Выбираем правильный экран для проектора. Часть 1

Выбрать регион доставки»
Подбор проекционного экрана по параметрам
от 34 000 руб.
фото
Projecta ProScreen (16:9) 139x240 ...
от 27 000 руб.
фото
Projecta ProScreen (1:1) 240x240 D...
от 18 000 руб.
фото
Lumien Master Control
от 32 753 руб.
фото
Digis Electra MW DSEM-162003
от 93 196 руб.
фото
Digis VELVET DSVFS-16904/G
от 73 000 руб.
фото
Lumien LCC 100105
от 140 000 руб.
фото
Lumien LCC 100107
от 50 000 руб.
фото
Lumien LCH 100105
от 36 000 руб.
фото
Lumien LCH-100102
от 28 000 руб.
фото
Lumien LMC-100105
от 25 200 руб.
фото
Lumien LMC-100130
от 67 150 руб.
фото
Digis DSEES-16902W 100
от 123 256 руб.
фото
Digis DSEES-16904B 70
от 84 684 руб.
фото
Digis DSEH-163007M
от 69 277 руб.
фото
Digis DSEM-1107M
от 77 681 руб.
фото
Digis DSEM-1108M
от 69 601 руб.
фото
Digis DSEM-163007M
от 84 684 руб.
фото
Digis DSEM-4308M
от 119 485 руб.
фото
Digis DSEM-4309M
от 7 650 руб.
фото
Digis DSKD-1103

Выбираем правильный экран для проектора. Часть 1

Современные экраны

Итак, заметная часть вопроса (выбор и покупка проектора) у вас позади, остается купить экран. А чтобы купить именно такой экран, какой вам нужен, необходимо понять, что вы от него ждете и какие его свойства для вас будут важны, а какие нет. Для начала надо определиться в принципиальном вопросе: какой экран вам нужен - стационарный или мобильный? То есть будет он у вас висеть на стене в одной комнате или же вы будете разъезжать с ним по стране.

Стационарные, они же часто настенные (иногда с возможностью крепления на потолке), предназначены для стационарного монтажа - закрепил и больше не снимаешь. Только собираешь полотно в тубус, когда оно не нужно, и выдвигаешь, когда нужно. На рисунке слева.

Стационарный и мобильный экраны

Стационарный и мобильный экраны

На рисунке справа мобильные экраны в рабочем и сложенном состоянии. Если человеку надо проводить выездные презентации, он берет с собой мобильный экран. Для транспортировки экран складывается в тубус, а на месте презентации разворачивается и ставится на треногу.

Стационарные экраны можно разделить на ручные, с электроприводом и натяжные - по типу конструкции. Ручные экраны вы сворачиваете и разворачиваете вручную - за специальную ручку в нижней части экрана. Дешево и сердито. Есть модели, которые крепятся не только на стену, но и на потолок, только будьте осторожны с этой затеей, иначе зрители, которым придется сильно задирать голову при просмотре, помянут вас недобрым словом.

Экраны с электроприводом можно сходу не отличить от ручных экранов, разве что тубус у электрических немного толще - там прячется моторчик. Такие экраны разворачивают и сворачивают полотно с помощью этого самого моторчика. Это весьма удобно, если экран большого размера или висит в неудобном месте. Обычно электрическим экраном управляют с помощью проводного переключателя, но желающие могут прикупить пульт беспроводного управления - он обычно продается отдельно.

А вот натяжные экраны вы ни с чем не спутаете. Туго натянутое на раму полотно дает идеально ровную поверхность для просмотра фильмов - никаких замятостей, никаких неровностей. Крепится оно к раме или с помощью люверсов, или на кнопках.

Крепление натяжных экранов

Крепления натяжных экранов: на люверсах и на кнопках

Если вы строите дома полноценный домашний кинотеатр, то натяжной экран - это ваш выбор. При условии, конечно, что вы сможете вписать его в интерьер, а это не всегда просто. Как правило, натяжные экраны используются в домашних кинотеатрах, в залах заседаний и в конференц-залах - там, где они используются часто и где есть возможность выделить под экран часть стены или даже всю стену.

Экран на ногахТеперь обратимся к мобильным экранам. Чаще всего встречаются три конструкции: на штативе, на ногах и напольные. Экраны на штативе, как уже говорилось выше, после использования сворачиваются в тубус и в таком виде хранятся или перевозятся. Очень удобно, но до определенного размера. Как только ширина экрана начинает превышать 2,5 метра, возникает проблема его транспортировки. Кроме того, на слишком большом «парусе» полотна заметен любой сквозняк - оно начинает колыхаться. Поэтому для больших мобильных экранов используют другую конструкцию - на двух ногах. Она устойчивее, и ширина такого экрана больше 3 метров - не редкость. Кроме того, они собираются в небольшой кейс, который перевозить не в пример удобнее, чем 2,5-метровый тубус. Несмотря на кажущуюся сложность конструкции, собирать и разбирать ее просто. Мне однажды пришлось это делать одному, и я без труда уложился минут в десять, хотя размеры экрана были два на три метра.

Экран напольныйА вот еще интересная, но реже встречающая конструкция напольных и настольных экранов. В собранном состоянии они выглядят как уже знакомый вам тубус, но в рабочем положении этот тубус ставится на пол (или на стол - есть специальные настольные модели небольшого размера) и из него вверх выдвигается экран. Система крепежей (чаще всего типа "ножницы") сзади поддерживает полотно в устойчивом положении и не дает ему колыхаться и упасть. Обратите внимание на черное поле в нижней части - производители понимают, что если изображение начнется от самого пола, то смотреть на него будет неудобно, поэтому рабочее (белое) полотно они сделали в верхней части экрана. Подобные экраны есть у Projecta, Draper, Screenmedia и Classic Solution, кроме того, нечто похожее выпускает Da-Lite.

 

Итак, вы определились с типом экрана, дальше надо понять, какого типа поверхность вам нужна. Сразу скажу, что, скорее всего (в 80% случаев), это будет обычная белая матовая отражающая поверхность (MW, matte white), какой бы конструкции экран вы ни выбрали. У экранов с поверхностью MW, пожалуй, самые универсальные характеристики - угол просмотра практически 180 градусов, коэффициент усиления 1,0, отсутствие бликов и светового пятна, хорошая равномерность яркости... Но иногда требуется нечто особенное, и поверхность MW не подойдет.

Как вам должно уже быть известно, на экран не должен падать посторонний свет, иначе изображение резко ухудшается - вплоть до полной несмотрибельности. Но мы живем в неидеальном мире, и не всегда есть возможность полностью избавиться от паразитной засветки. В таком случае ситуацию частично можно исправить, взяв поверхность с большим коэффициентом усиления (2,0 и выше) или c бисерным покрытием (с вкраплением маленьких стеклянных шариков). Тогда в направлении зрителя световой поток будет больше, но одновременно мы уменьшим угол просмотра - чем дальше отклонение вбок от центра экрана, тем хуже будет видно.

Еще один случай, когда лучше взять нестандартное полотно - домашний кинотеатр. Если у вас проектор с яркостью больше 2500 ANSI люмен (что не рекомендуется для кино, но в жизни всякое бывает), то есть смысл взять экран с серой контрастной поверхностью типа Hight Contrast Grey. Она немного "съест" яркость проектора, но взамен добавит изображению глубину и черный цвет, теперь даже небольшая паразитная засветка не испортит впечатления.

В грамотно сделанном домашнем кинотеатре (я имею в виду, когда под кинотеатр выделена специальная комната в доме), акустика может находиться за экраном. И полотно такого экрана должно быть акустически прозрачным. Такие полотна есть почти у всех производителей экранов, и чаще всего они еще и усиливают контрастность и делают черный цвет более глубоким.

 

До сих пор мы говорили исключительно об отражающих экранах. То есть экранах, которые отражают падающий на них свет от проектора в сторону самого проектора. И подразумевалось, что зрители сидят по ту же сторону экрана, что и проектор. Но иногда удобнее, чтобы проектор и зрители были по разные стороны от экрана. В этом случае вам потребуется полотно, работающее на просвет.

Экраны на отражение и на просвет

Экраны на отражение и на просвет

Экран с просветным полотном может быть любым, но чаще всего это или натяжной, или мобильный на ногах. Зрители не заслоняют свет от проектора, и уже одно это удобно. Но есть и второй плюс - просветные экраны менее чувствительны к внешней засветке, и при одинаковых условиях на просветном экране изображение будет ярче, чем на обычном.

Внимательный читатель может заметить, что в случае такой проекции изображение будет зеркальным. Спешу успокоить - производители проекторов давно учитывают этот момент, и даже у самых дешевых моделей есть в меню пункт "Обратная проекция" для зеркалирования картинки.

Из минусов обратных проекций отмечу, что подобные системы требуют за экраном больше места - чтобы световой поток успел "распахнуться" до нужного размера. Впрочем, с появлением большого количества короткофокусных проекторов это уже не проблема.

 

Теперь перейдем к вопросу формата экрана. Соотношения сторон, или aspect ratio (англ.). В современном видеомире существует больше десятка различных форматов. Если речь идет об экране для дома, то вопрос, скорее всего, сведется к «А что я больше всего буду смотреть?». Российское телевидение? Зарубежные каналы? Современные фильмы? Старое кино? Клипы? И определиться с форматом будет проще. Выбор придется делать между форматом 4:3 и форматом 16:9. Бывают еще экраны формата 2,35:1, но это, скорее, экзотика.

Форматы изображения

Формат 4:3 - это уходящий формат старого телевидения. Делать на него ставку есть смысл, только если вы фанат классического кино и некоторых российских телеканалов. Все остальные если еще не перешли на широкий формат, то вот-вот перейдут. Теоретически можно на экране любого формата смотреть любой контент, но тогда придется мириться или с обрезанными краями, или с черными полосами.

Кадр 16:9 в "родном" формате и на экранах 4:3

Или главный герой лишается уха, а его подруга - половины головы, или они оба целые, но меньшего размера и с раздражающими черными полосами сверху и снизу.

Если вы выбираете экран для игр или для других мультимедийных развлечений, то просто ориентируйтесь на формат проектора или на то, что он чаще всего будет показывать. Экран в офисе вряд ли будет озаряться кадрами кино, так что вы можете смело ориентироваться на формат 4:3.

 

Как только вы определитесь с форматом, перед вами встанет следующий вопрос - вопрос размера. Определить минимальную и максимальную ширину экрана просто, если учесть два основных положения:

  • на расстоянии 6 ширин экрана уже практически ничего не видно;
  • ближе полутора высот смотреть неудобно - получается слишком большое изображение.

 

Оптимальное расстояние просмотра кино в домашнем кинотеатре, включающее в себя знаменитый "эффект присутствия", считается просто. Оно лежит где-то между расстоянием в 2,0...3,0 высоты экрана и расстоянием в 1,5...1,9 его ширины. Расстояние это, конечно, сугубо индивидуальное, но обычно укладывается именно в эти цифры. Объясняется оно тем, что для "эффекта присутствия" требуется задействовать часть периферийного зрения зрителя. И если вы будете сидеть дальше, то не задействуете его, а если слишком близко - устанете вертеть головой еще на титрах.

В какой-то степени сориентироваться по размеру экрана можно с помощью калькулятора на сайте Projecta. У них несколько свое видение, но в целом оно совпадает с нормальным. На английском, но слов там немного, разберетесь. Для широкоформатного экрана 240x135 он мне выдал минимальное расстояние просмотра чуть больше 2 метров.

На знаменитом "ПрожекторЦентрале" тоже есть калькулятор экрана, и там тоже можно посмотреть рекомендации по оптимальным расстояниям просмотра, причем применительно к конкретному проектору и конкретному размеру экрана.

По высоте расположения экрана также есть оптимальные значения. Для домашнего кинотеатра нижний край экрана должен быть на высоте 60-90 см. Это совпадает с другой рекомендацией - чтобы глаза зрителя находились на уровне нижней трети экрана. Тогда не придется сильно задирать или опускать голову и просмотр полуторачасового фильма не превратится в полуторачасовую пытку.

В офисе лучше вешать/ставить экран повыше - 1,2...1,4 метра для нижнего края обычно достаточно, чтобы и задним рядам было нормально видно, и не было слишком высоко.

 

Во второй части статьи вы узнаете, что такое "экстрадроп", увидите экраны, встроенные в пол, познакомитесь с виртуальной голографической певицей Хацунэ Мику - и это только часть нашей «культурной программы».

05.10.2011 Геннадий Тимошенко

Все статьи


Подбор проекционного экрана по параметрам
от 34 000 руб.
фото
Projecta ProScreen (16:9) 139x240 ...
от 27 000 руб.
фото
Projecta ProScreen (1:1) 240x240 D...
от 18 000 руб.
фото
Lumien Master Control
от 32 753 руб.
фото
Digis Electra MW DSEM-162003
от 93 196 руб.
фото
Digis VELVET DSVFS-16904/G
от 73 000 руб.
фото
Lumien LCC 100105
от 140 000 руб.
фото
Lumien LCC 100107
от 50 000 руб.
фото
Lumien LCH 100105
от 36 000 руб.
фото
Lumien LCH-100102
от 28 000 руб.
фото
Lumien LMC-100105
от 25 200 руб.
фото
Lumien LMC-100130
от 67 150 руб.
фото
Digis DSEES-16902W 100
от 123 256 руб.
фото
Digis DSEES-16904B 70
от 84 684 руб.
фото
Digis DSEH-163007M
от 69 277 руб.
фото
Digis DSEM-1107M
от 77 681 руб.
фото
Digis DSEM-1108M
от 69 601 руб.
фото
Digis DSEM-163007M
от 84 684 руб.
фото
Digis DSEM-4308M
от 119 485 руб.
фото
Digis DSEM-4309M
от 7 650 руб.
фото
Digis DSKD-1103
Оставить комментарий
Подберите проекционный экран из 810 предложений
Формат: ?
Диагональ (дюймы): ?
Торговая марка / бренд проекционного экрана
Конструкция и крепление
Полотно экрана
Тип полотна: ?
Коэффициент усиления (отражения): ?
Угол обзора (градусы): ?
Размеры
Высота экрана (см):
Ширина экрана (см):
Высота рабочей области (см):
Ширина рабочей области (см):
Вес (кг): ?


Обзоры и тесты

Выбираем правильный экран для проектора. Часть 2

Знаете ли вы, что такое "экстрадроп" и почему он удобен? Видели ли вы экраны, встроенные в пол? Догадываетесь ли вы, для чего выпускают экраны формата 1:1, если таких изображений не существует? Слышали ли вы об изображениях на стекле и виртуальной голографической певице Хацунэ Мику?.. В общем, продолжаем наш разговор об экранах и проекторах.
  • Комментариев: 13
  • Голосование: +236

Все статьи в рубрике «Экраны проекционные»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58