Расширения к настольной игре «Каркассон»: таверны, купцы и драконы ![]() Оригинальная версия игры «Каркассон» была разработана немецким дизайнером настольных игр Клаусом-Юргеном Вреде (Klaus-Jürgen Wrede) еще в далеком 2000 году. Об истории создания этой настольной забавы, ее необычном названии, а также правилах и тонкостях игрового процесса вы можете прочитать в обзоре основного набора игры «Каркассон». На протяжении своей недолгой истории игра обзавелась массой расширений, что было обусловлено огромной популярностью «Каркассона». В первый же год своего существования эта настольная забава получила звание «Игра года» в Германии (Spiel des Jahres), а к настоящему времени в мире число проданных ее экземпляров превысило шесть миллионов. Карточки всех дополнений прекрасно сочетаются с плитками оригинального комплекта образца 2000 года - размер и текстура бумаги не поменялись. Так что тактильно отличить их невозможно. Тем не менее цветовая гамма изображений ландшафтов и рубашки плиток разных расширений могут совсем незначительно отличаться по тону. Поэтому во избежание «читерства» рекомендуется пользоваться мешочком для карточек. Справедливости ради стоит признать, что изначально в самой игре многое отдано на волю случая - участники наудачу вытягивают плитки. Но продуманная стратегия нередко помогает игрокам взять верх над причудами Фортуны. Практически все дополнения в той или иной мере увеличивают процент случайности. Так что любителям шахмат и точного размеренного планирования могут и не прийтись по душе все предложенные разработчиками изменения, привносимые в игру вместе с новыми расширениями. С другой стороны, с появлением вертикальных элементов, таких как мосты и башни, а также дополнительных фигурок и жетонов привычный «Каркассон» обрел новые возможности, игровой процесс стал веселее и разнообразнее, а «антураж» - красочнее.
«Таверны и соборы» (Inns and Cathedrals / Wirtshäuser und Kathedralen) Это одно из самых удачных расширений «Каркассона», которое увидело свет в 2002 году и привнесло в игру много изменений. Итак, вместе с ним вы получаете 18 плиток с новыми элементами ландшафтов, которые следует укладывать так же, как и в основной игре: поле к полю, дороги к дорогам, а участки городов - к городам. Среди них и две новые карточки с изображением собора в центре города - завершенная крепость с таким строением получит не два очка за каждый элемент, а три. На шести участках дороги приютились таверны с озерами. Достроенные маршруты, ими отмеченные, оцениваются в два раза выше, чем обыкновенные тропы. Если же объекты с бонусными карточками к концу игры остаются незавершенными, то пункты за них не начисляются. На всех плитках дополнения проставлены небольшие значки с фигурками подданных, так что их без труда можно отличить от основного набора и других расширений. Также в наборе «Таверны и соборы» вы найдете и комплект фишек-миплов серого цвета для шестого игрока и шесть больших фигурок подданных. Один такой великан считается за два мипла, что добавляет остроты во время борьбы за один и тот же город или дорогу. Для облегчения процесса подсчета очков придуманы двусторонние карточки с номерами 50 и 100. Завершив один круг числового поля, игрок просто берет плитку и кладет ее перед собой цифрой 50 наверх. Если же его фишке посчастливится пересечь заветную черту в 49 очков еще раз, то карточка переворачивается, сигнализируя, что участник набрал уже 100 пунктов. Как видите, с появлением дополнительных элементов немного изменились правила игры и особенности подсчета очков, а сам игровой процесс стал еще более увлекательным.
«Купцы и Строители» (Traders and Builders / Händler und Baumeister) «Таверны и Соборы» были встречены с огромным воодушевлением армией любителей «Каркассона». Поэтому создатели подобного рода развлечений не заставили себя долго ждать, и уже через год в продаже появилось очередное расширение под названием «Купцы и Строители». В комплекте вы найдете 24 плитки с участками местности, 20 из которых помечены иконками с вином, зерном и тканью, а также 20 жетонов, дублирующих изображения всех этих припасов. Как вы уже, наверное, догадались, все значки приносят бонусные пункты. Если игрок завершит крепость, в которой есть карточка с тем или иным добром, то он берет себе жетон с его изображением. Причем достроить можно и чужой город, сняв с него все «сливки». В конце игры при подсчете очков участники сравнивают собранные ими наборы. Игрок, собравший больше всего жетонов с вином, зерном или тканью, получает по 10 очков за каждый товар. Если же в арсенале участников одинаковое количество жетонов одного вида, например зерна, то все они получают по 10 пунктов. Кроме того, эшелоны подданных пополняются 12 новыми разноцветными фишками: шестью свинками и таким же числом строителей. Хрюшка пасется на лугу и увеличивает очки, получаемые за каждый достроенный город на поле, принадлежащем игроку (5 вместо привычных 4 за каждую завершенную крепость). Строителя можно разместить как в городе, так и на дороге, и он позволяет делать дополнительный ход при добавлении плиток к тому объекту, на котором он уже стоит. В расширении «Купцы и Строители» предусмотрено приятное дополнение - небольшой мешочек для хранения игральных плиток. К сожалению, с возрастанием аппетита у фанатов «Каркассона» и прибавлением к основному набору карточек из свежих расширений игра быстро становится слишком объемной для этого симпатичного хранилища. «Купцы и Строители» - несомненно, очень интересное расширение, которое не только оживит игру, но и сделает это без серьезного усложнения правил. При этом влияние случайности возрастает незначительно, а дополнительные фишки открывают перед игроками новые возможности.
«Принцесса и Дракон» (The Princess and the Dragon / Burgfräulein und Drache) Как всегда, с очередным дополнением в «Каркассон» приходят и новые карты. На этот раз их 30: шесть магических порталов, шесть карточек с изображением томящейся в башне принцессы, столько же вулканов и двенадцать «драконьих» плиток. Также в наборе вы найдете деревянные фигурки дракончика и феи. Если в городе появляется принцесса, то она непременно разбивает сердце уже стоящего в нем подданного, и фишка-мипл возвращается хозяину. Так что карты с принцессой невыгодно добавлять к своим строениям, а вот повоевать с противниками с их помощью очень даже получится. Порталы позволяют игрокам ставить своих последователей на любые ранее незавершенные и незанятые другими участниками объекты. Дракон не участвует в игре и остается скучать в сторонке - ровно до тех пор, пока кто-либо из участников не вытащит карточку с вулканом, который и станет его отправной точкой. При появлении на игровой плоскости плитки с «портретом» дракона наша рептилия начинает двигаться по карточкам, снося всех подданных на своем пути. Перемещают его игроки по очереди. Наш огнедышащий должен сделать в общей сложности шесть шагов (если только он не упрется в тупик), причем двигаться назад - не в его правилах. От сей напасти может защитить лишь фея. Фигурка феи не принадлежит ни одному из игроков, но каждый при необходимости может воспользоваться ее магической силой. Поставив эту фишку рядом со своим подданным, участник не только обеспечит ему спокойное будущее без драконьих налетов, но и после завершения строительства объекта получит бонусные очки. Знакомство с расширением «Принцесса и Дракон» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, вы получаете целых 30 карточек с причудливыми ландшафтами и новыми элементами, а также симпатичные деревянные фигурки дракона и феи «в духе времени». С другой стороны, в игру входит приличный список непростых и не всегда однозначных правил, а прыжки дракона по местности нередко становятся причиной путаницы.
«Аббатство и Мэр» (Abbey and Mayor / Abtei und Bürgermeister) Данное расширение порадует игроков обилием новых карточек и фигурок. Помимо 12 плиток с участками крепостей и дорог в этом наборе имеются и совершенно новые элементы - карточки с изображением аббатства. Каждому игроку достается по одному такому аббатству, которое он может и положить на игровое поле, не вытягивая при этом из общего банка плитку ландшафта. К уже немалой братии деревянных фишек-миплов добавляются по шесть разноцветных фигурок мэров, фургонов и амбаров. Многие любители игры «Каркассон» со мною согласятся, что иногда на прекрасной равномерно заполненной карте остается площадка в один элемент, которую никак не удается закрыть. Нередко возле такой зияющей «черной дыры» оказываются заточены и последователи игроков. В таком случае на помощь приходит карточка с аббатством. Оно ограничено крепостными стенами со всех четырех сторон, и поэтому города и дороги, соприкасающиеся с этой плиткой, на стыках считаются достроенными. Если на аббатстве установить подданного, то при подсчете очков оно принесет игроку до девяти баллов, как и обычный собор. При размещении фигурки мэра внутри крепости его сила равна количеству щитов (гербов) на карточках города. Если щитов пять, то мэр равен пяти обычным подданным, если гербов нет вообще, то мэр никакого веса не имеет. Фургоны выполняют роль миплов-кочевников. Во время игры их следует располагать на объектах так же, как и обычные фишки. Однако после завершения строительства города, монастыря или дороги нашу телегу можно оставить на игровом поле и передвинуть на другой объект, соединенный с только что достроившимся. Главное, чтобы он не был занят другими участниками. Амбары размещаются на стыке четырех плиток с изображениями луга и приносят игрокам дополнительные пункты с полей как во время игры, так и при финальном подсчете очков.
На этом наше повествование не завершается. Об остальных, не менее интересных расширениях к «Каркассону» вы сможете прочитать во второй части нашего обзора. |
15.10.2014
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра «7 самураев»
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Настольная игра "Нуар"
Настольная игра «О мышах и тайнах»: история и содержимое коробки
Размещение товарных предложений Личный кабинет