Настольная игра «Бригада» ![]() Оу, пацанчики, хочу перетереть за эту настолку... Простите, это автор обзора переиграл перед написанием в игру «Бригада», а бригада имеется в виду вовсе не строительная, а та самая, с которой ассоциируется после выхода одноименного сериала с Сергеем Безруковым в главной роли. В игре важную роль играет стилизация, так что в атмосферу братков и криминальных разборок погружаешься полностью. Что говорить, если даже официальные правила игры начинаются с предложения «Забейте стрелку 3-7 корешам». Не будет преувеличением сказать, что «Бригада» - это симулятор гопника. Правда, несмотря на такую тематику, игра получилась веселой и жизнерадостной. Интересна история появления этой игры. Изначально она задумывалась как шуточная версия «Манчкина», в котором монстры заменены хулиганами, а шмотки подобраны из арсенала уличной жизни. Но в процессе работы над персонажами авторам захотелось внести в игровую механику пару изменений, потом еще и еще. В итоге «Бригада» получила собственные правила, которые заметно отличаются от прародителя, хотя базовые элементы «Манчкина» все равно можно увидеть - это и уровневая система, и шмотки, и механика драк.
Компоненты игры Нельзя сказать, что в «Бригаде» много компонентов. Основу составляют карты персонажей (которых правила называют четкими пацанчиками). В начале партии игроки выбирают себе персонажей. Персонажи именуются кличками - Лысый, Кабан, Ботан и так далее. Можно распределять жеребьевкой, можно выбирать осознанно - это особого значения не имеет, прежде всего потому, что все отличия персонажей в их речи. «Бригада» предполагает погружение игрока в роль. Это выражается в использовании языковых особенностей. Один пацанчик говорит короткими фразами не больше трех слов за раз, другой перед каждым словом использует «артикль» «на» и так далее... Это забавно, но в плане способностей разницы между персонажами нет, что даже как-то странно. Игровое пространство представляет собой город с крутым районом, нормальным районом, отделением полиции, клубом и качалкой. Воистину в мире четких пацанов других точек и не существует. Каждому персонажу полагается по пять двусторонних жетонов, с помощью которых удобно в закрытую выбирать действие для своего персонажа. Для клуба и двух типов районов предусмотрены стопки карт, которые разыгрывают шмотки, «монстров» и бонусы. Немного удивительно в этой стопке карт и фишек смотрятся песочные часы, которые тоже задействованы в игровой механике.
Механика игры Цель четких пацанчиков в игре «Бригада» стать самыми крутыми на районе. Если в жизни это весьма абстрактное понятие, то в игре все просто, у каждого персонажа есть шкала с показателем крутости от 1 до 20. Набрал 20 - автоматически становишься победителем. Крутость приносят понтовые шмотки и победы в драках, а на начальной стадии еще и поход в качалку. Казалось бы, прокачивай свой авторитет, подставляй других пацанов, и все будет хорошо, но не так все просто. Игра не случайно называется «Бригада», акцент в ней сделан на поиск удачного сочетания индивидуальной и командной игры. С одной стороны, у каждого персонажа свой рейтинг крутости, с другой стороны, объединившись в команду, легче эту крутость увеличивать. Такой вот парадокс. Локации Ход начинается с выяснения планов пацанов. Каждый игрок кладет фишку хода. Перед этим можно посоветоваться с другими персонажами и выработать единую стратегию (ну, или не выработать). Чтобы дискуссия не затянулась, используются песочные часы. Если игрок не успел определиться с ходом, то считается, что его персонаж в этом раунде посещает качалку. Вариантов хода пять, по количеству локаций. В крутом и нормальном районе игроки могут встретить местных, с которыми можно подраться и «отжать» полезную вещь. Районы отличаются между собой опасностью и сложностью, разница в том, что в крутом районе встречаются более опасные «типы», зато и шмотку у них можно «позаимствовать» более ценную. В нормальном районе и риск, и ценность возможного «навара» ниже. В клубе игроки пополняют запас карт клуба, а также дерутся между собой. В отделении можно заложить своих коллег, которые отправились в крутой или нормальный район, хотя название «отделение» неудачное, никакой милиции в игре нет, а под «заложить» имеются в виду дополнительные трудности, которые создает посетитель отделения для игроков, которые пошли в район. Маркеры хода Наконец, качалка. Самое безобидное место, слабые персонажи тут могут пополнить уровень, но только до отметки «5», для прокачанных пацанов поход в качалку равен пропуску хода, в ней редко что происходит. В игре «Бригада» присутствует небольшой элемент блефа. За него отвечают карты клуба. Их можно использовать после того, как игроки вскрыли жетоны хода. Карты клуба помогают изменить планы. Например, во время минуты обсуждения игрок агитирует всех сходить в крутой район в надежде затариться знатными шмотками, но потом он кладет карту клуба, по которой ему предписывается идти в отделение. В итоге в крутом районе пацанов встречает мощная банда и их нещадно бьют. Трое дерутся, один сбежал Карты клуба - это самый главный элемент тактической борьбы, а их умелое использование - ключ к победе. Среди них встречаются и карты жизненных целей, которые позволяют зарабатывать авторитет при выполнении определенных условий. Например, сходил три раза подряд в качалку - получи уровень. Однако эти карты показались нам несбалансированными. Ради выполнения задания приходится многим жертвовать, а в качестве награды обычно один уровень, это мало. В отличие от «Манчкина», в котором шмотки не влияют на уровень, в «Бригаде» это самый быстрый и легкий способ завоевать авторитет, ибо «сила» шмотки повышает крутость игрока (если шмотка не одноразовая, конечно). Звучит несколько странно и по-сексистки, но «крутая подруга» - это тоже шмотка, которая дает аж 4 балла крутости, но которую можно потерять в первой же проигранной драке. Шмотки Механика драк полностью заимствована из «Манчкина»: суммируются уровни бригад с одной стороны и с другой стороны, у кого больше - тот и победил. Переломить ход драки можно с помощью одноразовых карт, если их удалось запасти. Как и в «Манчкине», драки в «Бригаде» можно избежать, убежав от противника, но механизм побега усложнен. Когда становится понятно, что игроков побьют, то они в закрытую кладут специальную фишку, которая определяет, драться или бежать. Хорошо, когда все игроки поступили одинаково, они потеряют одинаковое количество уровней - и все. Интереснее ситуация, когда кто-то решил драться, а кто-то сбежал. Тогда «трус» теряет только уровень, а «герой» «огребает» по полной. Мало того что он тоже теряет уровень, так еще и лишается шмотки. Подставить партнера в проигранной драке - один самых популярных способов ослабить другого игрока. Есть, правда, и еще вариант - подстроить встречу в клубе и победить в драке. Когда кто-то из персонажей (один или группой) попадает в какой-либо из районов, то вытягиваются карты районов в количестве, равном пришедшим. Пойти в отделение - как раз увеличить количество карт, которые игрокам придется тянуть в районе. Среди этих карт могут быть как местные пацаны, так и шмотки. С местными придется драться, причем считается, что все вытащенные шмотки надеты на местных, что увеличивает им крутость. Зато если местных удалось побить, то все имевшиеся у них шмотки персонажи делят между собой. Как? Исключительно методом переговоров. Опять используются песочные часы, и если к тому моменту, как упадет последняя песчинка, все участники драки не придут к согласию, кто что возьмет, то шмотки останутся на районе и в следующих ходах будут снова использоваться против персонажей. Именно такое правило использования районов делает игру полукорпоративной. Как и в жизни: собравшись в бригаду, больше вероятность добыть какие-то блага, чем это сделать в одиночку, правда, потом добытое придется делить, а это уже момент психологический - нужно уметь уговорить напарников довольствоваться меньшим. Жадность же приведет к тому, что никто ничего не получит. Карты жизненных целей Победить в игре «Бригада» можно, набрав 20 очков крутости. Сделать это не так просто. За победу в любой драке дается 1 уровень, количество используемых шмоток ограничено (у каждой шмотки указывается часть тела, на которой она носится; нельзя, чтобы на одной части тела у персонажа было две шмотки), да и еще есть постоянный риск проиграть в драке и потерять шмотку. Особенно сложно играть, когда выбился в лидеры и другие игроки стремятся подставить именно тебя. Если игра затянулась, а 20 очков никто не может набрать, то предусмотрен второй вариант. Партия заканчивается, когда использованы все карты крутого района, победителем объявляется игрок, у которого на тот момент самый высокий уровень. Интересно, что правила допускают групповую победу, победитель объявляется не в момент получения 20-го уровня, а на конец хода. Если кто-то еще сумел достичь заветной планки, то считается, что победителей несколько. Это противоречит жизненной логике (нужно же определить самого крутого пацана на районе), но выступает дополнительным стимулом для корпоративного ведения партии. Чисто теоретически возможен вариант, когда победителями окажутся все участвовавшие в партии игроки. Местные очень круты, но Пельмень и Ботан вооружились
Выводы Несмотря на оригинальную тематику и не самую скучную игровую механику, игра оставляет противоречивое впечатление. Главный недостаток - некоторое однообразие ведения тактической борьбы. Вариантов развития хода на самом деле не так уж и много, и уже к середине партии они приедаются. К минусам можно отнести и высокую зависимость от карт, что для стратегической игры не очень хорошо. Любителям стратегий игра может наскучить уже после нескольких розыгрышей, так что лучше использовать ее в другом качестве. Поначалу автору обзора показалось, что всякие стилизации, использование игроками жаргона и стиля речи персонажей - это перебор, но после нескольких партий стало понятно, что это как раз главная фишка. Если рассматривать «Бригаду» не как стратегию для регулярных игр, а как вариант для шуточных партий большой компанией (максимальное количеств игроков - 7), то она вполне имеет право на существование. Пусть в «Бригаде» не получится в интересной и увлекательной борьбе определить самого хитрого и предусмотрительного игрока, зато можно просто весело провести время. Такие игры нужны и тоже пользуются спросом. Правда, состав участников для них требуется соответствующий: веселый, раскрепощенный, располагающий актерскими задатками. В целом эмоции от игры в «Бригаду» очень похожи на эмоции от «Манчкина». Хоть и поменялась игровая механика, настроение оригинальной игры скрыть не удалось. Учитывая ее популярность, это не самое плохое сравнение. Хотя тем, кто «Манчкин» на дух не переносит, играть в «Бригаду» лучше и не пробовать. За предоставленную для обзора игру мы благодарим магазин «Мосигра-Воронеж». |
19.08.2016
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра «7 самураев»
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Настольная игра «Бэнг»
Настольная игра Scrabble - классическая версия
Размещение товарных предложений Личный кабинет