Новые объективы Fujifilm: зум-модели Зумов в линейке Fuji всегда было немного, инженеры больше любят объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые по размерам лучше подходят беззеркалкам. Однако ориентированность на профессиональный сегмент заставляет компанию думать о зумах, причем не просто о зумах, а о топовых, светосильных моделях. Два года назад, когда мы писали первые обзоры оптики Fuji, таковых в арсенале компании не было. Теперь есть.
Fujifilm XF 16-55mm F2.8 R LM WR Размер фильтра: 77 мм. Конструкция: 17 элементов в 12 группах. Диапазон диафрагм: f/2,8-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 30 см. Максимальное увеличение: 0,16x. Габариты: 106x83,3 мм. Вес: 655 грамм. Примерная цена: 73 000 рублей.
Светосильный стандартный зум с фокусными в районе 24-80 мм - это классика для репортажного фотографа. Неудивительно, что почти в каждой системе таковой имеется. И обычно востребован - фокусные удобные, да и светосила. У Fuji до недавнего времени был только 18-55, который на роль флагмана никак не тянул: и светосила на дальнем конце падает на стоп, и оптические характеристики хоть и неплохие, но и не идеальные. 16-55 как раз и был выпущен для того, чтобы закрыть вопросы о качестве на этом фокусном. 16-55 - очень весомая модель в линейке Fuji. В прямом смысле этого слова - 655 грамм. В рассказе про объектив 90/2 в первой части обзора мы отмечали, что на младших камерах его неудобно использовать из-за нарушенного баланса. 16-55 тяжелее, и проблема с ним сильнее выражена. Если у вас что-то отличное от X-T1(2) или X-Pro 1(2), то думать о покупке этого объектива можно даже не начинать. Предпосылки к большим габаритам и весу имеются. Тут и «лишние» два миллиметра фокусного расстояния на широком конце по сравнению с 18-55, и сложнейшая оптическая схема, и погодозащищенный металлический корпус - но фотографам от осознания этого факта не легче. Сборка традиционно у Fuji классная, диск управления диафрагмой на корпусе есть - с «конструктивом» все хорошо. Передняя линза не вращается, но при зуммировании хобот увеличивается в размерах. Обычно такие конструкции любят засасывать пыль внутрь объектива, но эта модель помечена как всепогодная, наверное, инженеры что-то придумали. Объектив получил новый линейный привод фокусировки, поэтому на цель наводится очень тихо и максимально быстро (это зависит также от камеры). Учитывая размер, цену, конструкцию и сферу использования, оптический стабилизатор в этом объективе прямо-таки напрашивается. Но его нет, и это видится вторым (после размеров) недостатком модели. Инженеры компании кивают в сторону полноформатного 24-70/2.8 от Canon, у которого стаба тоже нет, но честнее сравнивать модель с кропнутым Canon 17-55/2.8, у него-то стабилизатор есть. А вес при этом такой же. Правда, по части оптических свойств объективу есть что ответить скептикам. Легкую размытость можно заметить лишь по краям кадра в широкоугольном диапазоне или теледиапазоне на диафрагме f/2,8. Но стоит чуть подзажать «дырку» или даже просто настроить зум в район 35 мм, то проходит и она. Объектив очень хорош во всем диапазоне как фокусных расстояний, так и светосилы, а уж на диафрагме от f/4 он может на равных соперничать с фиксами. Нечасто такое бывает. Интересно и то, что разницу в резкости между центром и краем можно заметить только на широком угле, а в телеположении различий нет даже на открытой диафрагме. С геометрическими искажениями объектив умеет отлично бороться. Никакого криминала нет ни на 16 мм, ни на 55 мм, хроматические аберрации на некоторых сочетаниях фокусного расстояния и диафрагмы заметить можно, но в целом это редкое явление, которое не досаждает. Аналогичная ситуация и с виньетированием. Нельзя не отметить отличную работу объектива в контровом свете. Благодаря особому покрытию линз 16-55 не покушается на лавры деда Мазая и не начинает ловить «зайцев», даже если солнце светит прямо в кадр. Не покривим душой, если скажем, что, учитывая цену и размеры, хорошие оптические характеристики ожидались. Однако приятным сюрпризом стало очень классное боке. По этому показателю зумы обычно уступают фиксам, но не в случае 16-55. При осмотре зоны нерезкости становится понятно, почему оптическая схема у модели такая сложная - 9-лепестковая диафрагма помогает получить идеальные кругляши на месте источников света и очень пластичное размытие. Учитывая это, многие на 16-55 снимают портреты: казалось бы, это совсем не его жанр, но получается хорошо. Если рассматривать 16-55 как сферический объектив в вакууме, то он хорош: качество картинки великолепное, «конструктив» отличный, а без стабилизатора можно жить. Но размеры и цена несколько охлаждают эмоции. С большинством камер Fuji пользоваться этой моделью неудобно, а цена кажется завышенной в сравнении с аналогичными «стеклами» других производителей. Впрочем, для некоторых категорий фотографов оба этих параметра не являются определяющими. Именно они и видятся в качестве целевой аудитории модели. Примеры фото:
Fujifilm XF 50-140mm F2.8 R LM OIS WR Размер фильтра: 72 мм. Конструкция: 23 элемента в 17 группах. Диапазон диафрагм: f/2,8-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 7. Минимальная дистанция фокусировки: 100 см. Максимальное увеличение: 0,12x. Габариты: 83x176 мм. Вес: 995 грамм. Примерная цена: 100 000 рублей.
Нужен ли такой объектив системе Fuji - вопрос неоднозначный. С одной стороны, нормального телевика в арсенале компании нет, а это автоматом отсекает часть фотографов, которым длинный фокус нужен, но с другой - на выходе получился монстр. Мы уже про 16-55 говорили, что он слишком большой и неудобный, а 50-140 в полтора раза длиннее и тяжелее. Работать с ним комфортно можно, только когда камера стоит на штативе (благо лапка предусмотрена), но таскать постоянно на камере - мучение. Поначалу удивляют необычные фокусные расстояния, но не стоит забывать, что Fuji ориентиром берет полнокадровую оптику, а в ней классика - это зум в диапазоне 70-200 мм. Примерно столько в пересчете получается и у этого объектива. Конструктивно он вполне ожидаемо отличный: корпус металлический, защищенный от пыли и влаги, качественно собран и, в отличие от 16-55, не имеет выезжающих частей. Присутствует традиционный диск управления диафрагмой, и он не одинок - 50-140 имеет также встроенный стабилизатор, включать и выключать который можно прямо на корпусе. Телевик без стаба - это в современных реалиях почти всегда деньги на ветер, так что хорошо, что в 50-140 он все-таки появился. Стабилизатор позволяет получить выигрыш в четыре стопа, что немало. Вообще, в этом объективе все очень современно: линейный мотор с быстрой и бесшумной фокусировкой, сложная оптическая схема, в которой аж пять низкодисперсных элементов и один супернизкодисперсный, большие и удобные диски управления зумом и фокусировкой с электроприводом. По части резкости 50-140 нереально хорош. У него даже отсутствует типичная для многих объективов Fuji особенность, когда края оказываются хуже, чем центральная часть; наоборот, в некоторых комбинациях фокусного расстояния и диафрагмы края даже более резкие. Однако в целом можно сказать, что объектив демонстрирует ровную картинку на всем диапазоне фокусных расстояний. При попиксельном сравнении можно увидеть небольшую разницу между f/2,8 и f/4, однако можно говорить, что объектив выдает максимум чуть ли не с открытой диафрагмы, и это очень здорово. При большом количестве низкодисперсных линз о хроматических аберрациях можно не думать, их нет как класса. Почти отсутствуют и искажения, разве что на максимальном зуме можно усмотреть небольшую «подушку». С виньетированием все хорошо. Контровой свет объектив держать умеет, но вот «зайцев» иногда пропускает. Бороться с ними помогает массивная бленда, которая поставляется в комплекте. Размытие фона приятное, даже несмотря на 7-лепестковую диафрагму, объектив вполне можно использовать как портретник, тем более что фокусные для этого подходят просто идеально. Уже 16-55 мы называли объективом не для всех, а 50-140 еще более специализированный. Он идеален для профессионального репортажного фото на длинном фокусе, но именно в этой сфере камеры Fuji все еще проигрывают зеркалкам. Так что большого спроса ожидать не приходится - для любителей он невероятно тяжел и дорог, а профессионалов под это «стекло» очень немного. А жаль, модель-то получилась классная. Может, в Fuji и не очень рассчитывали на ее коммерческий успех, зато смогли провести демонстрацию своего технического потенциала. Кстати, для тех, кому 140 мм на длинном конце мало даже с учетом кропа 1,5x, компания выпустила телеконвертер 1,4x; с ним светосила падает, зато появляется возможность говорить о споттинге и фотографировании животных. Это если на следующий объектив из обзора денег не хватает. Примеры фото:
Fujifilm XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR Размер фильтра: 77 мм. Конструкция: 21 элемент в 14 группах. Диапазон диафрагм: f/4,5-f/22. Количество лепестков диафрагмы: 9. Минимальная дистанция фокусировки: 175 см. Максимальное увеличение: 0,19x. Габариты: 95x210 мм. Вес: 1375 грамм. Примерная цена: 130 000 рублей.
Вот это монстр - это первое, что приходит на ум при знакомстве с 100-400. Это самое большое и самое дорогое «стекло», которое только есть в линейке компании, оно внушает ужас и трепет своей длиной и весом почти в полтора килограмма. Для сравнения, самая тяжелая камера у Fuji весит около 600 грамм. С чем ни используй этот объектив, все равно он будет жутко неудобен при съемке с рук. Объектив даже более технологичен, чем 50-140, у него и мотор фокусировки линейный, и стабилизатор до пяти стопов выдержки экономящий, и классная конструкция, и органы управления на корпусе (даже ограничители фокусировки есть), и многое другое. Очень мило смотрится в массивной бленде прорезь для настройки положения поляризационного фильтра, вот это забота о потребителе. Но при этом на дальнем конце всего f/5,6. С такой светосилой хотелось бы видеть объектив более легким и компактным. Оптически он ожидаемо очень крут, хотя на открытой диафрагме углы чуть подмыливаются, да есть небольшие хроматические аберрации, но в остальном все прекрасно, в том числе искажения и виньетирование. С f/6,3 фотографии просто чумовые, главное, чтобы хватило света, чтобы иметь возможность зажать до такого уровня диафрагму. Фон размывается чуть менее художественно, чем у 50-140, но для объектива подобного класса и фокусного расстояния это нормально. Несмотря на крутой «конструктив» и оптические свойства, 100-400 нам кажется маркетинговой неудачей компании. Не потому, что она выпустила объектив с такими фокусными расстояниями, это-то как раз здорово, ведь у конкурентов-беззеркалок ничего подобного нет, а потому, что она решила сделать его таким продвинутым и крутым. Мы про предыдущие модели писали, что у них потенциально не так много пользователей, а у такого 100-400 и подавно. Хотя фокусные в принципе востребованные, любителей фотографировать самолеты, животных и прочий «дальнобой» не так уж и мало. Но в случае с камерами Fuji это именно любители, им не нужен такой продвинутый объектив. Если сделать 100-400 проще, легче и дешевле, он был бы более интересен, а в нынешнем состоянии у него слишком малый круг пользователей. Примеры фото: |
21.09.2016
Все статьи
Объективы для камер Fujifilm. Широкоугольные зум-модели
Объективы Samsung NX: зум-модели среднего класса
Объективы для камер Fujifilm. Широкоугольные модели c фиксированным фокусным расстоянием
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет