Настольная игра «Бэнг» ![]() Можно в этом увидеть забавное совпадение, а можно какую-то закономерность, но факт остается фактом. В 60-е годы прошлого века итальянец Серджио Леоне воскресил в кинематографе изначально американский жанр вестерна, сняв свою знаменитую трилогию, а в начале этого века тоже итальянец Эмилиано Шарра выпустил настолку-вестерн «Бэнг!». Казалось бы, где Италия, а где Дикий запад, но получается именно так. Нельзя сказать, что эта тематика не была раньше заиграна в настолках, но даже опытные игроки не могут без Google вспомнить еще какую-нибудь игру этого направления, а вот «Бэнг!» оказался очень популярным и сохраняет свои позиции до сих пор. Видимо, сказывается тот факт, что помимо темы вестерна автор выбрал интересный жанр, попытавшись скрестить психологическую игру со стратегией.
Компоненты игры Основной компонент «Бэнг!» - карты. Их тут три типа - событий, ролей и персонажей. Основная масса - это карты событий, других значительно меньше. Отличить одни от других помогает рубашка - она у всех разная. Кроме карт предусмотрены еще фигурки пуль, которые указывают на количество жизней игрока. Также в коробке есть семь планшетов для удобной раскладки личного набора. Интересно, что в оригинальной игре планшета нет, это инициатива русского локализатора, компании «Мир хобби», за такую находку стоит сказать спасибо. Играть, конечно, можно и без планшетов, но они упорядочивают набор игрока, позволяют лучше понимать, где что лежит. На планшете указаны три слота для карт. В первый кладется карта роли, во второй - карта персонажа (их каждый игрок в закрытую получает вначале игры), третий забронирован для модифицированного оружия. Над картами предусмотрено место для хранения пуль-жизней.
Механика игры Мы не случайно назвали «Бэнг!» наполовину психологической игрой. Аналогии со знаменитой «Мафией» прослеживаются без труда, ведь партия начинается с закрытой раздачи карт ролей. Соблюдать анонимность - важное условие, ведь на этом построен сюжет. Всего в игре четыре роли - шериф, помощник шерифа, бандит и ренегат. У каждого персонажа есть свои особенности. Особняком, конечно, стоит шериф. Его исключительность проявляется даже в том, что это единственный персонаж, который играет в открытую. Если игрок получил карту шерифа, то он должен ее перевернуть и всем об этом сообщить. Страж закона становится отличной мишенью, поэтому получает дополнительную жизнь в начале игры. Выигрывает шериф, когда все бандиты и ренегат уничтожены. Помощник действует в одной команде с шерифом и выигрывает при таких же обстоятельствах. Вот только играет он в закрытую и дополнительную жизнь не получает. То, что шериф не знает, кто ему помогает, иногда приводит к конфузам, когда помощник гибнет от дружественного огня шерифа. Вроде бы и не самая важная роль у помощника, но практика показывает, что если он погибнет в начале игры, то шерифу выиграть будет очень сложно. С другой стороны, смерть помощника в конце раунда особо ни на что не влияет. Бандиты, конечно, выступают против шерифа и выигрывают, когда он мертв. У преступников нет рангов и делений, все они одного уровня, но действуют в одной команде. С поправкой на анонимность, конечно. Ренегат самый странный, интересный и сложный персонаж. В любом раскладе он играет один и выигрывает только тогда, когда все противники уничтожены. Но ему недостаточно обеспечить смерть всех соперников, ему нужно добиться того, чтобы она осуществилась в определенном порядке. Ведь если шериф умирает, пока живы бандиты, то они и выигрывают, так что ренегату сначала нужно помочь убить бандитов, а потом самому разобраться с командой шерифа. Это не то чтобы совсем невозможно, но объективно сложно. Победы за ренегата в «Бэнг!» очень ценятся среди игроков. В коробке есть карта шерифа, двух помощников, трех бандитов и ренегата. В таком составе можно играть всемером. Если игроков шесть, то убирается карта помощника, если пять, то помощника и бандита, а если четыре, то помощника и двух бандитов. Втроем и вдвоем в классическую версию играть нельзя. В кого стрелять и от кого уворачиваться, кажется очевидным, когда знаешь, кто какой персонаж, в игре же это доподлинно неизвестно, и эта сфера для психологической борьбы. Обычно раунд начинается с того, что каждый игрок убеждает шерифа, что он его помощник. Ведь в начале партии шериф с дополнительной жизнью выглядит грозной силой, к тому же он ходит первым. В ход пускаются уловки, блеф и уговоры. Игроки должны внимательно присматриваться к действиям соперников, чтобы постараться разгадать, на чьей они стороне. Стреляет по шерифу - значит, скорее всего, бандит, стреляет потом в бандитов - помощник или ренегат. Теоретически другой бандит, жертвуя товарищем, может затереться в доверие к стражам закона, но это для игры «Бэнг!» очень уж сложная тактика. Интрига сохраняется и на втором этапе игры, если бандиты уничтожены. Кто помощник, а кто ренегат, неизвестно, ведь обычно на первых порах эти персонажи ведут себя схоже. Выбор нужно делать шерифу, и хорошо бы ему не ошибаться, ведь если он примет не ту сторону и поможет убить своих помощников, то потом останется с ренегатом один на один. Психологическая часть «Бэнга!» - лучшее, что есть в игре. Поэтому наша рекомендация играть в эту настолку в компаниях хорошо знающих друг друга людей. Тут легче раскрепоститься, шутить, обманывать и блефовать. Помимо психологической части еще есть и тактическая, ведь недостаточно правильно вычислить противника, нужно его еще и убить. Отнять частицы здоровья можно разными способами. Самый популярный - сыграть против соперника карту «Бэнг!», если у него в руке нет карты «Мимо!», то он лишается очков здоровья, но «Мимо!» может его спасти. Нюанс в том, что за ход игрок может лишь один раз сыграть «Бэнг!». Если хочется убить соперника быстрее, то можно использовать другие карты: «Дуэль», «Индейцы» или «Гатлинг». Две последние наносят урон не только выбранному игроку, а вообще всем за столом (если нет «противоядия»), но иногда это оправданно. Нужно не только грамотно атаковать, но и хорошо обороняться. Про карту «Мимо!» мы уже сказали, еще есть карта «Пиво», которая пополняет запас жизней, а также «Бочка», спрятавшись за которую можно на 25% снизить вероятность попадания. Карта «Салун» позволяет напоить пивом (читай дать по жизни) всех игроков, прямо аттракцион неслыханной щедрости, но и он иногда может оказаться сильным тактическим ходом. Чтобы разнообразить ведение боя, в игру введено понятие расстояний. По умолчанию игрок может стрелять только в своих соседей, считается, что до других персонажей он не добивает. Исправить это можно либо с помощью карты «Прицел», либо заменив стартовое оружие - некоторые «стволы» пробивают насквозь всю площадку. Предусмотрен и механизм защиты - с картой «Мустанг» соперникам придется преодолевать большее расстояние, чтобы вести стрельбу. С «Мустангом» без модифицированного оружия даже сосед до вас не достанет. Остальные карты призваны внести оживление в игровой процесс. Можно посадить противника в тюрьму (шерифа нельзя), тогда он пропустит ход, если не пробросит карту, можно украсть у другого игрока ценные опции или оружие, а можно запустить динамит. Это очень своеобразная карта, которая добавляет хаоса и веселья. Владелец карты «Динамит» должен перед началом хода проверять, не взорвется ли он у него на руках. Статистическая вероятность мала, но она есть. Если не взорвался, то карта передается другому игроку по часовой стрелке, и так либо пока не рванет, либо пока карту не сбросят. Урон от «Динамита» таков, что почти наверняка «счастливчик», у которого он взорвался на руках, погибнет. Обычно его запускают игроки, которые отчаялись победить и рассчитывают на слепую удачу. Важное значение в тактическом ведении игры имеют навыки персонажей. Игроки не случайно тянут карты в начале партии, умелое использование дополнительной способности может серьезно повысить шансы на победу. Кроме того, ротация позволяет делать партии более разнообразными. В правилах есть интересный нюанс: если играть несколько партий подряд, то игрок, который в прошлом раунде остался жив, может сохранить за собой персонажа.
Дополнения Обычно мы в обзорах не затрагиваем этот вопрос, ведь дополнения - это как отдельная игра, которая лишь строится на базовой версии, но обычно имеет массу дополнительных нюансов. Однако в случае «Бэнг!» обойти этот вопрос нельзя. Эта настолка - один из лидеров по количеству дополнений и модификаций, их выпущено чуть ли не десяток. Некоторые позволяют разнообразить тактическую составляющую игры, вводя новых персонажей, новые карты или опции. Другие направлены на реформирование игрового процесса; есть, например, дополнение «За пригоршню кубиков», в котором для совершения игровых манипуляций приходится оперировать кубиками, а есть особые версии игры, которые, например, имеют дуэльный режим для игры вдвоем. Учитывая особенности базовой версии (о них ниже), в случае с «Бэнг!» использование дополнений оправдано больше, чем в других настольных играх. Нужно только понять, что конкретно не устраивает в базовой игре, и постараться исправить негативные моменты нужным дополнением.
Выводы Плюсы «Бэнга!», которые и снискали ему славу, очевидны. Сочетание двух жанров делает игру интересной для широкого пласта настольщиков, которые обычно предпочитают разные по стилю игры. Повеселиться в кругу друзей и коллег или разыграть серьезную стратегическую партию среди опытных игроков - в обоих случаях «Бэнг!» подойдет. Игра разнообразная и неповторяющаяся, количество полноценных раундов не ограничено. Нельзя не отметить простоту правил, уже с первого кона понятно, в кого и как стрелять, да и время партии весьма умеренное - от 30 до 60 минут. С учетом цены в 800-900 рублей популярность игры вполне понятна. Минусом можно назвать неравномерное окончание партии для участников. Если кого-то убили сразу, то до конца раунда он ничего не делает. Это не очень хорошо в больших компаниях - никто не любит просто сидеть и ждать. Но это не самое страшное, куда хуже, что некоторые вопросы остались по поводу баланса. Пока играют новички, это незаметно, но в кругу матерых игроков, которые знают все нюансы, это становится очевидным. Если играть вчетвером, впятером и всемером, то шерифа, который не ошибается, победить почти нереально. Логика игры такова, что ренегат на первом этапе помогает шерифу, поэтому «хорошие» имеют численный перевес и с высокой долей вероятности смогут перестрелять бандитов (при игре всемером она меньше), на втором этапе ренегат остается против помощников и шерифа. Даже если он сумеет убить помощников и обмануть шерифа, в дуэли с начальником полиции у него немного шансов, ведь ренегат сильно потрепан прошлыми противостояниями, а шериф почти наверняка восстановил силы. Тут поможет либо чудо, либо ошибка шерифа. Когда понимаешь такие расклады, играть становится менее интересно. Игра вшестером - другое дело. Ведь тут на первом этапе участвуют три «плохих», два «хороших» и один «злой», который будет выступать на стороне «хороших». Силы примерно равны, и кто выйдет живым из «замеса», далеко не очевидно. Так что мы бы рекомендовали играть в «Бэнг!» вшестером. Или использовать одно или несколько дополнений, которые могли бы разнообразить процесс и подкорректировать баланс. |
26.05.2016
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра «7 самураев»
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Настольная игра Scrabble - классическая версия
Размещение товарных предложений Личный кабинет