Настольная игра «7 самураев» Игра «7 самураев» была выпущена еще в 2014 году, но на русский язык ее перевели только в 2016-м. После этого в России, как до этого в других странах, в сообществах любителей настольных игр разгорелся спор касаемо новой игры. От нее ждали многого, ведь автором выступил широко известный в кругах настольщиков Антуан Боза, однако отзывы по большей части были негативными. Известный автор решил в этот раз схалтурить? Или же игроки просто не поняли его гениального замысла? Попробуем разобраться в нашем обзоре. Нельзя не обратить внимание на то, как удачно выбраны название и тематика для игры. «7 самураев» могут привлечь и любителей японской культуры, и ценителей кино (особенно, конечно, Акиры Куросавы), и людей, интересующихся боевыми искусствами и всем, что с ними связано. Название себя оправдывает - игра действительно посвящена легендарному фильму Куросавы и даже обыгрывает его сюжет. Не лишена она и определенной атмосферности. Внешний вид коробки
Компоненты игры Антуан Боза снискал себе славу не столько крутыми игровыми механиками, сколько незаурядным оформлением своих игр. В этом смысле «7 самураев» - отличное продолжение дела мастера. Уже коробка поражает прорисовкой и полиграфией. Да, изображенные на обложке персонажи не очень похожи на японцев, но будем считать, что это европеизированный вариант самурая. В конце концов, игра создавалась для продажи на определенных рынках. Дизайнер игры отлично потрудился над персонажами, каждому из которых подготовлена двухсторонняя карточка - в человечьем обличье и в зверином. С любовью и тщательностью прорисованы даже карты бандитов, которые нападают на деревню. Всего используется около 20 вражеских образов, хотя уровней бандитов только шесть и можно было бы ими и ограничиться. Единственный элемент, на котором дизайнер немного схалтурил, - деревня. Игрового поля как такового нет, но много элементов располагается на планшете поселения. Сожженные постройки, сломанный забор и странная кукла, которая призвана иллюстрировать семью, нарисованы словно на скорую руку - без вдохновения и фантазии. Обложка правил внешне повторяет коробку Помимо планшетов и карт в игре используется немало других элементов - деревянные фигурки, жетоны, фишки. Они, правда, повторяют элементы на основных картах. Технически к изготовлению игры вопросов нет - планшеты напечатаны на толстом материале и кажутся чуть ли не вечными. Карты бандитов тонкие, но о их малой долговечности мыслей не возникает.
Стартовый набор «7 самураев» - это кооперативная игра, в ней игроки состязаются не друг с другом, а с системой. Максимальное количество игроков не трудно определить из названия, минимально можно играть даже одному. Причем не обязательно соответствовать правилу один игрок - один персонаж, если играть, например, вдвоем, то можно договориться, чтобы взять под управление пару подопечных, или даже тройку. Несмотря на то, что в правилах оговорен особый режим на двух человек, играть, когда количество персонажей приближается к максимальному, интереснее. На каждого персонажа игрок берет по планшету (будет ли это осознанный выбор или случайный - не принципиально, но даже невооруженным глазом заметно, что все персонажи не равны по своим возможностям), кладет перед собой человеческой стороной вверх и ставит фишку самурая (это как раз красные человечки) на нулевую отметку. Планшеты персонажей - человеческая сторона Карты бандитов перетасовываются. Правила предусматривают три атаки, в которых принимают участие разные по «крутости» преступники. В первой участвуют только бандиты с рангом от 1 до 4, во второй к ним присоединяются «пятерочники», а в третьей - самые отчаянные головорезы с цифрой «6» на карте. Такой подход позволяет повышать накал борьбы, ведь каждый раунд получается для игроков сложнее, чем предыдущий. Количество бандитов зависит от количества персонажей. Своя раскладка есть и у деревни, но с ней все просто. Цель самураев - сохранить деревню: как только она разорена, игра сразу же считается проигранной. Немного странно, но гибель любого из самураев тоже означает мгновенное окончание партии. Это мало того что нелогично (не сдается же отряд, если одного из бойцов убили во время реального боя), так еще и лишает игру хорошего тактического хода в виде специальной жертвы, но таковы правила. Игра считается выигранной, если после трех атак бандитов в деревне остался хотя бы один житель. Планшеты персонажей - звериная сторона
Игровая механика Атака бандитов выглядит так: после того как их стопка подготовлена в соответствии с правилами, игроки поочередно вытягивают карты из этой стопки для своих персонажей. Некоторых из противников (у которых есть соответствующие знаки) можно разместить слева от планшета игрока, и тогда они не только не принесут вред, но и помогут избежать штрафов в конце раунда. Проблема в том, что таких бандитов у каждого самурая в раунде может быть не больше трех, со всеми остальными придется драться. У каждого персонажа есть памятка Драться - это значит положить карту справа от планшета в боевую очередь. Карты в боевой очереди суммируются по рангам бандитов, и эту сумму игрок всегда должен контролировать с помощью показателя на планшете персонажа. У каждого игрока есть максимум боевой силы. Если сумму карт противников удерживать до этого предела, то считается, что игрок успешно обороняет деревню, но если его превысить, то считается, что персонаж не справился: у деревни сжигается одно укрепление, а сам самурай пасует до конца раунда. Самое интересное происходит, если подгадать сумму сил противников равной силе самурая. Тогда можно применить так называемый киай, говоря по-русски - суперсилу. Она у каждого самурая своя, но ее использование существенно помогает обороне: мало того что можно что-то сделать на благо команды (например, количество карт бандитов уменьшить или помочь товарищу), так еще и личная боевая очередь самурая уменьшается на одного противника, значение счетчика боя понижается и можно воевать дальше. Карты бандитов низкого уровня типичны Когда силы самурая на исходе и брать новых бандитов себе в очередь он опасается, можно либо спасовать, либо передать свою способность другому. Разница в том, что в первом случае персонаж просто выбывает из игры до конца раунда, во втором - он получает штрафы, но его силу может использовать другой игрок. Штрафы - штука тонкая. Каждый ход персонажа начинается с того, что он должен принять штраф от бандита, который лежит в его боевой очереди крайним. А там может ничего не быть, может быть ранение, уничтожение укрепления в деревне, запрет на помощь другим, обязательный пас и другие малоприятные вещи. Почти всегда применение штрафа - это очень противная штука, которая существенно осложняет игрокам жизнь. Иногда избежать штрафов помогают индивидуальные способности персонажей, но далеко не всегда, тем более что игрок никак не может подготовиться к штрафам - о наказании он узнает, когда уже взял карту противника. Самые крутые бандиты прорисованы индивидуально Раунд заканчивается либо когда стопка бандитов опустела, либо когда все игроки спасовали. Если раунд у игроков был неудачным, то формируется стопка прорыва - группа бандитов, которая входит в деревню и наносит фиксированный урон. Урон считается и по индивидуальным результатам игроков - если кто-то не заполнил до конца левую сторону планшета, то это тоже добавляет урон деревне. Если в деревне после всех этих подсчетов кто-то выжил, то можно переходить к следующему раунду. Всего, напомним, игрокам нужно выдержать три атаки, причем в каждой последующей состав противников становится все сильнее. Оберегая деревню, самураю важно самому остаться в живых. Ранение чаще всего получают из-за штрафов бандитов в очереди боя. Одно ранение персонаж переносит спокойно, но уже после второго обязан перевернуть свой планшет. Считается, что самурай превращается в зверя, его сила увеличивается, а счетчик боя имеет новый показатель. Зверем тоже можно получить одно ранение, но уже второе повреждение убивает персонажа, и игра мгновенно заканчивается для всей команды. Интересно, что правила предусматривают механизм лечения и избавления от ранения, но если персонаж превратился в зверя - это уже не исправить. В игре много фишек и жетонов
Впечатления Как выяснилось, «7 самураев» - это очень коварная игра. Читаешь описание и представляешь себе жаркий игровой процесс и стратегические баталии, но в реальности тактическая составляющая стремится к нулю. Правила описывают увлекательную механику, но уже со второй партии понятно, что игрок в ней ни на что не влияет. Все действия предельно механизированы. Первым делом нужно заполнить левую сторону планшета, потом попытаться остальных бандитов побыстрее «прокрутить» через правую, причем надо стремиться не превысить силу персонажа. Может быть, стратегия есть в грамотном пасовании или помощи напарникам? Увы, от этих компонентов вообще мало что зависит в игре, ведь специальные возможности лишь у некоторых персонажей полезны, у других же от них почти нет толку. Успех или неудача в игре процентов на 90% зависит от расклада карт и везения. Какие бандиты попали в случайный набор, кого из персонажей игрок выбрал для раунда, как карты легли в течение игры. Игра кажется очень похожей на... блек-джек. Ведь ключевой момент совпадает, нужно следить, чтобы фишка на шкале силы не преодолела определенное значение. Да, оно не фиксировано и меняется не только от персонажа к персонажу, но и от человеческого облика к звериному, но суть та же: набрал меньше - нормально, набрал больше - проиграл, набрал именно столько, сколько нужно, - отлично, причем сам игрок может лишь брать очередную карту или не брать, других инструментов влияния у него почти нет. Наличие деревни с необходимостью ее защищать и возможность помогать друг другу лишь немного делают процесс более разнообразным. Планшет деревни При этом нельзя не отметить, что, несмотря на наличие четырех уровней сложности (от «легкого» до «героического»), выиграть в «7 самураев» очень сложно даже на самом простом. Наверное, математически есть шансы победить и на героическом, но для этого нужно прямо-таки невероятное везение, да и оставшимися в распоряжении игроков 10% стратегии нужно распорядиться (простите за тавтологию) на все сто. В целом же игроки в «7 самураев» почти всегда проигрывают, к этому нужно быть готовым. Впрочем, все вышесказанное не означает, что игра совершенно ни на что не годна. Да, любителям стратегий на нее лучше внимание не обращать, но есть же и другие типы игроков. Азарта игре «7 самураев» не занимать. Поиграл партий десять подряд (благо они весьма скоротечны) - и все мысли о том, чтобы, наконец, выиграть. Да, далеко не для всех это стимул, но такие игроки тоже есть. Положение фигурки на счетчике боя равно сумме уровней бандитов в очереди боя Весьма интересным показалось использование игры для обучения детей. На коробке указан минимальный возраст 10 лет, но этот показатель кажется немного завышенным, ведь правила просты. Управление счетчиком силы - это отличный навык устного счета, да и думать во время игры особой необходимости нет, так что она наверняка не покажется детям сложной. Схалтурил ли Антуан Боза или нет, мы уже не узнаем. Да, игра получилась очень специфической и словно нарочно отторгла от себя большую часть «настольщиков», но, может, это был такой эксперимент? Сама настолка сделана очень качественно: и по дизайну, и по исполнению, и даже по сюжету, очень странной получилась только игровая механика, которой, впрочем, тоже можно найти свое применение. Стоимость игры «7 самураев» - 1200 рублей. |
19.05.2017
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Размещение товарных предложений Личный кабинет