однако если по каким-то причинам менять объективы не вариант, то его можно покупать смело. Кроме того, для тех фотографов, которым нужны «длинные» фокусные, а бюджет на оптику ограничен, выбора и нет - другие родные телевики (вернее, он пока один) стоят еще дороже. Недешев и 24-240, но ультразумы никогда не отличались низкой ценой даже в других системах. Тут расчет такой - купил один объектив и больше деньги на оптику не расходуешь, а один раз можно и потратиться. Примеры фотографий:
Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS Lens Размер фильтра: 62 мм. Конструкция: 15 элементов в 11 группах. Диапазон диафрагм: f/2,8-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 28 мм. Максимальное увеличение: 1x. Габариты: 79x130,5 мм. Вес: 602 грамма. Примерная цена: 94 000 рублей. Наличие макрообъектива - один из признаков зрелости системы, так что неудивительно, что таковой в арсенале Sony E появился. Справедливости ради нужно сказать, что родной «макрушник» все-таки не был первоочередной задачей, ибо макро в большинстве своем снимают с ручным фокусом, а на A7 любого поколения через переходники устанавливается море мануальной макрооптики. Видимо, поэтому маркетологи Sony решили не просто выпустить макрообъектив, а сделать его профессиональным. Мол, любители покрутят фокус ручками с недорогим и неродным объективом, а для профессионалов предложен законченный и дорогой продукт. Профессиональная составляющая 90/2.8 очевидна. Во-первых, на это прямо указывает буква «G» в маркировке; во-вторых, объектив отлично собран, он защищен от пыли и влаги лучше, чем более простые его коллеги; в-третьих, размеры и вес способны впечатлить заказчиков; в-четвертых, у него есть органы управления на корпусе. Те, кто читал прошлые части обзора (часть первая, часть вторая), помнят, что даже у дорогих моделей из тех, которые Sony не позиционирует как профессиональные, корпуса абсолютно гладкие, а все необходимое нужно делать через меню камеры. У 90/2.8 настройка механическая и куда более удобная. Обращает на себя внимание трехпозиционный переключатель дистанции фокусировки. Он интересен именно тремя положениями. Обычно у макрообъективов (и телевиков, кстати) есть возможность «отсечь» только минимальную дистанцию фокусировки, чтобы, когда объектив используется не для макро, автофокус камеры не «гонял» по всему диапазону. А у 90/2.8 помимо того есть возможность, наоборот, оставить в работе только макродиапазон, чтобы фокус не убегал на «нормальные» дистанции при съемке в большом масштабе - это очень удобно. Для управления фокусом предусмотрены и другие инструменты, например, фокусировочное кольцо одновременно может включать и выключать ручное наведение на резкость, а специальная кнопка - блокировать фокус. Кстати приходятся и шкалы дистанций фокусировки. Наконец, в Sony позаботились о фотографах, которые снимают со штатива: включать и отключать стабилизатор можно переключателем на корпусе. Это все удобно и здорово, но возникает вопрос: почему бы такое не сделать и на других, тоже недешевых объективах? Претензий к оптическим свойствам 90/2.8 не возникает. С открытой диафрагмы он резкий, а с f/5,6 очень резкий, причем края почти не уступают центру на любом относительном отверстии. Именно так и должен себя вести макрообъектив. Искажения, аберрации и виньетирование обнаружить сложно - 90/2.8 отлично справляется со съемкой в любой ситуации. Встроенный стабилизатор изображения может обеспечить около трех стопов выдержки. В общем, 90/2.8 - это отличный инструмент для макро- и предметных фотографов. Стоит недешево, хотя по меркам системы Sony его цену можно считать адекватной, свои деньги он оправдывает. Правда, модель все-таки не для любителей, им ее возможности могут быть избыточны. Примеры фотографий:
Sony FE 70-200mm f/4 G OSS Lens Размер фильтра: 62 мм. Конструкция: 21 элемент в 15 группах. Диапазон диафрагм: f/4-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 100-130 мм. Максимальное увеличение: 0,13x. Габариты: 80x175 мм. Вес: 840 грамм. Примерная цена: 95 000 рублей. Как мы уже отметили выше, любительских телевиков для A7 в Sony пока не выпустили, а единственная модель, которую можно отнести к телевикам, профессиональная - со всеми вытекающими отсюда выводами. 70-200/4 кажется не то чтобы лишним, но не самым логичным в системе. Действительно, на A7 переходят многие фотографы-профессионалы, которые съемкой зарабатывают на жизнь, вот только работают они в жанрах, где такой объектив не нужен - портрет, студийка, интерьер и так далее. Телевики-зумы это удел анималистов, спортивных или авиационных фотографов, а вот они как раз на беззеркалки не переходят, ибо в этих жанрах ключевую роль играет автофокус, а он у Sony A7 очевидно хуже чем у зеркалок. Так что пока 70-200/4 востребован не очень сильно, но не по своей вине. Это очень большой объектив. Настолько большой, что с ним в комплекте даже идет штативное кольцо - крепить конструкцию за камеру будет уже небезопасно. Пожалуй, размеры 70-200/4 переросли тот предел, с которым удобно работать на A7. Не стоит забывать, что хват у беззеркалки все-таки не такой удобный, как у зеркальных камер, поэтому использование тяжелого объектива, который существенно меняет центр тяжести, вносит дисбаланс. В лучших традициях профессиональной телеоптики объектив белый, это демонстрирует статус, но и привлекает дополнительное внимание, что фотографу-любителю было бы некстати. Корпус, конечно, металлический, защищенный и отлично собранный, кроме того, в Sony не поскупились на органы управления на объективе. Можно переключать ручную и автоматическую фокусировку, активировать диапазон ограничения фокуса, включать и отключать стабилизатор, а также переключать режимы его работы. Есть и кнопка, которая блокирует фокус. Мы опять поражаемся, почему хотя бы пару таких переключателей не сделать на других моделях - это же очень удобно. Оптически объектив показал себя с хорошей, но не идеальной стороны. Понравилась резкость на 70 мм - по центру снимка она очень высокая прямо с открытой диафрагмы, а края начинают звенеть с f/5,6. Немного хуже дела обстоят на 200 мм: тут открытая диафрагма все равно остается рабочей, но картинка немного менее резкая, чем на 70 мм, так что, если есть возможность, лучше использовать f/5,6. Порадовало отсутствие хроматических аберраций на всех фокусных и всех диафрагмах, а вот небольшое виньетирование имеет место быть. Можно усмотреть и искажения на длинном конце, но они не доставляют особых проблем. Отметим эффективность встроенного стабилизатора - он может дать выигрыш до 4 стопов выдержки. Этот факт поможет немного компенсировать недостаточную светосилу объектива. 70-200/4 - это распространенные характеристики для профессиональных телевиков. На фоне коллег вариант от Sony смотрится не хуже, но и не лучше - примерно на одном уровне находятся и оптические возможности, и функциональность. Отличается только цена: если вариант от Canon стоит порядка 70 тысяч рублей, за Nikon просят около 75 тысяч, то Sony стоит 95. Пожалуй, это единственная заметная претензия к объективу, в остальном он очень неплох. Примеры фотографий: В 2016 году Sony расширила модельный ряд профессиональной оптики, в частности, вышли объективы Sony FE 70-200mm f/2.8 G OSS и Sony FE 85mm f/1.4 G, но на момент написания обзора они еще не получили распространения в нашей стране. Кроме того, очевидно, что цена обеих моделей будет выше 150 тысяч рублей, что делает их слабоконкурентными, особенно если говорить о непрофессиональных фотографах.
Вместо вывода За три года Sony удалось создать неплохой парк родной оптики, который может покрыть потребности большей части фотографов. Объективы новые, современные, неплохо сконструированные, с высоким качеством изготовления. В среднем у них очень высокий уровень и оптические характеристики. Настоящий бич системы - цена на оптику. Увы, но тут Sony проигрывает грандам зеркального рынка вчистую: что Canon, что Nikon могут предложить на схожие объективы меньшую цену. Больше всего, правда, напрягает не это, а тот факт, что в полнокадровой системе Sony E почти нет бюджетных объективов, рассчитанных на фотографов-любителей, ведь сегодня A7 - это самый дешевый способ купить полноформатную цифровую камеру, и он привлекает даже не столько профессионалов, сколько именно любителей. Однако получается так, что, сэкономив на покупке камеры, эти фотографы потом вынуждены переплачивать за оптику. Неудивительно, что к байонету E очень много переходников и адаптеров для неоригинальных моделей - отличные матрицы A7 вкупе со сторонней оптикой позволяют получать качественные фотографии за относительно вменяемые деньги, но приходится жертвовать оперативностью автофокуса и удобством работы. Либо переплачивать. |
21.07.2016
Все статьи
Выбираем штатный объектив для фотоаппарата Sony
Полноформатная оптика для Sony E. Широкоугольные зумы
Полноформатная оптика для Sony E с фиксированным фокусным расстоянием
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет