Объективы: классификация, характеристики, сферы использования Подавляющее большинство начинающих фотографов покупают свою первую зеркалку со стандартным так называемым «китовым» объективом. Он хорош только на первое время, с ростом мастерства возможности «кита» перестают удовлетворять даже самого нетребовательного фотографа. Возникает вопрос: что купить взамен? Чтобы на него ответить, нужно разобраться: какие бывают объективы, для каких целей они используются и что влияет на их цену.
Фокусные расстояния Главный критерий деления объективов по типам, а также важнейшая характеристика любого объектива - фокусное расстояние. Именно от него зависит, используется ли этот объектив для фотоохоты, портретной съемки или, скажем, пейзажной. Измеряется фокусное расстояние в миллиметрах, но это несколько условная величина. Еще с пленочных времен стандартными считались объективы с фокусным расстоянием 50 мм. В те времена объективы с переменным фокусным расстоянием были слабо распространены, многие фотографы имели один только «полтинник», а кадрировали картинку «ногами», приближаясь и удаляясь от объекта съемки. 50 мм - это среднее значение: не широко и не узко. Чтобы наглядно его представить - закройте один глаз. То, что вы увидите вторым, примерно и будет угол обзора 50-миллиметрового объектива. Объективы, у которых фокусное расстояние находится в диапазоне 70-150 мм, принято считать портретными. Оговоримся, что портрет можно сфотографировать любым объективом (правда, он при этом может получиться весьма специфичным), но классикой портретного дела являются именно эти расстояния: на фокусных менее 70 мм возможны широкоугольные искажения, а на фокусных более 150 мм фотографу нужно будет отходить от модели слишком далеко. Портреты, снятые на «рыбий глаз», очень специфичны Объективы с фокусным более 150 мм называются телевиками. Это оптика для тех, кто хочет снимать издалека с большим увеличением. Телевики бывают разные: и 200-миллиметровые, и 300-миллиметровые, и даже 1000-миллиметровые. С увеличением «дальнобойности» растут габариты, вес и цена.
Кроп-фактор В пленочную эпоху проблем не было, так как все аппараты работали с определенным размером пленки (самый популярный - 24х36 мм). Сегодня большинство цифровых матриц - кропнутые, то есть имеющие размер меньше, чем 24х36 мм. На таких аппаратах объективы начинают работать несколько иначе. Формально фокусное расстояние и все связанные с ним искажения остаются, однако угол обзора объектива сужается. Это легко представить наглядно, если в графическом редакторе обрезать по краям половину кадра. Учитывая то, что у каждого аппарата кроп-коэффициент свой, все бы давно запутались, если бы производители оптики не договорились маркировать объективы фокусными в пересчете для полноформатных камер. Это позволяет стандартизировать фокусные расстояния, но, чтобы пересчитать значения для своего аппарата, фотографу нужно знать кроп-коэффициент. Запомнить его несложно. У кропнутых зеркалок Nikon, Sony, Pentax, Samsung, а также беззеркалок Samsung и Sony он равняется 1,5, у аппаратов Canon ххххD, xxxD, xxD-серий, а также 7D - 1,6, у кеноновской серии xD - 1,3, беззеркальные и зеркальные Olympus и Panasonic - 2. Именно на эти числа нужно умножить цифры, написанные на объективе. Ничего не нужно умножать владельцам полноформатных камер типа Canon 5D или Nikon D700 - у них кроп-фактор равняется единице.
Фикс или зум Конструктивно все объективы можно разделить на 2 вида: с постоянным фокусным расстоянием и с переменным. Или, по-простому, фиксы и зумы. Особенности обеих категорий ясны уже из названий: у фиксов нет возможности отдалять или приближать картинку, тогда как у зумов она есть. Использовать объективы с постоянным фокусным значением или переменным - это один из ожесточенных фотохоливаров. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы, и правильного ответа не существует. Фиксы бывают очень компактными... На стороне фиксов самый главный плюс - качество изображения. Фикс по картинке всегда будет лучше зума аналогичной ценовой категории, и ничего удивительного в этом нет - законы физики. При этом фиксы легче, компактнее и дешевле. Однако в вопросе удобства пользования зумы намного предпочтительнее. Там, где владелец фиксов будет перемещаться с места на место или истерично ставить на аппарат другой объектив, владелец зума просто поменяет фокусное расстояние кольцом на объективе и сделает кадр. Не так критичен и вопрос качества. Есть зумы, которые дают картинку ничуть не хуже фиксов, просто они стоят дороже. За удобство приходится платить. Хотя экономический вопрос тоже неочевиден. Зумы дороже, но могут покрыть фокусные расстояния, на которые потребуется несколько фиксов. И так можно продолжать бесконечно. ...а зумы громоздкими В целом проблему выбора из зумов и фиксов можно решить так. Если вы снимаете динамичные сюжеты (репортаж, спорт, трэвел-фотография), то для вас гораздо лучше подойдут объективы с переменным фокусным. Для всех других видов съемки можно пользоваться фиксами. У наиболее прагматичных фотографов в кофре обычно находятся «стекла» обоих видов. Отметим также, что тип объектива никак не влияет на его функциональность. Если у объектива фокусное расстояние 400 мм, то он телевик, будь то фикс или зум.
Максимальная диафрагма То, насколько сильно может открыться диафрагма объектива, называется светосилой. Это немаловажный параметр любого объектива. Тут разных мнений нет - чем больше светосила, тем лучше объектив. С ней и фон можно сильнее размыть, и в сумерках снимать, и выдержку увеличить, чтобы не было смазывания. Проблема со светосилой только одна: ее увеличение существенно повышает цену объектива. Например, объектив с фокусным 50 мм и светосилой 1,8 стоит около 5 тыс. руб., тогда как 50/1,4 - 11-12 тыс. руб. Конечно, они отличаются не только диафрагмой, однако разница в цене более чем двукратная. Светосила обозначается диафрагменным числом - отношением фокусного расстояния к диаметру светового отверстия объектива. У диафрагменного числа обратная зависимость, то есть чем оно меньше, тем сильнее физически может открыться диафрагма. «Светлыми» принято называть объективы с диафрагмой 2,8 и шире, «темными» - 3,5 и уже. Canon 50/1,2 Есть и еще один нюанс: «светлый» объектив всегда будет тяжелее и габаритнее, чем его «темный» коллега. Светосила еще один плюс для объективов с фиксированным фокусным расстоянием. В силу своей простоты и дешевизны они обычно более светосильны, чем зумы. Если для зумов диафрагма 2,8 это предел, выше которого не прыгнуть даже топовым «стеклам», то фиксы часто бывают с относительным отверстием 1,8, 1,4 и даже 1,2.
Особые объективы Есть несколько категорий объективов для специализированных видов съемок. Фокусное расстояние и диафрагма у них, как и у обычных «стекол», но есть дополнительные возможности. Самый популярный пример - макрообъективы. Их особенность - маленькая дистанция фокусировки и большой масштаб изображения. Сфотографировать маленького жучка во весь кадр обычные объективы не могут. А вот макростекло может выполнять функции обычных объективов. В зависимости от фокусных из «макрушника» получится телевик или портретник. Однако покупать их исключительно для «непрофильных» целей нерационально: макрообъективы стоят дороже, чем обычные. Существует особый класс шифт- и тилт-объективов. Это «стекла», которые могут либо сдвигаться (шифт), либо наклоняться (тилт) от оптической оси, а бывает, совмещают обе «фишки». Первые используются для съемки архитектуры и иной техники и хороши тем, что позволяют избавиться от геометрических искажений. Вторые применяются для получения резкого изображения объектов, неперпендикулярных оси объектива. Это актуально для макросъемки. В качестве своеобразного бонуса тилт-объектив имеет очень специфическое боке (размытие фона), которое невозможно повторить в графических редакторах и которое активно используется в художественной фотографии. Эффект популярный - на снимках, сделанных этим объективом, объекты выглядят как маленькие игрушки, сфотографированные в натуральную величину. Эти объективы не просто дорогие, а очень дорогие, поэтому и встречаются достаточно редко. Так снимает тилт-объектив Есть объективы типа Lensbaby. Они используются для творческих и художественных снимков. Как можно догадаться из названия, подходят для съемки детей. В снимках, которые получаются этим типом объективов, резкая только центральная часть, а края очень сильно размыты. Для повседневной съемки такие объективы не подойдут, ибо эффект быстро приедается, но для периодической - вполне. Тем более что Lensbaby стоит относительно недорого.
Цена Как мы уже отмечали выше, существует масса параметров, которые напрямую влияют на цену объективов. Чем больше зум, светосила и набор дополнительных возможностей - тем оптика дороже. Даже фокусные расстояния влияют на цену. Самые дешевые «стекла» - с фокусным расстоянием 50 мм, чем дальше от этого значения, тем дороже. Но на цену влияют и другие параметры, которые необходимо знать, чтобы ориентироваться при выборе. Серия Есть объективы любительские, есть профессиональные, причем далеко не всегда об их принадлежности к более высокому классу можно судить по техническим характеристикам. Профессиональные стоят дороже не только потому, что у них шире открывается диафрагма или зум больше (хотя это обычно тоже так), - в них используются более качественные стекла, совершенней оптическая схема, лучше пылевлагозащита, в конструкции используется более долговечный металл, а не пластик. Некоторые производители указывают принадлежность к профсерии в маркировке (например, Canon добавляет букву L, а Sigma - EX), другие этого не делают, нужно разбираться самому или спрашивать у консультантов в магазине. Canon маркирует профессиональные объективы буквой L и красной полоской Бренд Оптику изготавливают как производители фотоаппаратов (Canon, Nikon и другие), так и сторонние компании (Tokina, Tamron и другие). «Фирменные» объективы по характеристикам лучше, чем «стекла» других производителей, но они и дороже. Для сравнения: топовый зум Nikon 24-70/2,8 стоит около 42 тыс. руб., тогда как Sigma 24-70/2,8 - 18-20 тысяч. Стоит ли разница в качестве двукратной переплаты, каждый фотограф решает для себя сам. Формат Разные объективы рассчитаны на работу с полноформатными или кропнутыми матрицами. Кропнутость сама по себе не делает оптику лучше или хуже, однако для изготовления такого объектива нужно меньше стекла, пластика и металла, поэтому они стоят дешевле. Если у вас кропнутая камера, то использование подобных объективов поможет сэкономить. Часто о кропе объектива можно узнать по маркировке. Canon «называет» такую оптику EF-S (у полноформатных обозначение EF), Nikon добавляет аббревиатуру DX (у полнофортматных ее нет). При этом стоит учитывать, что полнокадровую оптику на кропнутой камере использовать можно, а вот наоборот - нет. Стабилизатор Canon и Nikon, в отличие от других компаний, не встраивают в аппараты стабилизаторы изображения, а устанавливают их в объективы. Но не во все. Наличие стабилизатора может поднять цену объектива в 1,5-2 раза, а нужен он или нет - решать фотографу. |
25.08.2011
Все статьи
Александр 09.02.2012Спасибо, как-то более-менее понятно, побольше бы таких статей
|
Татьяна 13.03.2012Спасибо, так просто и понятно объяснили
|
Екатерина 26.07.2012Спасибо большое автору за доступный язык!
|
Xamzat 01.08.2012Действительно, очень доходчиво, но как новичку еще много чего требуется допытываться.
|
Anton 15.11.2012Очень доступно)) спасибо))
|
Даниил 18.11.2012я начинающий фотолюбитель, но тем не менее, написано грамотно и доступно. огромное спасибо!
|
Юлия 14.08.2013Подскажите какой именно объектив подойдет к Sony альфа 37?
|
16.08.2013
Юлия, любой с байонетом Sony или Minolta.
|
Алеся 05.11.2013Статья хорошая, мне как любителю кое что стало более понятно. Недавно купила Санон 650D c объективом 85-135.Теперь хочу приобрести более новый объектив для любительской съемки(чтобы увеличивал сильнее, портретная съемка нужна). Нашла объектив EF 70-300 mm. Что посоветуете?
|
05.11.2013
Если качество 18-135 устраивает, то и 70-300 не разочарует.
|
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет