Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD Мы продолжаем серию материалов, посвященных обновленным объективам Tamron. Если в прошлый раз мы рассказывали про фикс-объектив, то сегодня у нас на обзоре любительский ультразум. В 2014 году он был обновлен с учетом новых стандартов компании - обзавелся фирменным дизайном, получил влагостойкий корпус и пятилетнюю гарантию. Как это работает в сегменте профессиональных объективов, мы уже разобрались, теперь посмотрим на сугубо любительское «стекло». Tamron 28-300 - объектив интересный. Сама концепция ультразума далеко не новая, мода на них началась в начале 2000-х (хотя первую версию 28-300 Tamron выпустила еще в середине 90-х), когда на зеркалки начали массово переходить вчерашние владельцы мыльниц-ультразумов, которые хотели сохранить привычную возможность менять значение трансфокатора в широком пределе и не заморачиваться сменой оптики. Большим спрос на подобные модели никогда не был, но своя аудитория имеется до сих пор. Если задуматься о выборе объектива-ультразума, то сразу столкнешься с нюансом: подавляющее большинство моделей рассчитаны на кропнутые аппараты. Владельцу полноформатной зеркалки податься особо некуда. У Canon есть 28-300, но это профессиональный объектив L-серии, который стоит и весит как чугунный мост, а для народа ничего не предусмотрено. У Nikon тоже есть 28-300, он в два раза дешевле и легче кеноновского, но все равно не очень бюджетный. Tamron 28-300 на этом фоне выглядит очень привлекательно. Во-первых, для такой кратности зума он очень компактен и легок, во-вторых, стоит дешевле конкурентов. Конкретно - 45 000 рублей. Нельзя сказать, что продается задаром - прошлые поколения стоили дешевле, но если говорить об одном объективе на все случаи жизни (а Tamron 28-300 как раз на такую роль и претендует), то цена для владельцев полнокадровых аппаратов кажется посильной. Продвижению этой модели мешает не очень хороший опыт его предшественников, которые не смогли зарекомендовать себя с хорошей стороны, поэтому среди фотографов к Tamron 28-300 немного предвзятое отношение. Тем полезнее наш тест: посмотрим, насколько обновленный объектив избавился от проблем прошлых поколений и оправдывает возросшую цену.
Технические характеристики Размер фильтра: 67 мм. Конструкция: 19 элементов в 15 группах. Диапазон диафрагм: f/3,5-f/40. Количество лепестков диафрагмы: 7. Привод автофокуса: ультразвуковой мотор. Минимальная дистанция фокусировки: 49 мм. Максимальное увеличение: 0,29x. Габариты: 99x78 мм. Вес: 540 грамм. Примерная цена: 43 000 рублей.
Внешний вид, конструктивные особенности Новый дизайн Tamron хорош - строгий, лаконичный, привлекательный своим минимализмом. Даже как-то непривычно видеть Tamron 28-300 таким - в голове застрял старый образ, с аляповатыми цветами и надоевшими шрифтами. У профессиональных моделей новый дизайн означает металлический корпус, для Tamron 28-300 это, конечно, было бы излишеством, поэтому у него наружные панели пластиковые, а из металла только байонет. Но пластик очень приятный на ощупь, а корпус качественно собран. Кроме того, объектив получил фирменную защиту от влаги. Помимо резинового уплотнения на байонете защищены стыки панелей. Для любительской модели влагозащита - уже достижение. Защиты от пыли не предусмотрено, но с конструкцией Tamron 28-300 это и неудивительно. Большой диапазон фокусных расстояний и компактные габариты привели к тому, что при зуммировании у объектива очень сильно выезжает «хобот» - на максимальном зуме это особенно заметно. Более того, меняет свое положение и задняя линза. Такую конструкцию в народе называют «пылесос», потому что пыль забивается под соединительные части и попадает как в сам объектив, так и за байонет - ближе к матрице фотоаппарата. Обычно объективы с подобной конструкцией имеют проблемы с «хоботом», который может самопроизвольно выезжать под тяжестью собственного веса, но у Tamron 28-300 такого не наблюдается. Ход кольца трансфокатора относительно тугой, и, как ни тряси объектив, «хобот» не меняет своего положения. Правда, мы тестировали новый объектив, возможно, со временем механизмы разработаются и «хобот» все-таки будет выезжать. Впрочем, как раз для такой ситуации инженеры предусмотрели блокировку зуммирования. В положении «28 мм» можно щелкнуть специальный переключатель, и трансфокатор окажется заблокированным. Помимо этого рычажка на объективе есть еще два переключателя: один заведует работой стабилизатора, второй меняет автоматическую фокусировку на ручную. Хорошо, что в Tamron не идут по стопам Sony и не убирают механические органы управления объективом даже в относительно бюджетных моделях. Кольцо зуммирования широкое и прорезиненное, как мы уже отметили, оно немного туговато, но дискомфорта это не вызывает. Физического ограничения у кольца нет, так что сфокусироваться на бесконечность, просто выкрутив кольцо до упора, не получится. Приятно пользоваться и кольцом ручной фокусировки, хотя оно заметно меньше. Наконец, в Tamron 28-300 появилась шкала фокусировки, в прошлом поколении ее не было. Это не самая востребованная штука, но, возможно, кому-то пригодится. Несмотря на огромный «хобот», инженерам удалось сделать переднюю линзу невращающейся при фокусировке, это облегчает использование светофильтров. Комплект поставки у объектива традиционный - крышки да обычная бленда. Радует пятилетняя гарантия, которую в Tamron не постеснялись распространить на любительскую модель.
Оптические характеристики Изучение оптической схемы Tamron 28-300 поражает - 19 элементов в 15 группах, причем 10 элементов - это не обычные, а особые стекла: 1 асферический элемент, 2 элемента с высоким коэффициентом преломления, 4 низкодисперсных элемента, 3 асферические линзы. Неплохо для бюджетного ультразума. Впрочем, очевидно, что все нестандартные стекла использовались не для повышения качества снимков, а для компактности. 28 мм и f/3,5. Оригинал и 100-процентные кропы центра и угла А что с качеством? Нужно отдавать себе отчет, что все ультразумы - это компромисс между удобством и получаемым результатом. Tamron 28-300 хорошо это правило иллюстрирует. На широком/среднем угле и открытой диафрагме резкость можно найти только по центру кадра - углы откровенно слабые. По мере закрытия «дырки» резкость ожидаемо растет и углы подтягиваются. В итоге на f/8 объектив дает уже очень хорошую картинку, про которую можно лестно отзываться без скидок на класс и цену модели. 28 мм и f/5,6. Оригинал и 100-процентные кропы центра и угла Но традиционный бич ультразумов - падение разрешения на дальнем конце - не обошел стороной и Tamron 28-300. После 200 мм качество заметно снижается. Диафрагма тут уже даже открытая f/6,3, но результат слабенький. Если закрыть «дырку» на стоп-другой, картинка станет резче, но все равно до показателей на широком угле не дотянет, особенно по краям кадра. Фокусное расстояние 300 мм требует очень много света, чтобы и диафрагму зажать для получения нормальной картинки, и выдержку короткую обеспечить. Это нужно учитывать при съемке.
28 мм и f/8. Оригинал и 100-процентные кропы центра и угла Не самые высокие показатели резкости - не главная оптическая проблема, мы бы этот сомнительный приз вручили дисторсии. Несмотря на то что на широком конце у объектива умеренные 28 мм, искажения получаются куда больше разумной нормы. Учитывая отсутствие поддержки профилей сторонних объективов, даже в JPEG их приходится править самостоятельно, и удовольствие эта процедура не доставляет. По мере роста фокусного расстояния «бочка» сменяется «подушкой» и искажения приходится править в другую сторону. Фактически у объектива нет фокусного расстояния, на котором картинка не требовала бы правки геометрии.
300 мм и f/6,3. Оригинал и 100-процентные кропы центра и угла На этом фоне виньетирование и хроматические аберрации не кажутся большой проблемой. Они присутствуют на широком угле и открытой диафрагме в изрядном количестве, но серьезного дискомфорта не доставляют, с ними легко смириться. По сравнению с прошлой версией у объектива в конструкции диафрагмы стало на два лепестка меньше. При этом боке осталось на том же уровне, гайки и болты можно увидеть лишь на сильно зажатых «дырках», на открытых значениях размытие правильное, хотя и не очень благородное. Проблема традиционная - «темность» модели: там, где хотелось бы размыть задний план, Tamron 28-300 банально не хватает диафрагмы. 300 мм и f/8. Оригинал и 100-процентные кропы центра и угла Работа в контровом свете обычная, объектив нельзя назвать склонным к засветкам, но и как-то особенно он им не умеет противостоять - если не ловить солнце в углы кадра, то «зайцев», скорее всего, получится избежать.
Работа с объективом На корпусе Tamron 28-300 гордо написано «Piezo Drive», так тамроновцы обозначают новую модель ультразвукового мотора. Мы почитали перед тестом принцип его работы, там все слишком сложно даже для пересказа. В любом случае от новомодной системы хотелось каких-то необычных результатов, но по факту фокусировка не лучше объективов прошлых поколений. Заявлена бесшумность, но моторчик все равно издает звуки; скорость средняя, иногда наведения на резкость приходится именно ждать; разве что к точности вопросов нет - если уж нашлось время на поиск объекта, то объектив, скорее всего, попадет куда нужно. Тут, правда, еще многое зависит от фокусировочного модуля в камере, но в любом случае видали мы объективы и побыстрее. Небольшим плюсом нового мотора показалась возможность «доворачивать» фокус руками даже в режиме автоматической фокусировки. Если вам не понравилось, как камера сфокусировалась, вы можете тут же поправить фокус, не теряя время на актирование ручного режима. У многих моделей Nikon есть такая функция, а вот для владельцев Canon это может быть в диковинку. Наглядное действие зума - 28 и 300 мм с одной точки Стабилизатор у Tamron 28-300 есть (для всех байонетов кроме Sony A) и призван хоть как-то компенсировать очень низкую светосилу на дальнем конце. В принципе со своей работой он справляется. В компании не приводят данных о его эффективности, но наши пробы позволяют говорить о компенсации трех стопов экспозиции. Не топовый результат, но достойный. На широком угле можно спокойно снимать до 1/10 секунды, на длинном резкие фотографии у нас выходили на 1/40-1/50 секунды. Настроек у стабилизатора нет - только «вкл.» и «выкл.». Прошлое поколение Tamron 28-300 имело приставку macro, при этом могло снимать всего лишь с масштабом 1:3. Новая оптическая схема немного увеличила минимальную дистанцию фокусировки (масштаб получается 1:3,5), в Tamron решили не позориться и маркировку убрали. До настоящего макро Tamron 28-300 как до луны, но на фоне иных телевиков объектив позволяет фотографировать чуть ближе, что может стать небольшим бонусом для фотографов, которые любят снимать в большом масштабе, но специализированной оптики для этого не имеют.
Выводы Какой-то разгромный у нас получился обзор, но негативных эмоций от встречи с объективом не осталось. Tamron 28-300 - стекло нарочито любительское, получать фотографии коммерческого качества с ним очень сложно. Но если не предъявлять сверхтребований, то для домашнего альбома и печати небольшими форматами снимки получаются весьма годными. Главная сила этого объектива - это универсальность и разумные габариты, для кого-то это важнее максимального качества фотографий. Например, для любителя, у которого появилась полноформатная камера, или продвинутого фотографа, который поехал в отпуск и хочет отдохнуть от тяжелого рюкзака. Tamron 28-300 больше вопросов вызывает не качеством фотографий (с ними ситуация ожидаемая), а ценой. Модернизацию можно только приветствовать - новый дизайн, классный и надежный корпус, хороший стабилизатор, но она подняла стоимость модели, что сильно снижает ее привлекательность в глазах потенциальных покупателей. Старая версия, аляповатая и неказистая, снимала не сильно хуже, а по соотношению цены и качества была интереснее. А этот фактор в сегменте любительской оптики очень важный - мало кто для сугубо домашней съемки может купить объектив, не обращая внимания на «ценник».
Галерея фото (полноразмер можно скачать здесь) |
31.07.2017
Все статьи
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет