Объективы для камер Fujifilm. Средне- и длиннофокусные модели Нетрудно заметить, что основная масса объективов линейки Fuji - это широкоугольные модели (зумы мы рассмотрели в первой части обзора, фиксы - во второй). Фотографам, которые занимаются пейзажной, архитектурной или уличной съемкой, нужно сделать сложный выбор из большого количества интересных моделей, а вот у портретников, анималистов и спортсменов выбора зачастую нет. В планах Fuji исправить эту ситуацию, но пока приходится оперировать только теми моделями, которые уже есть в продаже. Их всего пять.
Zeiss Touit 50mm f/2.8 X-mount Конструкция (элементов/групп): 14/11. Минимальная дистанция фокусировки: 0,15 м. Лепестков диафрагмы: 9. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 52 мм. Габариты: 65x94 мм. Вес: 290 г. Примерная цена: 40 000 рублей. Как Zeiss Touit 32mm f/1.8 и Fujinon XF 35mm f/1.4 R борются за пользователей, которым нужен универсальный фикс, так и два очень похожих по характеристикам макрообъектива конкурируют друг с другом. Это первый из них. Zeiss Touit 50mm f/2.8 - классический «макрушник». Его отличают масштаб съемки 1:1, минимальная дистанция фокусировки, а также очень контрастная и резкая картинка. Объектив показывает фантастическую детализацию, причем даже на открытой диафрагме. 50mm f/2.8 имеет пластиковый корпус, типичный для «цейса» дизайн и фирменный черный цвет. Вес и габариты адекватны для макрообъектива таких характеристик. Увы, нет стабилизатора, а он бы мог пригодиться. Также можно сожалеть и о минимальной диафрагме f/22, для макро иногда нужно еще меньше. Можно отметить и еще такой нюанс - при ручной фокусировке электромотор (у объектива нет механической совместимости привода и кольца) не успевает за фотографом, то есть кольцо настройки крутится быстрее, чем сервопривод успевает перемещать фокусировку, поэтому иногда можно наблюдать эффект запаздывания фокуса. Но это только при ручной фокусировке, автомат работает шустро. В остальном все хорошо. Яркая сочная картинка, которая выловит мельчайшие нюансы, «жесткое» размытие фона, хорошая работа на самой открытой диафрагме. Кстати, у Zeiss Touit 50mm f/2.8 на минимальной дистанции фокусировки, как и у других макрообъективов, диафрагма открывается не так сильно, как на иных значениях, но разница не очень велика - максимум на 1/3 стопа. Если бы на этот объектив была еще и цена поменьше, то он бы однозначно вышел победителем спора.
Fujinon XF 60mm f/2.4 R Конструкция (элементов/групп): 10/8. Минимальная дистанция фокусировки: 0,267 м. Лепестков диафрагмы: 9. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 39 мм. Габариты: 64,1x70,9 мм. Вес: 215 г. Примерная цена: 28 000 рублей. Вариант макрообъектива от Fuji. Появился в системе одним из первых, что даже немного удивительно. Пользуется довольно высокой популярностью, и это несложно объяснить. По сравнению с Zeiss Touit 32mm f/1.8 фуджиковский 60mm f/2.4 представляет собой совершенно иную концепцию - это не бескомпромиссный «макрушник», а весьма универсальный объектив. Конструктивно разница почти не наблюдается, разве что у Fuji больше используется металла при изготовлении, при этом 60mm f/2.4 компактнее и легче. Самое главное различие - в картинке. 60mm f/2.4 дает очень мягкое изображение, с приятным и правильным размытием фона. Объектив достаточно резкий, но все, что не попадает в ГРИП, рисуется довольно пластично и воздушно. Если портреты на Zeiss Touit 50mm f/2.8 могут вызвать желание записаться к дерматологу, то с Fuji такой ситуации не возникает. При определенной воздушности фотографии с этого объектива технически правильные, аберрации и виньетирование не напоминают о себе даже на открытой диафрагме. Кстати, у объектива нет переключателя блокировки диапазона фокусировки, каковые есть у многих зеркальных макрообъективов, но подобная функция есть в самих аппаратах Fuji. Если нажать на кнопку Macro, то фокусировка на бесконечность происходить не будет. В общем, это хороший объектив, если им не снимать... макро. Самая главная проблема - это весьма скромный масштаб 1:2. То есть 60mm f/2.4 фотографирует крупнее обычных объективов, но не дотягивает даже до конкурирующего «цейса». А ведь 1:1 в мире макрофотографии считается минимумом, с которым можно снимать что-то серьезное. Важной проблемой для макро оказывается и сильная дифракция на закрытой диафрагме. А ведь в этом жанре снимать с большой ГРИП приходится часто. Ну и минимальная диафрагма f/16 - для макро это вообще ужас. В общем, особого противостояния не получилось. Это совершенно разные объективы. 60mm f/2.4 хорош для повседневной съемки различных жанров (в том числе и портретов) с возможностью иногда что-то сфотографировать с масштабом большим, чем обычный. «Цейс» - бескомпромиссный объектив именно для макро.
Fujinon XF 56mm f/1.2 R Конструкция (элементов/групп): 11/8. Минимальная дистанция фокусировки: 0,7 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/16. Диаметр под светофильтр: 62 мм. Габариты: 73,2x69,7 мм. Вес: 405 г. Примерная цена: 46 000 рублей. Самый долгожданный объектив Fuji, представленный только весной 2014 года. Самый светосильный объектив Fuji, с f/1,2. Самый дорогой объектив Fuji - 46 000 рублей. Это все о нем. Fujinon XF 56mm f/1.2 еще за год до своего выхода стал считаться чуть ли не уникальным объективом, а после дебюта оправдал это звание. Светосильных объективов с диафрагмой f/1,2 сегодня в принципе немного, так что выход любого становится событием. Корпус 56mm f/1.2 полностью металлический. Отсюда и вес в 400 грамм при габаритах весьма средних размеров. На фотоаппарате смотрится очень солидно, в том числе за счет большой передней линзы. Качество сборки, конечно, идеальное. Модель вызывает восторг не только максимальной диафрагмой f/1,2, но и фотографиями, которые получаются на этом значении. Максимальная диафрагма полностью рабочая. Снимки резкие, контрастные, без видимых искажений. При этом фон размывается изумительно, а фотографии приобретают объем, свойственный полноформатным фотоаппаратам. Все, кто фотографирует на 56mm f/1.2, признаются, что после установки диафрагмы на максимальное значение закрывать ее больше совершенно не хочется; правда, иногда приходится, но уже не по вине объектива. Дело в том, что у аппаратов Fuji нет поддержки честного режима ISO 100, кроме того, минимальная выдержка всего 1/4000 с, так что в яркий солнечный день f/1.2 вызывает засветку фотографий. Проблема решается покупкой «серых» светофильтров. Минус у этой модели один - не самая высокая скорость фокусировки. Для портретов это не настолько критичная проблема, с нею вполне можно смириться. Многие в качестве недостатка называют цену, и она действительно высокая, но классу объектива соответствует. Скажем, Canon 50mm f/1.2, сравнимый по качеству и характеристикам, стоит примерно столько же, а другие f/1.2 на рынке рассчитаны на матрицы меньшего объема.
Fujinon XF 55-200mm f/3.5-4.8 OIS R LM Конструкция (элементов/групп): 14/10. Минимальная дистанция фокусировки: 1,1 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 62 мм. Габариты: 75x118 мм. Вес: 580 г. Примерная цена: 27 000 рублей. Из двух телеобъективов Fuji этот самый продвинутый и дорогой. Компания даже маркирует его буквами XF, что означает принадлежность к профессиональному сегменту и наличие отдельного кольца установки диафрагмы. Несмотря на не самую высокую светосилу, 55-200 получился довольно большим (особенно длина) и тяжелым (превосходит по массе все камеры линейки), но работать с ним все равно удобно. Для телевика важными являются скорость и точность фокусировки, а у 55-200 с этим все хорошо, можно даже пробовать снимать спорт, особенно с камерами X-E2 и X-T1, у которых гибридная фокусировка. Кроме того, 55-200 фокусируется очень тихо, что по достоинству оценят видеографы. Качество изображения тоже высокое. Снимать можно даже на открытой диафрагме, но если чуть ее подзажать (хотя бы до f/5,6), то результат получится еще лучше. Объективу неведомы такие вещи, как хроматические аберрации, контрастные каемки по краям и виньетирование, а фон размывается очень мягко и благородно, прямо как у фиксов. Абсолютно правильно, что инженеры снабдили этот зум стабилизатором изображения, без него «темному» объективу пришлось бы совсем грустно. Стабилизатор, правда, не самой современной конструкции, но три стопа выдержки обеспечить может. Уже неплохо. Главным недостатком модели является невысокая светосила. Объектив позиционируется чуть ли не как профессиональный, но какой профессионал снимает на f/4,8? Это на полстопа лучше, чем f/5,6 традиционных моделей, но все равно довольно мало. А ведь стоимость объектива как бы подразумевает, что диафрагма должна быть постоянной, если не f/2,8, то хотя бы f/4.
Fujinon XC 50-230mm f/4.5-6.7 OIS Конструкция (элементов/групп): 13/10. Минимальная дистанция фокусировки: 1,1 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 58 мм. Габариты: 69,5x111 мм. Вес: 370 г. Примерная цена: 17 000 рублей. Fuji 50-230mm f/4.5-6.7 - логичное продолжение Fujinon XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS, о котором мы рассказывали в первой части обзора. Объективы всем похожи: конструкцией, качеством фотографий и даже ценой. Если вы владелец X-M1 или X-A1 с китовым объективом и вам нужно расширить диапазон фокусных - покупка 50-230 весьма логичный ход. Как и в 16-50, в 50-230 отчетливо проступают следы бюджетности. Скажем, корпус выполнен из пластика, нет кольца переключения диафрагмы, менять тип фокусировки и управлять стабилизатором можно только через меню камеры, а собран объектив в Китае, правда, довольно хорошо. Во всем можно найти и благоприятную сторону - в частности, вес удалось снизить по сравнению с 55-200 почти на 200 грамм, а это серьезная разница. Качество изображения вполне соответствует китовому уровню объектива. На открытой диафрагме снимать можно, но если поджать хотя бы на стоп, то картинка станет заметно лучше. Искажений и аберраций разного рода хватает, но их количество не переходит порог разумного: с частью можно без труда разобраться в графическом редакторе, прочие в глаза не бросаются. Радует размытие фона, довольно мягкое и пластичное. Качества фотографий 55-230 вполне хватает для любительского использования. Больше огорчает неспешная фокусировка; быстрое наведение на резкость для телевика было бы большим плюсом, но увы. Главная проблема 55-230 - это, конечно, светосила. Мы уже про 55-200 говорили, что он темный, а у младшего брата ситуация хуже на целый стоп. На длинном конце у него маловразумительные f/6,7. Только солнце зашло за тучу, как света начинает катастрофически не хватать и приходится повышать ISO. Хорошо еще, что есть стабилизатор, но и он не панацея при нехватке света. Так что, несмотря на относительно доступную стоимость и компактные размеры, говорить об особой популярности 50-230 вряд ли приходится. Это ярко выраженная любительская модель, которую невозможно использовать для серьезной профессиональной съемки.
Планы В трех частях мы рассказали о всех выпускающихся на данный момент объективах для байонета X. На фотоаппараты Fuji можно установить большое количество «чужой» оптики через переходники, но это уже другая история. В заключение этого цикла статей упомянем про планы компании Fuji по выводу на рынок новых моделей. Еще до конца 2014 года в продажу должны поступить два профессиональных зума с постоянной диафрагмой f/2,8: XF 16-55mm f/2.8 R WR и 50-140mm f/2.8 R LM OIS WR. Судя по маркировке, обе модели будут обладать высоким уровнем защиты от пыли и влаги, а телевик еще и оснащен стабилизатором изображения. На 2015 год запланирован выход двух объективов с фиксированным фокусным расстоянием. XF 16mm f/1.4 усилит конкуренцию в широкоугольном сегменте, а XF 90mm f/2 составит компанию 56mm f/1.2 в портретной съемке. |
08.10.2014
Все статьи
Объективы для камер Fujifilm. Широкоугольные зум-модели
Объективы для камер Fujifilm. Широкоугольные модели c фиксированным фокусным расстоянием
Новые объективы Fujifilm: зум-модели
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет