Выбор музыкального центра: звучание вашего дома Понятие дома у каждого из нас ассоциируется с самыми разными вещами: мягкое кресло - видавшее виды, но такое любимое или компьютерный стол, бабушкин сервант или гарнитур в стиле High-Tech, фотографии дорогих людей или постеры любимых исполнителей на стенах, запах свежесваренного кофе по утрам или фруктовый чай, в сочетании с книгой и пледом, - такие детали как раз и создают то, что мы считаем своим домом. Однако атмосфера нашего дома не только способна влиять на наше настроение: она сама нуждается в настраивании на определенный лад. И выбор настройки музыкальной - музыки, которая будет окружать вас и ваших близких в самом любимом и уютном месте на Земле - здесь чрезвычайно важен. Древние греки говорили: «Музыка - это звучащее число». Но не всякое число, указанное на ценнике аудиосистемы (даже если выглядит оно весьма внушительно), зазвучит именно так, как хотелось бы вам. Огромный выбор музыкальных центров - самых популярных и самых доступных «домашних музыкантов» - может привести в замешательство и спровоцировать на неподходящее решение. Чтобы этого избежать, мы предлагаем вам поближе познакомиться с устройством, которое, возможно, станет музыкальным центром притяжения для вашей семьи и друзей вашего дома.
Определение: что такое музыкальный центр Прежде чем определяться с выбором, необходимо понять, каковы отличительные признаки того, что мы, собственно, выбираем. Музыкальный центр - это, выражаясь метафорически, акустический конструктор: соединение ряда компонентов (модулей), которые могут существовать (и быть приобретены) автономно, а могут сосуществовать в рамках единой конструкции. Такая конструкция должна быть достаточно мобильной, способной видоизменяться в зависимости от ряда входящих в нее устройств, дабы предоставлять возможность работы с самыми разнообразными типами звуковых носителей и звуковых форматов. Подобная полифункциональность (плюс качество звука, мощность колонок и большие габариты) отличает музыкальный центр от его первого основного «конкурента» - магнитолы. Второй «конкурент» - комплект отдельно стоящей аудиоаппаратуры - проигрывает музыкальному центру за счет более высокой (как правило, значительно более высокой) стоимости при сходных характеристиках, а также по причине дополнительных трудностей при сборке акустической системы: разобраться во всем наличном многообразии музыкальных компонентов и подобрать взаимно совместимые само по себе непросто, а уж необходимость их настроить и согласовать между собой, учитывая количество проводов, блоков питания, пультов дистанционного управления и прочее... Хромцом уйдешь, не будучи профессиональным знатоком аудиотехники. Кроме того, все это требует весьма значительных ресурсов: и финансовых (такая техника, как правило, весьма дорогостоящая), и временных (немало потребуется часов для приведения в порядок приобретенного «хозяйства»), и пространственных (ведь где-то все эти автономные модули нужно будет разместить). От подобных проблем музыкальный центр-«конструктор» избавит вас весьма успешно.
Классификация: основные виды музыкальных центров Хотя музыкальный центр может иметь внешность и внутренность самые разнообразные, имеется все же некая основа, делающая данное устройство тем, что оно есть. А эта основа, в свою очередь, имеет три устоявшихся облика. По традиции, аудиосистемы подразделяются (в порядке возрастания) на микро-, мини- и миди-системы. Возрастание в данном случае касается всех параметров: и количества функциональных элементов (как следствие, количества функций), и качества звучания (никак не могут маленькие колонки и слабый усилитель давать такой же акустический эффект, как более крупная и мощная конструкция), и, наконец, пространственных габаритов (немаловажный фактор, учитывая, что музыкальный центр - это не только центр звучания вашего дома, но и элемент интерьера). Что же представляют собой эти базовые варианты конфигурации? Микросистема это «система-малышка», выполненная в виде моноблока (то есть все составляющие соединены в цельную структуру): размеры ее - чуть больше кассеты или СD, стандартная ширина передней панели - от 175 до 180 мм. Однако, в согласии с принципом «мал, да удал», такой музыкальный центр порадует вас наличием тюнера (приемника), однокассетной деки (в современных моделях кассетная дека зачастую заменяется минидисковой) и однодискового CD-проигрывателя. Разумеется, все это нанизывается на «костяк», неизменный для всех музыкальных центров, в виде стереоусилителя (ресивера) и колонок (в данном случае их две). Мощность такой «чудо-крошки» - от 5 до 40 Вт на канал (иногда и более). Так что, если вы хотите слушать дома музыку в достаточно неплохом качестве за достаточно небольшие деньги и при этом не имеете возможности выделить вашему домашнему менестрелю много места, микросистема - идеальный вариант. Мини-система уже требует для себя места побольше (ширина передней панели - 215-280 мм), но взамен предоставляет и большую мощность. Это наиболее популярная модель среди покупателей, что и неудивительно: «умея» практически все, что необходимо каждому из нас для полноценного наслаждения звучанием любимой музыки, мини-система имеет немаловажное преимущество - цену. Весьма и весьма доступную. Что касается характеристик, спектр их в рамках мини-системы довольно широк, что порой вынуждает проводить дополнительные различия, выделяя простые системы, системы среднего и высшего уровня. Обобщая, можно сказать следующее. В состав мини-системы входят: CD-чейнджер на 1-5 (иногда до 7) дисков, стереофонический тюнер с аналоговой или цифровой настройкой, двухкассетная дека (с автореверсом или без оного), усилитель (выходная мощность от 20 до 80 Вт на канал), 3-5 колонок. Системы высшего (и некоторые системы среднего) уровня имеют ряд дополнительных преимуществ в виде процессоров обработки звукового сигнала, систем шумоподавления и т. д. В общем, мини-системы могут удовлетворить самые разные потребительские вкусы и рассчитаны при этом на самые разные финансовые возможности. И, наконец, миди-система - самая крупная (320-360 мм) и самая редкая «гостья» на отечественном рынке музыкальных товаров. Обладая наибольшей мощностью и наивысшей функциональностью, такие модели отличаются дороговизной, чем и объясняется относительно невысокая степень их популярности. Как правило, миди-система - это своего рода переходное звено между музыкальным центром и аудиосистемой, собираемой из автономных составляющих. Она представляет собой не моноблок, но - несколько блоков-компонентов: усилитель, CD-чейнджер, тюнер и прочее, корпуса которых нередко изготавливаются из дерева, что, согласуясь с мощным низкочастотным усилителем, обеспечивает высочайшее качество звучания - уже для самых требовательных любителей мелопиршеств. Отличительной чертой этого типа музыкальных центров является возможность прослушивания не только CD- и DVD-дисков, но и виниловых, популярность которых (в силу уникального качества их звучания) возрастает среди меломанов все более и более. Кроме того, миди-системы оснащаются богатейшим арсеналом средств улучшения звука (высококачественные CD-транспорты, процессоры обработки звука высокого разрешения, системы шумоподавления Dolby B/C, Dolby S и прочие дополнительные возможности). По большому счету, от принципа «конструктора» здесь остаются лишь подбор и взаимное согласование составляющих, которое по-прежнему осуществляют за вас специалисты. В остальном же данная модель скорее эквивалентна уже профессиональной акустической системе, собираемой вручную.
Составные части (как строится музыкальный центр) Итак, вы определились с типом необходимого вам музыкального центра. Теперь следует выяснить, какие компоненты вам обязательно хотелось бы видеть в его составе, а без чего вполне можно обойтись. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к описанию гипотетически возможных составляющих вашего будущего центра. Дека Несмотря на то что кассеты помаленьку приобретают статус раритета, наличие деки - устройства для прослушивания пленочных записей - все еще является характеристикой многих музыкальных центров. Желательно, чтобы в ней имелось два «кармана» (в противном случае вы будете лишены возможности перезаписи или прослушивания одной кассеты одновременно с перемоткой другой), не менее желательно наличие функции под названием «автореверс»: вместо того чтобы вы переворачивали кассету, повернутся головки деки, чтобы самостоятельно поменять направление считывания звуковой информации и позволить вам не отвлекаться и не уделять процессу организации звучания избыточного количества времени. Облегчает обращение с центром также наличие сенсорной деки: в отличие от механической она не потребует от вас нажатия кнопки/клавиши - можно ограничиться легким прикосновением к самой деке. Если же и столь незначительные тактильные действия для вас излишни - имеются версии электронного управления, предоставляющие возможность дистанционного общения с вашей декой. CD-чейнджер В отличие от деки, предназначенной, как мы уже упоминали, для прослушивания аудиораритетов, CD-чейнджер - непременная составляющая любого музыкального центра. CD, DVD, WMA, MP3 - в зависимости от уровня (и, как следствие, стоимости) музыкального центра, вам будут доступны любые из акустических (а в некоторых случаях - и видео) форматов. В зависимости от вида музыкального центра (микро, мини, миди), чейнджер может вмещать в себя до 7 дисков одновременно, а некоторые модели оснащены к тому же так называемым магазином на несколько десятков дисков. Колонки Если качество звучания является определяющим моментом для вашего выбора, следует обратить внимание на модели музыкальных центров, включающие в себя колонки, изготовленные либо из дерева, либо из ДСП: это дороже, по сравнению с пластиком, но звучит не в пример лучше, по сравнению с ним же. Количество колонок может варьироваться от 2 до 7 (с возможностью подключения сабвуфера). И количество это немаловажно: от количества колонок и правильности их расположения зависит достигаемый акустический эффект. А использование, скажем, системы Surround (объемный, или окружающий, звук) вообще возможно только при этих условиях. В зависимости от количества динамиков выделяют одно-, двух- и трехполосную акустику. Однако иной раз количеству динамиков следует предпочесть их качество. Основной параметр динамиков в этом смысле - мощность. Как и в случае с автомобилем, чем она больше - тем лучше. Разумеется, разгонять машину и включать звук «на полную» возможно далеко не всегда (к счастью, в первом случае для пешеходов, во втором - для соседей и домочадцев), но запас этой самой мощности гарантирует качество движения - авто или звука: чем выше мощность, тем меньше искажений. Тюнер Тюнер (радиоприемное устройство) может обеспечивать прием программ в различных диапазонах: FM, AM, MV, LW, УКВ... Функция стереозвука, как правило, имеется для AM- и FM-частот. Основными видами тюнеров являются аналоговые и цифровые. Последние обладают тем преимуществом, что способны сохранять в памяти пойманную радиостанцию и обеспечивают более качественный прием сигнала. Кроме того, некоторые модели с цифровым тюнером поддерживают функцию RDS (об этом речь пойдет ниже). Эквалайзер Эквалайзер - это устройство, дающее возможность по-своему выстраивать интенсивность звучания определенных частот. В некоторых моделях музыкальных центров заданы некие стандартные настройки, штампы («рок», «поп», «джаз» и т. п.), что дает возможность получить приемлемое звучание для более или менее расхожего набора музыкальных стилей. Однако если вы цените непростую музыку, не имеющую четких жанровых рамок, вам, скорее всего, необходим ручной эквалайзер, позволяющий регулировать звучание, начиная от простейшего трехполосного уровня (низкие, средние и высокие частоты) до весьма высокой степени детализации (иные эквалайзеры имеют свыше 30 позиций). Если же вам, с одной стороны, не нужно выстраивать сложнейший акустический баланс для прослушивания мадригалов Монтеверди, а с другой - в вашей фонотеке можно встретить композиции с пометкой, скажем, «этно-джаз-рок», наилучшее решение для вас - 5-7-полосный ручной эквалайзер. Он позволит вам не заниматься оттачиванием звукорежиссерской техники, но в то же время у вас не возникнет когнитивного диссонанса при необходимости подстроить нестандартную композицию к стандартным позициям эквалайзера. Пульт дистанционного управления Это устройство наиболее знакомое, пожалуй, из всех, входящих в состав музыкального центра. Оно позволяет (в большинстве случаев), не вставая с дивана, управлять как деками, чейнджером и тюнером, так и будильником, часами и прочими «прикладными» функциями вашего музыкального, и не только, центра.
Смысловые части (функции и дополнительные возможности музыкального центра) Итак, как мы видим, большинство моделей музыкальных центров обладают сходным набором составляющих - набором достаточно изменчивым, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы потребителя, но достаточно стабильным, чтобы привести к выводу: в пределах определенной ценовой группы можно рассчитывать на приблизительно тождественный состав комплектующих. Процесс выбора продолжается. На какие же характеристики следует обратить внимание при обогащении вышеуказанного тождества необходимыми вам отличиями? Важные критерии оценки музыкального центра - это разнообразные системы улучшения качества звучания и дополнительные сервисные функции: «наслоения» на базе основной структуры акустической системы. Именно они призваны в первую очередь отвечать тем требованиям, которыми вы руководствуетесь при выборе музыкального центра. Какими же бывают эти дополнительные функции? Выходная мощность усилителя - характеристика, обращающая на себя едва ли наибольшее внимание. Однако здесь следует быть начеку. Интересующая потребителя мощность именуется СРО - номинальная мощность усилителя, устанавливаемая, как правило, отдельно для каждого канала (иногда указывается суммарный показатель). Начиная от 20 Вт мощность является (минимально) достаточной для озвучивания помещения площадью 12-16 кв. м. А периодически указываемая на ценниках мощность в тысячу и более ватт является пиковой максимальной мощностью (РМРО) данного устройства, при которой и динамиков можно лишиться. Дабы не обмануться и получить представление о реальных мощностных параметрах приобретаемой системы, данное число следует разделить на 12 - вы получите искомое значение СРО. Функция тюнера RDS (Radio Data System) позволяет чтение информационных кодов, которыми радиостанция дополняет FM-сигнал. В условиях нашей страны на дисплее будет высвечиваться название станции, указание времени и иногда рекламная информация. Однако на Западе эта функция используется значительно шире, предоставляя, в частности, возможность автоматической настройки на определенные типы вещания. К примеру, если вам интересны новостийные, спортивные или какие-либо иные программы, ваш тюнер сможет настраиваться на них автоматически. Иными словами, можно запрограммировать приемник на определенную тематику вне зависимости от того, откуда ведется вещание. Система Surround («окружающий звук», или «звук вокруг») позволяет звуку «заполнить» помещение за счет особого расположения динамиков (соединенных зачастую посредством радиосвязи) и увеличения их количества (чаще до 5, но иногда и до 7) с возможностью подключения сабвуфера (сабвуфер представляет собой акустическую систему, воспроизводящую звуки очень низких частот). Помимо этого применяются также:
Этот список можно продолжить. Развитие новых технологий столь стремительно, что любой обзор сразу же по выходе рискует оказаться устаревшим. Однако с точки зрения потребителя, для которого главное - атмосфера комфорта в доме (в частности, комфорта от звучания), выбор будет определяться не столько наиновейшими функциями, сколько соответствием приобретаемой акустической системы индивидуальным запросам и пристрастиям. И этот выбор - за вами. |
03.08.2011
Все статьи
Ирина Зеленогорск 14.07.2015Спасибо. Все более чем понятно, привели в систему мои представления о данной технике. Выбираю центр в подарок отцу на юбилей.
|
Аудиосистемы Sharp: чистый звук и ничего лишнего
Гитарные технологии Swing
Музыкальные центры: основные виды и компоненты
Размещение товарных предложений Личный кабинет