Обзор объектива Sigma AF 30mm f/1.4 EX DC HSM Фотографам, которые жили и работали еще лет 50 назад, современное изобилие объективов и не снилось. Выбор был, но довольно скромный, а часть фотографов вообще обходилась только одним «стеклом» – чаще всего с фокусным расстоянием 50 миллиметров. Это стандартная универсальная величина, которая пригодна для многих видов съемок. Если мы говорим о фотографе, который хотел бы обходиться одним объективом, то, скорее всего, ему нужна модель с углом обзора, соотносимым с 50 мм. Объективы-полтинники и сегодня популярны (к примеру, наш тест полтинников Nikon), да вот незадача, если использовать их на кропе, то угол обзора существенно уменьшается и универсальность пропадает. Для кропнутых камер куда актуальнее фокусные расстояния в 30-35 миллиметров, которые, помноженные на кроп-коэффициент, как раз и дают плюс-минус искомые 50 мм. Неудивительно, что в последнее время в линейках производителей все чаще появляются объективы, во-первых, именно с такими фокусными расстояниями, во-вторых, рассчитанные на работу только с кропнутыми камерами. Вообще же, объективов с такими фокусными много, взять тот же кеноновский 35 f/1.4, но то большая, дорогая и полноформатная оптика. Эти же объективы за счет того, что не обязаны покрывать световым пучком большую матрицу, могут предложить и габариты компактные, и цену относительно приемлемую. В новом классе псевдополтинников на кропе играют не только оригинальные бренды, но и аналоги. Sigma AF 30mm f/1.4 EX DC HSM – самый яркий представитель неоригинальной оптики.
Технические характеристики Угол зрения: 45 градусов. Конструкция: 7 элементов в 7 группах. Максимальная диафрагма: f/1,4. Минимальная диафрагма: f/16. Диафрагма: 8 лепестков. Стабилизация: нет. Минимальная дистанция фокусировки: 40 см. Фильтр: 62 мм. Диаметр объектива: 75,5 мм. Длина объектива: 65 мм. Вес: 430 г.
Корпус, внешний вид Буквы EX в маркировке объективов Sigma традиционно обозначают профессиональные модели. Взяв в руки 30 f/1.4, понимаешь, что на этом объективе они появились не случайно. Материалы отделки очень хорошие, конструкция надежная, а качество сборки на самом высоком уровне. Объектив оставляет добротное впечатление и наверняка сможет долго служить своему владельцу. Увы, но вес и габариты при этом получились довольно большими. Фотограф, который отказывается от зум-объективов в пользу фиксов, рассчитывает на компактность и легкость. По габаритам Sigma 30 f/1.4 еще приемлема, в целом она не больше китовых 18-50, которые выпускаются почти для всех систем, а если сравнивать со штатными зумами среднего класса, то даже меньше их, не говоря уже о топовых моделях с постоянной диафрагмой f/2,8. С весом ситуация похуже, большое количество металла в конструкции увеличило массу до 430 грамм, что больше, чем у китовой оптики, и примерно соответствует зум-объективам среднего класса. Увы, но чудес не бывает, и за высокую светосилу и качественную конструкцию приходится расплачиваться весом. Впрочем, по соотношению качества картинки и размеров объектив все равно довольно привлекателен. Несмотря на профессиональный статус, Sigma 30 f/1.4 – довольно простой объектив. На корпусе у него только один орган управления – переключатель типа фокусировки. Отметим, что в режиме AF самостоятельно «докручивать» фокус нельзя. Если хочется наводить резкость вручную, то для этого нужно использовать только режим M.
Качество фотографий Объектив предлагает светосилу f/1,4, что очень много. Такое относительное отверстие позволяет значительно размывать фон, даже несмотря на широкое фокусное расстояние. Но одно дело наличие такой светосилы, а другое – реальный рисунок на максимальной «дырке». Насколько подходит Sigma 30 f/1.4 для съемки на самой открытой диафрагме? Вопрос, как мы выяснили, неоднозначный. Начнем с резкости. На самой открытой диафрагме по центру картинка мягковата, но в целом определенная резкость есть, а вот с краями настоящая беда – сплошная каша. В принципе если размещать объекты строго по центру, то снимок получается неплохим, слабые края уходят в зону нерезкости и проблемы не возникает. Но снимать на f/1,4 что-то, что требует равномерного качества по всему кадру, можно даже не пытаться – края окажутся безнадежно испорчены. Кадр на диафрагме f/1,4. Общий вид и стопроцентные кропы По мере закрытия диафрагмы ситуация меняется. Уже на f/1,8 центр снимка становится очень резким, края подтягиваются, однако все равно назвать резкость высокой по всему кадру не получается. Значительно лучше становится на f/2,8. Края получаются резкими и почти догоняют центр. Окончательно картинка выравнивается к значению апертуры f/5,6. На этой диафрагме объектив дает ровное изображение по всей ширине кадра. Дальнейшее закрытие диафрагмы серьезного увеличения качества, во всяком случае заметного невооруженным глазом, не дает. Максимальная диафрагма Sigma 30 f/1.4 всего f/16, так что дифракции разгуляться негде. Она, конечно, появляется на двухзначных значениях апертуры, но особой роли не играет. Рабочими можно назвать значения вплоть до самых закрытых диафрагм. Также на диафрагме f/1,4 довольно серьезно проявляются хроматические аберрации. Canon и Nikon в свои модели не встраивают профили сторонних объективов, так что бороться с цветной бахромой придется уже во внешнем редакторе. Большой проблемой это, правда, не является – пара кликов и аберраций нет. С закрытием относительного отверстия проблема сходит на нет. А вот легкая бочкообразность изображения не исчезает даже при закрытии диафрагмы. Для фокусного расстояния 30 мм подобные искажения – событие нормальное. Они не очень сильные, да и заметны далеко не на всех сюжетах, а кроме того, легко правятся профилями в сторонних редакторах, так что серьезной проблемы мы тоже не видим. Кадр на диафрагме f/2,8. Общий вид и стопроцентные кропы Для объектива с диафрагмой f/1,4 важное значение имеет качество размытия фона. Тут Sigma 30 f/1.4 сложно выделить. Несмотря на восемь лепестков диафрагмы, о каком-то особом или творческом размытии фона говорить не приходится. Объектив дает технически правильную картинку в зоне нерезкости, но без намека на собственный стиль. Мы бы не стали причислять эту особенность ни к плюсам, ни к минусам, потому что в зависимости от задач необычное боке может быть как уместно, так и нет. В целом объектив делает фотографии высокого качества, которые с несложной доработкой в графическом редакторе можно без труда лишить всех возможных изъянов. У объектива высокий микроконтраст, цвета немного уходят в желтый спектр, но тут более существенную роль играет установка правильного баланса белого, чем особенность модели. Если не говорить о самых открытых значениях диафрагмы, которые требуют и определенного навыка съемки, и подходящего сюжета, то уже с f/2,8 можно снимать все подряд и получать фотографии высокого качества. Рассчетное значение для пейзажной фотографии – f/5,6.
Работа с объективом Считается, что самым большим недостатком Sigma 30 f/1.4 является фокусировка. Однако наши тесты показали, что ситуация неоднозначная. По части скорости и шумности наведения на резкость особых вопросов не возникает – объектив находится в середине турнирной таблицы, этими параметрами не досаждает, но и не восхищает. Иное дело – точность, к ней больше всего претензий. Кадр на диафрагме f/5,6. Общий вид и стопроцентные кропы Во-первых, даже несмотря на профессиональную линейку, качество различных экземпляров неоднородно, и на некоторых действительно можно столкнуться с проблемой фронт- и бэк-фокуса. Объектив, который тестировали мы, проблем не имел, но отзывы в Интернете определенно дают понять, что перед покупкой экземпляр необходимо тестировать. Во-вторых, фокусироваться на открытой диафрагме сложно даже на беспроблемном объективе. Глубина резкости очень маленькая, и попадание требуется идеальное. Скажем, резкость по глазам приводит к тому, что нос и волосы уже размыты. Поэтому мы при съемке на открытой диафрагме советуем использовать только центральную точку фокусировки и давать камере достаточно времени для наведения резкости. Если не ставить перед объективом нереальных задач (типа попадания в фокус при съемке спорта на f/1,4 следящей фокусировкой), то результат не должен разочаровывать. Касаемо автофокуса нельзя не заметить, что в объективе используется ультразвуковой мотор, что очень хорошая новость для владельцев начальных зеркалок Nikon, у которых нет собственного привода автофокуса. А вот стабилизатора в этой модели нет. Это заставляет внимательно следить за выдержкой во время съемки. Кадр на диафрагме f/11. Общий вид и стопроцентные кропы Дистанция минимальной фокусировки у этого объектива около 40 мм. Учитывая фокусное расстояние, это довольно много. Так что съемка в крупном масштабе – не сильная сторона Sigma 30 f/1.4, в крайнем случае приходится фотографировать издалека, а потом кадрировать снимок.
Конкуренты Объектив выпускается для всех распространенных байонетов зеркальных камер: Canon, Nikon и Sony, Pentax – однако в различных системах его привлекательность может быть разной. Скажем, Nikon пару лет назад выпустила 35mm f/1.8 G AF-S DX Nikkor – дешевый, компактный и кропнутый объектив с фокусировочным мотором. У него максимальная диафрагма f/1.8, но, учитывая то, что она полностью рабочая, а сам объектив стоит в два раза дешевле Sigma, позиции героя сегодняшнего обзора в системе Nikon смотрятся не очень уверенно. А еще есть линза Nikon 35mm f/2 D AF Nikkor, правда, она без мотора и рассчитана на полный кадр, так что ее прямым конкурентом назвать сложно. А вот для владельцев Canon Sigma 30 f/1.4 – это палочка-выручалочка, потому что компания в близких фокусных может предложить либо дорогущего профессионального монстра Canon EF 35mm f/1.4L USM, который выступает в другой лиге (прежде всего по цене), либо EF 28mm f/1.8 USM, который, во-первых, полнокадровый, а во-вторых, дороже «Сигмы». Из дешевых фиксов Canon делает ставку на EF 40mm f/2.8 STM, но он для кропа длинноват, да и светосила не очень велика, хотя габариты и цена привлекательные. Для системы Canon Sigma пришлась ко двору У Sony среди объективов с фокусным расстоянием 30 mm есть только Sony 30mm f/2.8 DT Macro SAM, но он тоже Sigma 30 f/1.4 не конкурент из-за диафрагмы. У Pentax среди похожих моделей есть SMC DA 35mm F/2.4 AL. Он хоть и дешевле, но тоже слишком темный, чтобы полноценно конкурировать с «Сигмой».
Выводы Если у вас кропнутая зеркалка и вас посещают мысли перестать таскать с собой сумки и рюкзаки оптики, а сосредоточиться только на одном фиксе, то Sigma 30 f/1.4 – это очень хороший кандидат. Вы получите универсальный объектив, с высокой надежностью и приличной картинкой. Если бы он еще и весил чуть меньше, было бы вообще замечательно. Sigma 30 f/1.4 позволяет решать различные творческие задачи. Если приходится снимать в условиях недостатка света, то можно использовать открытую диафрагму, смирившись с потерей деталей по краям кадра. Если света достаточно, то можно чуть апертуру подзажать и получать резкие фотографии без серьезных проблем. Увы, но в последнее время объектив серьезно подорожал. Сегодня он стоит порядка 17-18 тысяч рублей, что не позволяет назвать его бюджетным. Если модель вам понравилась, но такой суммы на покупку нет, то можно обратить взор на вторичный рынок. Там продаются экземпляры, купленные до повышения цен, поэтому можно встретить весьма выгодные предложения. Другие примеры фотографий Sigma AF 30mm f/1.4 EX DC HSM: |
08.04.2015
Все статьи
Андрей 12.04.2016Спасибо за обзор.
А по тексту ошибка "Дистанция минимальной фокусировки у этого объектива около 40 мм" Все же, 40 см должно быть |
Обзор объектива Nikkor 50mm f/1.8D AF
Обзор объектива Nikkor AF-S 18-200 VR DX
Обзор объектива Nikon AF-S 105/2.8 Micro
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет