Подбор литых колесных дисков При первоначальном желании сменить колесные диски на "что-то получше" следует принимать во внимание, как минимум, три основных критерия. В первую очередь следует определиться с материалом и технологией изготовления колесного диска. Затем необходимо учесть технические характеристики конкретных моделей. Ну и, наконец (хотя у некоторых автолюбителей этот пункт идет первым в списке), на выбор, безусловно, влияют дизайн и внешний вид колесных дисков. Оставив на усмотрение читателя субъективный критерий внешнего вида, рассмотрим прочие более подробно.
Материалы и технология Кроме обычных "железных" (то есть изготовленных из стали) колесных дисков, которые не блещут шикарным внешним видом, существуют так называемые "легкосплавные" (изготовленные из других сплавов) колесные диски. К последним принято относить кованые и литые диски. Кованые изготавливают методом горячей объемной штамповки, литые - методом литья и последующей поверхностной обработки. При изготовлении дисков по технологии штамповки (ковки) упрощается процесс производства, но снижается возможность придания дискам новейших технических форм. Способ литья лишен этих недостатков, но требует дополнительных расходов на обработку дисков после их отливки. Существуют также комбинированные диски, в которых осуществлено соединение кованой и литой части диска специальными болтами. Ковка M-K FORGED WHEELS, литье CMS Tenes 231, комбинированный диск AEZ Nemesis Что касается выбора вида легкосплавных дисков, то основные отличия кованых и литых дисков заключаются в прочности (ковка обладает более высокой прочностью, чем литые диски, при существенно меньшей массе), пластичности (в отличие от литых дисков кованые при высоких нагрузках деформируются, а не разрушаются) и упругости (при умеренных нагрузках кованые диски деформируются более упруго). К недостаткам кованых дисков следует отнести цену - в среднем они в полтора-два раза дороже аналогичных моделей литых дисков. Кроме того, дизайн кованых дисков ограничен технологией их изготовления, в то время как литые диски могут похвастаться многообразием форм, узора и покрытий. Еще одним немаловажным фактором при выборе диска может служить его масса. Так, к примеру, если стальной штампованный диск весит 9 кг, то литой алюминиевый диск аналогичных параметров будет весить 7,8 кг, а кованый - всего 6,8 кг.
Технические характеристики диска Подбирая колесные диски, следует очень ответственно подойти к определению технических параметров дисков, которые подойдут для вашего автомобиля. К таким показателям относятся размеры, сверловка, вылет и предельная нагрузка, которую способен выдержать диск. Размер диска указывается в виде двух показателей в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм), например 5,5"x13", где первое число - ширина диска, второе - посадочный диаметр диска под соответствующую резину. Допустимое отклонение ширины шины от ширины обода составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов и 1,0-1,5 дюйма для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину - особенно это актуально для низкопрофильных серий шин. Посадочный (или монтажный) диаметр диска соответствует внутреннему (посадочному) диаметру шины. Подавляющее большинство современных легковых автомобилей сконструированы в расчете на диски размерностью от 13 до 16 дюймов (впрочем, некоторые спорткары могут быть оснащены и 20-дюймовыми колесами). В последние годы наметилась тенденции к переводу автомобилей на всё большие монтажные диаметры - машины, для которых штатными являлись 13-дюймовые диски, переводят на 14-дюймовые, 15-дюймовые колеса меняют на 16-й радиус и т. д. Это объясняется стремлением (несмотря на более высокую стоимость) использовать низкопрофильные шины взаимозаменяемого размера, поскольку их ездовые качества и внешний вид лучше, чем у шин высокого профиля. Впрочем, ради справедливости следует добавить, что низкопрофильная резина хуже переносит ямы и выбоины на дорогах, меньше "оберегает" диски и ходовую систему автомобиля от ударов и обеспечивает тряску на плохой дороге, по сравнению с более высокой резиной. При выборе резины с размерностью, отличной от штатной, следует особое внимание уделить тому, чтобы наружный диаметр колеса в итоге остался неизменным. При использовании стальных дисков увеличение диаметра диска приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А вот применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом. На спортивных версиях автомобилей тормозные суппорты больше, чем на неспортивных (для мощных двигателей необходимы надёжные тормоза). Следовательно, и диски должны быть большего монтажного диаметра, иначе тормозной суппорт может упереться в обод изнутри диска. Следующий технический параметр диска - сверловка. Сверловкой называют расположение и количество отверстий крепления диска к ступице автомобиля. Сверловка в западной терминологии обозначается аббревиатурой P.C.D., например "P.C.D. 5/108" (цифра 5 - общее количество крепежных отверстий, 108 - диаметр окружности от центра диска, по которой размещены отверстия). Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Вылет диска - размер между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей по середине обода. Вылет может быть "положительный ", если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость, и "отрицательный", если привалочная плоскость переходит через такую плоскость. Для каждой модели автомобиля вылет рассчитан производителем так, чтобы обеспечить оптимальную устойчивость и управляемость машины, а также наименьшую нагрузку на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет аббревиатурой ET с добавлением показателей в миллиметрах (допустим, "ET30" - положительная величина вылета в 3 см или "ET-30" - аналогичный отрицательный вылет), французы маркируют вылет как "DEPORT", производители из других стран обычно пользуются английским "OFFSET". Желание поставить появившиеся в последние годы более широкие низкопрофильные шины (иногда на дисках большего диаметра) приводит к тому, что приходится подбирать диск с уменьшенным вылетом (то есть шина стала шире - нужно сдвинуть её наружу от кузова, иначе начнёт задевать за него). Уменьшение данного показателя делает колею колес шире, а это повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид. Излишнее уменьшение вылета нежелательно, так как может привести к увеличению нагрузки на подшипники ступицы. Увеличить же вылет, то есть сузить колею, как правило, невозможно - диск упрется в тормозной суппорт. Предельная нагрузка на диск (MAX LOAD) - измеряется в фунтах или в килограммах. Чтобы перевести фунты в килограммы, необходимо разделить их на коэффициент 2,2. К примеру, если указана нагрузка 2000 фунтов (2000 lb), то в более привычных нам единицах это составит 908 кг. Это значение следует сравнить с 1/4 полной массы автомобиля. Так, данный диск (2000 lb) подойдет к автомобилю массой не более 3,6 тонны). Для легковых машин диски, как правило, обычно изготавливаются с запасом прочности, но если диски для легкового авто поставить на джип или микроавтобус, то они могут не выдержать нагрузки и деформироваться. Исходя из изложенного, маркировку диска, к примеру, "6/15; P.C.D. 4/114,3; ЕТ46; D67.1; MAX LOAD 2000 lb" расшифровывать следует так: диск диаметром 15 дюймов, шириной 6 дюймов, имеющий четыре крепёжных отверстия, расположенных на окружности 114,3, вынос диска 46 мм, диаметр отверстия под ступицу 67,1 мм, максимальная нагрузка на диск не более 900 кг.
Советы по подбору дисков После того как вы определились с видом и дизайном выбранных дисков, очень желательно проверить такие диски на автомобиле, перед тем как его сбортируют с резиновой шиной. Убедитесь, что диск хорошо прилегает к присоединительным поверхностям, свободно вращается и не выступает за габариты кузова. Проверьте соответствие числа и диаметра расположения отверстий крепления, а также диаметр, длину и шаг резьбы болтов (длина резьбы, которая вворачивается в ступицу при креплении колеса, должна быть не менее 6-7 полных витков). Особое внимание следует уделить полному соответствию сверловки, так как на ступицу с P.C.D. 100/4 на практике можно "натянуть" диск с P.C.D. 98/4 (98 мм от 100 мм на глаз не отличишь), однако в этом случае из всех гаек только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия "уведет", и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет "бить", кроме того, незатянутые гайки будут откручиваться сами собой. Параметры, на которые следует обратить внимание при выборе диска и резины Еще одним важным моментом является подбор правильных болтов или гаек для крепления конкретных дисков. Для правильного прикручивания литого диска к ступице необходимо, чтобы геометрия той части болта или гайки, которая контактирует при затяжке с металлом диска (фаска), совпадала с геометрией отверстия в диске. Возможные варианты фаски - "сфера" или "конус", поэтому к конкретным дискам следует подобрать болты или гайки с подходящей фаской. Так, толщина штампованного диска намного меньше литого, поэтому штампованные диски имеют всегда коническую фаску. Следует учитывать также, что болты для литых дисков из-за большей толщины диска, как правило, имеют и большую длину. Поэтому затяжка таким болтом диска-"штамповки" может привести к тому, что слишком длинный болт пройдёт сквозь ступицу и упрётся в детали тормоза. И наоборот - затяжка слишком коротким болтом литого диска может привести к тому, что диск будет держаться на двух-трёх витках резьбы каждого болта, в то время как нормальное крепление обеспечивается не менее чем пятью-шестью витками. Также следует помнить, что болты одинакового диаметра и длины могут иметь разную резьбу, например с шагом 1,5 и 1,75 мм (причем отличить их на глаз очень трудно). В случае несовпадения шага резьбы можно с усилием вкрутить пневмогайковёртом болты так, что потом придётся делать дорогостоящий ремонт ступицы колеса. Ну и, наконец, напомним, что достаточно важным вопросом является сохранение гарантии на автомобиль, так как покупка нештатного колеса взаимозаменяемого размера - достаточная причина отказать вам в гарантийном обслуживании автомобиля. Выясните в техцентре, осуществляющем гарантийное обслуживание, диски и шины какого размера разрешается ставить на вашу машину с сохранением гарантии. |
17.01.2013
Все статьи
Уход за колесами: обслуживание, хранение и эксплуатация
Автокосметика. Уход за стеклами, дисками, салоном
Выбираем диски для автомобиля
Размещение товарных предложений Личный кабинет