Выбор автоакустики Специалисты в области автозвука признают: выбрать головное устройство легче, чем акустику. С магнитолой что: подобрал конкретную модель, установил и хлопоты кончились. С колонками же сначала необходимо определиться с типом, потом с количеством, а потом долго и нудно экспериментировать с размещением в автомобиле. Иначе эталонного звука не добиться. Для тех, кто не ищет сложных путей, автопроизводители предлагают свой вариант планировки и выбора колонок. Так называемая аудиоподготовка есть сегодня даже в самых дешевых автомобилях. В машину установят 2 или 4 динамика, протянут проводку. Если машина бюджетная, то от штатных колонок ничего хорошего ждать не приходится. Новости по радио на них можно слушать, а вот воспроизведение музыки устроит лишь самых нетребовательных водителей. В машинах средней ценовой категории звук лучше, но не настолько, чтобы удовлетворить продвинутых меломанов. Так что в выборе автоакустики весьма актуальна поговорка: хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам.
Коаксиальные и компонентные Первая дилемма, с которой можно столкнуться при выборе автомобильных колонок, - их тип. Типов всего два - коаксиальные и компонентные. Коаксиальная колонка представляет собой «сборник» из нескольких динамиков, воспроизводящих звуки разных частот. В принципе так называемые широкополосники, колонки с одним динамиком, воспроизводящим весь диапазон, тоже можно отнести к этой группе, потому что по ценам и качеству звучания широкополосники ближе именно к коаксиальной акустике. Коаксиальная (слева) и компонентная (справа) акустика Коаксиальные колонки могут быть двухполосными, трехполосными и далее по количеству динамиков - вплоть до пяти. Каждая «полоса» получает свою часть звукового диапазона. В качестве разделителей сигнала применяются устройства под названием кроссовер. От его работы напрямую зависит качество звука, но именно на кроссоверах часто экономят производители бюджетной акустики. Если у дорогих моделей он может быть выполнен в отдельном корпусе, то у самых дешевых - вообще заменен конденсатором. В теории чем больше полос, тем лучше. Но на практике все зависит от характеристик конкретных динамиков. Давно доказанный факт - при равной стоимости колонок более качественный звук дадут те, у которых полос меньше. Компонентная акустика тоже построена на принципе разделения звукового диапазона на несколько динамиков. Вот только динамики в ней не собираются в одну колонку, а устанавливаются и работают независимо. Средне- и низкочастотные колонки называются мидбасами, а высокочастотные - твиттерами. Последние в народе именуют пищалками. Компонентная акустика дает больше возможностей в построении продвинутой аудиосистемы. В ней можно подобрать различные компоненты и настроить их взаимное расположение так, чтобы они передавали мельчайшие нюансы звука. Правда, дело это сложное и трудоемкое. Чтобы построить подобную систему, нужно хорошо знать матчасть, приготовиться к долгим экспериментам, а также иметь приличный бюджет. Но конечный результат сможет удовлетворить даже самого требовательного меломана. Коаксиальная акустика - своего рода компромисс. Она дешевле, ее легче монтировать, да и владелец лишен необходимости до миллиметра выверять расположение колонок. Звук при использовании коаксиальных колонок обычно хуже, но, если сделать все правильно, он тоже доставит удовольствие.
Размер и характеристики Акустика одна из немногих сфер, где размер устройства напрямую влияет на качество его работы. Чем больше у динамика диффузор, тем лучше он будет воспроизводить низкочастотные звуки. Оценивать размер колонки нужно только вместе с формой. Сегодня производители выпускают колонки двух основных форм: круглые и овальные. Сама по себе форма не дает никакого преимущества, но считается, что в овале легче расположить компоненты. Круглая акустика имеет размеры от 3,5 до 10 дюймов, самые популярные - 5,25 и 6,5. Овалы - от 4х6 до 7х10, классическим считается размер 6х9. Круги 4, 5,25 и 6,5 дюйма Кроме размера есть у акустики и другие характеристики. Стоит обратить внимание на: 1. Чувствительность. Чем она выше, тем чище звук будет у колонки. Максимальных пределов в теории нет, но считается, что показателя в 90-92 дБ уже достаточно для хорошей работы. Колонки в 84-86 дБ без дополнительного усилителя слышно не будет. 2. Резонансная частота (Fs). Этот параметр показывает, как колонка может справляться с низкими частотами. Как нетрудно догадаться, он особенно важен для мидбасов. В отличие от чувствительности у резонансной частоты обратная зависимость - чем меньше цифра, тем лучше результат. Оптимальным считается показатель в 60-70 Гц. 3. Общая добротность (Qts). Это показатель потерь при резонансе. Минимально допустимой считается общая добротность, равная 0,4, а рекомендуемое значение этого показателя находится в районе 0,7-0,8. 4. Импеданс. За этим словом скрывается показатель электрического сопротивления динамика. Обычно оно составляет 40 Ом, но может быть и больше. 5. Диапазон воспроизводимых частот. Минимальный диапазон, который умеют выдавать даже дешевые колонки, - 100-12 000 Гц. Самые продвинутые могут работать со звуками в диапазоне от 20 до 20 000 Гц.
Сабвуфер Сабвуферы бывают очень большими Как и во всех акустических системах, в автомобиле сабвуфер отвечает за воспроизведение басов. Использовать сабвуфер или нет - каждый решает сам. Как говорят специалисты, качественный звук «внизу» можно получить и без использования сабвуфера, но, если он все-таки присутствует, результат будет еще лучше. Сабвуферы делятся на две категории: активные и пассивные. Активные отличаются тем, что имеют встроенный усилитель. Для них не нужно ничего докупать и настраивать: подсоединил к головному устройству и все. У пассивных подключение гораздо сложнее. Сначала нужно подобрать усилитель, причем не абы какой, а по мощности совпадающий с сабвуфером, а потом все тщательно настроить. Трата времени и денег при использовании пассивных сабвуферов обычно компенсируется более высоким качеством звучания. По конструктивному исполнению сабвуферы бывают четырех типов: - Сlosed. Сабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус типа ящик или короб. Самый популярный тип сабвуферов. - Vented. Динамик сабвуферов этого типа не прячется в коробку, но имеет специальный фазоинвертор, служащий для настройки частотной характеристики в области низких частот. Конструктивно он выполняется в виде щели или трубки. Самые хорошие и дорогие сабвуферы. - Вandpass. Сабвуферы этого типа отличаются от вышеперечисленных тем, что динамик убран внутрь корпуса, а звук излучается через фазоинвертор. - Сабвуферы с пассивным радиатором. У этих имеется второй динамик, служащий для понижения общей резонансной частоты. Встречаются очень редко.
Установка Еще один важный критерий, на который стоит обратить внимание при подборе и покупке автоакустики, - последующий монтаж. Принцип, мы, мол, сейчас купим, что понравится, а потом будем думать, как это установить, может сыграть дурную службу. Приобретенные аксессуары встанут плохо или потребуют значительной перепланировки автомобиля. Чтобы аудиосистема выглядела гармонично, ее нужно спланировать заранее. Практически во всех машинах есть так называемые штатные места для колонок. Обычно их бывает два (спереди) или четыре (спереди и сзади). Лишь машины премиум-сегмента штатно предусматривают установку большего числа громкоговорителей. Штатные места удобны тем, что требуют минимальных усилий при монтаже: вкрутил три-четыре шурупа и колонка установлена. Эти места обычно грамотно и гармонично спланированы, и установленные в них динамики не будут выглядеть инородно. Переднюю акустику производители обычно предлагают размещать либо по углам передней панели, либо в передних дверях, заднюю - в задних дверях, на задней полке (если кузов - седан) или в боковой обшивке багажника (если кузов - универсал). Минусов у штатных мест тоже хватает. Обычно они очень маленькие. Чаще всего стандартные места рассчитаны под 10-13-сантиметровые колонки, что существенно сужает для владельца выбор - значительная часть хорошей акустики имеет больший диаметр. Кроме того, штатные места обычно спланированы там, где это удобно конструкторам, а не там, где этого требует хороший и чистый звук. Поэтому в действительно серьезных аудиопроектах колонки размещаются по специальному плану. Но просто расположить акустику, прикрутив ее к кузову, нельзя: каждая колонка должна стоять в специальном коробе или подиуме. На распространенные марки автомобилей подиумы можно купить уже готовые, но не факт, что они устроят автора аудиосистемы. В большинстве случаев подиумы нужно изготавливать - самостоятельно или на заказ. Это дорого, зато позволит разместить колонки там, где они будут звучать лучше всего. При изготовлении коробов и подборе акустики в штатные места нужно учитывать такой параметр, как монтажная глубина. Во-первых, могут быть чисто физические ограничения по размерам (например, установленный в дверь очень длинный динамик может мешать работе стеклоподъемника), во-вторых, существуют акустические параметры. Овалы лучше не устанавливать в двери, потому что для них там слишком малый объем свободного пространства. Для овалов самое оптимальное место на задней полке, где они могут работать с объемом багажника. Общие рекомендации мастеров автозвука по установке таковы: средне- и высокочастотную акустику располагать в передней части салона, низкочастотную - сзади; если ограничен бюджет, более мощную акустику устанавливать спереди; если колонок только две, то их устанавливать спереди. Пример радикального подхода к установке акустики Есть свои нюансы и в монтаже сабвуфера. Плюс в том, что низкочастотные звуки не имеют направленного действия, а значит, сабвуфер можно поставить в любую точку машины и его отовсюду будет слышно. Минус - сабвуфер самый большой компонент акустической системы и требует много места. Чаще всего его располагают в багажнике, но он значительно сокращает место для груза, и, если для водителя это критично, приходится искать другие варианты. Существуют сабвуферы, подготовленные для установки в нишу запасного колеса. Объем багажника они не скрадывают, но автовладелец остается без «запаски». Можно найти сабвуфер, пригодный для размещения под сиденьями, но это редкие и дорогие варианты. Самые отчаянные аудиоманы вынимают заднее сиденье и располагают сабвуфер на его месте.
Производители и цены Рынок автоакустики очень насыщен и разнообразен, а количество брендов переваливает за несколько десятков. Акустику выпускают как специализированные компании, так и гиганты электротехнической области. Популярностью пользуются следующие бренды: Adagio, Alpine, Blaupunkt, Boston, Cadence, Clarion, Hertz, Hyundai, JVC, Morel, Mystery, Pioneer, Premiera, Prology, Sony и Vegas. Пара дешевых коаксиальных колонок обойдется в 400-450 рублей, а вот верхней ценовой границы не существует: высококлассная акустическая система как бездонная бочка, она способна «освоить» самый большой бюджет. |
12.07.2011
Все статьи
Аудиосистема для автомобиля за 50 тысяч рублей
Аудиосистема для автомобиля за 25 тысяч рублей
Выбор аудиосистемы в авто при бюджете 10 тысяч рублей
Размещение товарных предложений Личный кабинет