Автофокусные «полтинники» Nikon: обзор ![]() Объективы с фокусным расстоянием 50 миллиметров в любой фотосистеме на особом счету. На полном кадре это штатные объективы, на кропе многие их используют для портретной съемки (хотя споры насчет правильности такого подхода не утихают). В любом случае объектив с фокусным расстоянием 50 миллиметров обычно недорог (его технически сделать проще всего), неплох оптически и весьма универсален, что делает его наличие чуть ли необязательным в любой фотосумке. Но какой выбрать для фотоаппаратов Nikon? Эта японская компания, как известно, за всю свою историю не меняла физические размеры своего байонета F, то есть на современный аппарат можно установить любое из 50-миллиметровых «стекол» Nikon. Однако у старых моделей не будет автофокуса, резкость придется наводить вручную. Для многих фотографов это неприемлемо. Посему сегодня мы рассмотрим только современные, автофокусные «полтинники» компании. Их, на данный момент, выпускается четыре различных вида.
Это самый старый из автофокусных «полтинников» Nikon. Первые модификации этого объектива появились еще в 1986 году, на заре рождения автофокуса. В 1990 году компания произвела небольшую модернизацию «стекла»: появились фиксатор диафрагмы, прорезиненное кольцо фокусировки, шкала дистанции фокусировки, но оптическая схема осталась прежней. Еще одна небольшая модернизация произошла в 2002 году: объектив научился передавать в камеру данные о фокусном расстоянии, что улучшает работу экспозамера. Такое новшество добавило в маркировку объектива букву D. Оптическая схема и в этот раз осталась неизменной. По соотношению цены и качества Nikon 50mm f/1.8D AF воистину уникальный объектив. Он один из самых дешевых среди всего ассортимента Nikon, но картинку выдает при этом такую, что могут позавидовать куда более дорогие «стекла». Кроме того, Nikon 50mm f/1.8D AF очень компактен и легок, что делает его привлекательным вариантом для использования в поездках и путешествиях. Nikon D90 + Nikon 50mm f/1.8D AF, диафрагма f/2 Максимальная диафрагма этого объектива f/1.8, но, стоит признать, на ней тяжело получить резкие снимки. Кто-то из фотографов называет это «мылом», кто-то «приятным софт-эффектом», но такое диафрагменное число подойдет разве что для съемки портретов, где резкость не так важна. Картинка совершенно меняется, стоит прикрыть диафрагму до f/2.8. Объектив становится не просто резким, а очень резким. По этому критерию он вполне может соперничать с топовыми зумами. Пик резкости длится до f/8, потом она начинает падать из-за дифракции. Других оптических проблем у объектива нет: цвета он выдает правильные, хроматических аберраций почти не имеет, дисторсией не страдает. Отметим только пару конструктивных особенностей: во-первых, у этого объектива есть возможность вручную задавать диафрагму, что необходимо для работы со старыми пленочными камерами, а во-вторых, у него нет встроенного фокусировочного мотора, поэтому автофокус будет только на тех аппаратах Nikon, у которых есть собственная «отвертка». Это модели от D90 и выше классом.
Этот объектив - продолжение развития Nikon 50mm f/1.8D AF, но выпускаются они параллельно. Появление нового объектива стало необходимым после того, как компания перестала устанавливать фокусировочные моторы в камеры начального уровня и их владельцы остались без доступного автофокусного «полтинника». Этот объектив появился в 2011 году. Он потерял кольцо управления диафрагмой (об этом говорит буква G в маркировке) и получил встроенный мотор фокусировки SWM. Заодно инженеры немного обновили оптическую схему. Объектив совсем чуть-чуть подрос по габаритам и потяжелел на 15 граммов. Кроме того, стал немного больше диаметр светофильтров, а объектив, наконец, получил переключатель автоматической и ручной фокусировки (у предшественника его нет). Ухудшение одно - у новой версии диафрагма закрывается только до f/16, тогда как у предшественника этот параметр равнялся f/22. Несмотря на использование новой оптической схемы, поведение объектива на различных диафрагмах полностью соответствует предшественнику. До f/2.8 некая размытость, зато с f/2.8 до f/8 - великолепная резкость. Полную идентичность оптических вомозжностей между Nikon 50mm f/1.8D AF и Nikon 50mm f/1.8G AF-S можно констатировать и при сравнении хроматических аберраций, дисторсии и виньетирования. Nikon D7000 + Nikon 50mm f/1.8G AF-S, диафрагма f/2.8 Немного удивительным оказалось, что Nikon 50mm f/1.8G AF-S, несмотря на наличие фокусировочного мотора, наводится на резкость не быстрее предшественника. Правда, тот куда сильнее при этом процессе шумит. Моторчик G-варианта работает очень тихо. При почти полной оптической идентичности новая версия стоит почти в два раза дороже, что приводит к логическому выводу о том, что владельцам продвинутых никоновских зеркалок нет смысла переплачивать за новинку и выгоднее купить старый безмоторный объектив, тогда как обладатели дешевых зеркалок компании вынуждены покупать более дорогой вариант только для того, чтобы у них был автофокус.
Еще один «полтинник»-ветеран. Первая его версия появилась следом за Nikon 50mm f/1.8D AF. В 1991 году он пережил модернизацию, получив фиксатор диафрагмы, прорезиненное кольцо фокусировки, шкалу дистанции фокусировки. Приставка D и возможность передавать в камеру информацию о фокусном расстоянии появились в 1995 году. С тех пор объектив выпускается без изменений. Оптическая схема сохранилась с самой первой версии. Nikon 50mm f/1.4D AF во многом похож на Nikon 50mm f/1.8D AF, только диафрагма у него открывается до f/1.4. На первый взгляд разница невелика, но использование f/1.4 по сравнению с f/1.8 позволяет получить выигрыш по свету в 2/3 стопа. Кроме того, более открытая диафрагма сильнее размывает фон. Правда, фотографировать на f/1.4 этим объективом сложно. ГРИП настолько мала, что для попадания в фокус нужен навык. Кроме того, на полностью открытой диафрагме Nikon 50mm f/1.4D AF дает не очень резкую картинку, что, впрочем, для портретов может быть неплохим вариантом. Также на открытой диафрагме много хроматических аберраций, но с увеличением диафрагменного числа они перестают проявляться. Nikon D200 + Nikon 50mm f/1.4D AF, диафрагма f/2.4 Сравнивая 50mm f/1.4D с его вечным конкурентом 50mm f/1.8D, можно сказать, что первый дает лучшую резкость в диапазоне от f/1.8 до f/2.8, но потом ситуация выравнивается и отличить один объектив от другого становится невозможно. Более того, в некоторых сюжетах на закрытых диафрагмах дешевый 50mm f/1.8D смотрится даже предпочтительнее. Конструктивно Nikon 50mm f/1.4D AF представляет собой объектив прошлого поколения. У него нет переключателя автоматической и ручной фокусировки, зато есть возможность вручную выставлять диафрагму на пленочных камерах. Но, главное, в этом объективе отверточный привод фокусировки, а значит, для полноценного использования на младших тушках он не подходит. По сравнению с Nikon 50mm f/1.8D AF, Nikon 50mm f/1.4D AF имеет запас по диафрагме в 2/3 стопа, а кроме того, лучше себя чувствует на «дырках» от f/1.8 до f/2.8, но и переплатить за него нужно более чем в два раза. Стоит ли оно того - один из самых яростных споров поклонников системы.
Этот объектив тоже появился на свет по большей части для того, чтобы удовлетворить спрос владельцев безотверточных камер. Любопытно, что 50mm f/1.4G Nikon выпустила аж на три года раньше, чем 50mm f/1.8G. Так компания недвусмысленно расставила приоритеты. Nikon 50mm f/1.4G AF-S получил новую оптическую схему, в которой целых восемь элементов (для «полтинника» это много), встроенный мотор и переключатель ручной и автоматической фокусировки, зато лишился ручного управления диафрагмой, в общем, как всегда при переходе от версии D к версии G. Nikon 50mm f/1.4G AF-S - самый дорогой автофокусный никоновский «полтинник», при этом по соотношению цены и качества считается самым худшим. Виновата в этом по большей части высокая цена, но и некоторые странности у объектива тоже имеют место быть. Скажем, 50mm f/1.4G самый медленный из всех «полтинников». И это несмотря на встроенный мотор фокусировки. Не раз проводились тесты с другими 50-миллиметровыми объективами компании, и всегда 50mm f/1.4G наводился на резкость последним. Не то чтобы с фокусом ситуация была совсем безрадостной, но за такие деньги хотелось бы большей скорости. Nikon D2x + Nikon 50mm f/1.4G AF-S, диафрагма f/1.8 Скорость отчасти компенсируется оптическими характеристиками. На полностью открытой диафрагме объектив по традиции дает мягкую картинку, обильно сдобренную хроматическими аберрациями, но уже на диафрагме f/2 от всего этого не остается и следа. Эта диафрагма у 50mm f/1.4G из всех «полтинников» самая рабочая. Другая дело, что на f/2.8 коллеги-конкуренты подтягиваются и разница опять становится трудноразличимой. К особенностям фотографий с этого объектива можно также отнести небольшую дисторсию, которая, впрочем, легко правится в графических редакторах. Nikon 50mm f/1.4G AF-S считается топовым «полтинником» Nikon, но для этой роли слишком противоречив. Главный его минус - медленная фокусировка, а плюсы по сравнению с другими моделями проявляются лишь на одном значении диафрагмы. Другое дело, что у владельцев камер без мотора опять нет выбора: если они хотят «полтинник» с f/1.4, то придется покупать Nikon 50mm f/1.4G AF-S.
Рекомендации по выбору Как нетрудно заметить, «полтинники» Nikon делятся на две модели с f/1.8 и две с f/1.4. С определения нужной максимальной диафрагмы и стоит начинать выбор. Если вы новичок, возможностей f/1.8 вам хватит за глаза, f/1.4 все-таки прерогатива опытных фотографов. Выбор между D- и G-версиями в рамках одной максимальной диафрагмы очень простой: если у аппарата есть встроенный мотор фокусировки, то есть смысл купить более старые D-версии, потому что снимают они ничуть не хуже новинок, а стоят дешевле. У владельцев младших камер без «отвертки» такого выбора уже нет. |
21.06.2013
Все статьи
Юрий 29.03.2014"поэтому автофокус будет только на тех аппаратах Nikon, у которых есть собственная «отвертка». Это модели от D90 и выше классом."
Ну не стоит забывать про "отвертку" на более старых моделях. Например Nikon D50. |
30.03.2014
Да, так и есть, но купить D50 сегодня практически невозможно.
|
Андрей 14.10.2016Почему, возможно, на авито даже такие старички найдутся:)
|
Советская оптика на современных фотоаппаратах. Выбор объектива
Выбираем китовый объектив для фотоаппарата Nikon
Обзор объектива Nikkor 50mm f/1.8D AF
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет