3D-очки для домашнего кинотеатра Что есть 3D по сути, не вдаваясь в излишние технические подробности? Это желание зрителя, ибо мы рассматриваем в данной статье именно потребительские качества технологии, возможность максимально «вжиться» в картинку. Будь то компьютерная игра, фотография или кинофильм, нам хочется погрузиться в процесс целиком и полностью. Познать иллюзию глубины. При этом путать понятия 3D-графики и 3D-кинематографа не стоит, это принципиально разные вещи. История гласит, что самые первые наработки в данной области появились уже в начале двадцатого века. Кинематограф был немым и черно-белым, но всячески стремился стать к зрителю ближе, поэтому эксперименты с изображением не прекращались. Многие голливудские кинодеятели в двадцатых годах прошлого столетия так или иначе интересовались вопросами стереофильмов, но то оборудование было слишком громоздким, то хромала реализация, то элементарно не хватало средств на полноценное воплощение идей. Да и зритель предпочитал традиционные фильмы, мало интересуясь изысками. Первым и до сих пор жизнеспособным методом получения 3D-изображения на экране стал так называемый анаглифический метод. При этом стереопара обычных изображений кодировалась в цвете для левого и правого глаза отдельно. Для просмотра анаглифа требовались специальные очки, у которых вместо обычных линз были вставлены цветовые светофильтры (левый - красный, правый - синий, голубой или зеленый). Однако анаглиф, изобретенный в эпоху черно-белого кино, ему же и подчинялся. В первую очередь страдала цветопередача. Да и глаза человека, долго пребывавшего в таких очках, затем некоторое время не могли свыкнуться с «привычным» цветом реальности. Более прогрессивный метод появился почти одновременно с анаглифом, но широко используется и сегодня. Речь идет о затворных очках, которые применяются в технологии XpanD. Особенностью данного метода передачи изображения является использование инерционности человеческого зрения. И хотя сам принцип достаточно древний (впервые реализован в 30-х годах прошлого века), на сегодняшний момент он наиболее активно применяется в продукции для домашнего пользования. На экране чередуются изображения для обоих глаз, в то время как ЖК-заслонки на очках с высокой частотой сменяются, позволяя глазам видеть только то, что для них предназначено. Увы, недостатков у этого способа прилично: высокая утомляемость глаз, повышенная масса очков, жесткие условия хранения (только в вертикальном положении) и периодический эффект раздвоения изображения, когда объекты в кадре слишком быстро двигаются. Зато этим приборам, напичканным электроникой, не требуется специальный экран. Производители борются с недостатками по мере сил, с каждым днем создавая всё более совершенные модели. То, с чем сегодняшний зритель сталкивается в кинотеатрах, называется поляризационной технологией, при которой в кадре идет наложение двух изображений через специальные фильтры в проекторах. Соответствующие фильтры также установлены в 3D-очках, позволяя обрабатывать каждое изображение отдельно и создавать тот самый «невероятный» эффект объемности. Поляризация может быть линейной (IMAX 3D) или круговой (RealD Cinema). Разница в том, что при линейной зрителю не рекомендуется наклонять голову, иначе эффект теряется, в то время как круговая позволяет аудитории расслабиться и склоняться как угодно, на картинке это никак не скажется. Да, чуть не забыл, и экран в данном случае не простой, а золотой. Точнее, посеребренный. Это необходимо для недопущения деполяризации и компенсации потери яркости. При помощи технологии Dolby 3D можно, конечно, сэкономить на стоимости экрана. В данном случае в очках используются интерференционные фильтры, которые сортируют изображение по длине волн (красного, зеленого и синего цветов). Проблема в том, что сами такие очки отнюдь не дешевы. Да и эффект местами напоминает старые примитивные анаглифические очки. Итак, с технологиями вроде бы разобрались. Теперь приступим непосредственно к очкам. Понятное дело, что для похода в кинотеатр очки вам не потребуются, ведь их выдают прямо на входе в зрительный зал. То есть вы, конечно, можете приехать и со своим «самоваром», но особого смысла в этом нет. Разве что ваши личные очки лучше по качеству либо вы принципиально брезгуете. Причины, конечно, весомые, но главным поводом для покупки 3D-очков является всё-таки возможность использования трехмерных технологий в домашних условиях. Но спешить не стоит. Как я уже сказал, 3D-очки - это всего лишь посредник между вашими глазами и источником трехмерного изображения. Без 3D-монитора или 3D-телевизора очки - всего лишь бесполезная «шутка юмора». Другими словами, если вы напялите их и уставитесь в обычный телевизор, то ничего интересного не увидите. Совсем. Причина разочарования банальна. Двухмерный плоский телевизор не в состоянии транслировать объемную картинку. Да и трехмерный контент снимается не одной, а, как минимум, двумя камерами, что для того же телевидения на данном этапе непомерная роскошь. Конвертация же пока - процесс дорогой и не всегда обеспечивающий достойное качество. Купить те же анаглифические очки - проще пареной репы. Они поставляются в комплекте с некоторыми 3D-играми, стереокнигами и сами по себе. Два цветовых светофильтра позволяют разделить изображение для наших глаз, создавая иллюзию объема. К сожалению, качество этой «трехмерности» весьма низкое, ибо цветопередача сильно страдает из-за подавления остальных цветов. Стоимость этих очков, особенно в картонном исполнении, невелика (в пределах 200-400 рублей), некоторые умельцы мастерят их самостоятельно. Но, само собой, кино в них смотреть нельзя. Иначе выражение «сломать глаза» перестанет быть для вас метафорой. Итак, анаглиф отпадает. Что там с поляризационными очками? Спешу вас «обрадовать» - данная технология для дома тоже не предусмотрена. Только для кинотеатров. Причем независимо от метода поляризации, будь то линейная (смотреть только вертикально, иначе эффект пропадает) или круговая (она же циркулярная). Вся проблема в том, что к таким очкам требуется специальный экран, да и при передаче объема резко снижается яркость изображения (в районе 50 процентов). Что остается владельцам домашних телевизоров, оснащенных технологией 3D? Те самые очки с активным затвором. Первая опытная партия таких очков была создана еще в середине семидесятых, однако до серийного производства тогда руки не дошли. Сегодня же затворные очки являются самым популярным средством просмотра 3D-продукции дома. Если утрировать по максимуму, то работа затворов такова: пока левый глаз отдыхает, правый работает. Очки попеременно показывают нам изображения, которые транслирует монитор. Частота смены затворов весьма высока и привязана к частоте дисплея (от 80 до 160 герц, обычно 120, но может быть и выше), поэтому глаз этих «миганий» не замечает, в то время как содружество дисплея и очков обеспечивает иллюзию объема. При этом цветовая гамма и разрешение ограничены лишь аппаратными возможностями дисплея, что делает данные модели на сегодняшнем этапе развития трехмерных технологий самыми доступными по цене и оптимальными по качеству. К тому же затворные очки практически устраняют проблему «размытия» картинки, которая часто встречается в поляризационных очках. Недостатки у данных моделей, разумеется, присутствуют. В частности, цена. В отличие от своих анаглифических и поляризационных собратьев стандартные активные беспроводные 3D-очки от ведущих производителей обойдутся вам, как минимум, в три тысячи рублей. Раньше очки необходимо было подключать к источнику питания при помощи провода, теперь же многие модели оборудуются встроенным аккумулятором или батарейками, что значительно раскрепощает зрителя в плане свободы движения. Тем не менее слишком далеко удаляться от монитора нельзя, обычно в инструкции указана расчетная (максимальная) дальность просмотра. И аккумуляторы периодически нужно подзаряжать (для слежения за уровнем заряда на очках есть индикатор). Само собой, существует и привязка к конкретным моделям телевизоров. Попытки создать универсальные 3D-очки делаются постоянно, но пока что каждый производитель экипирует свои 3D-дисплеи очками собственного же производства. В марте 2011 года компания Panasonic, совместно с разработчиками технологии Xpan 3D, выпустила новый стандарт, который в ближайшем будущем позволит унифицировать оборудование разных компаний и обеспечить их совместимость с дисплеями других фирм-производителей. Что касается производителей, то их на российском рынке относительно немного. В Америке, до массивной популяризации 3D, основным держателем ведущих позиций являлась сама компания-разработчик Xpan 3D, которая поставляла очки как для кинотеатров, так и для домашнего пользования. С приходом «трехмерного бума» многие ведущие фирмы, такие как Sony, Samsung, Phillips, Sharp, Panasonic и даже вездесущие LG, самостоятельно занялись данной группой товаров. Если рассуждать в части ценовых категорий и ассортимента, то самый широкий модельный ряд в России у компаний Samsung и Panasonic (более ста различных моделей). Разброс цен внутри модельного ряда высок, от 2500 до 7000 рублей с хвостиком. При этом основными параметрами, влияющими на стоимость конкретного изделия, являются: дальность просмотра (как правило, несколько метров), длительность работы без подзарядки (в пределах нескольких часов), дизайн, наличие или отсутствие функции автоотключения (в случае отключения на телевизоре 3D-сигнала, что заметно продляет жизнь аккумулятору), максимальный угол обзора и комплект поставки (иногда очки идут парами, а также с приятным бонусом в виде диска с фильмом). И последнее. Несмотря на то что с каждым годом трехмерные технологии развиваются не только вширь, но и вглубь, т.е. растет не только количество 3D-контента (фильмов и игр), но и их качество, слишком уж увлекаться просмотром не стоит. Многие зрители и игроманы жалуются на неприятные ощущения после посещения 3D-сеансов и долгих вечеров у компьютера, что, само собой, сугубо индивидуально, но к этим ощущениям стоит прислушиваться. Шутить со зрением не стоит, ибо сложно оспорить тот факт, что просмотр фильмов в 3D-очках обеспечивает дополнительную нагрузку на глаза. Особенно на это стоит обратить внимание тем, кто уже и так ходит в очках или линзах. |
20.06.2011
Все статьи
Уткин Сергей 20.06.2011Есть еще один нюанс 3D технологий: люди, страдающие косоглазием объёмную картинку, скорее всего, не увидят. Проверено на себе - объема я не вижу ни в жизни, ни в 3D-кинотеатрах.
|
21.06.2011
Да, Сергей, согласен. Но при написании данной статьи в расчет брались "стандартные" зрители, страдающие максимум близорукостью или дальнозоркостью, хотя и эти дефекты зрения сказываются на общем ощущении от трехмерного изображения. Понятное дело, что при серьезных проблемах с глазами просмотр 3D лучше вообще исключить из программы развлечений, ибо никакой радости вы не получите, а вот головную боль и разочарование - запросто.
|
александр 20.12.2011добрый день я знаю существуют корректирующие накладки для 3д очков
расскажите возможно ли с такими накладками увидеть 3д |
Vlad 22.12.2011Статья в общем исчерпывающая, но LG анонсировала линейку телевизоров Cinema 3D, как раз там применяются поляризационные очкии, поставляются с телевизором аж до 6 штук! Как средний пользователь со средним зрением, сравнивал пассивную и активную технологию (правда пока в магазинах, мечтаю купить 3D телевизор, "кровь из носа", но 59" плазменную панель Samsung-возьму!) Вывод такой, активная технология лучше без всяких но ! Думаю LG в будущем проиграет, т. к. она собирается выпускать 3D, только с пассивной технологией...?
|
александр 22.12.2011насколько я знаю пассивная технология так сильно не нагружает глаза
|
Артем Левичев 16.07.2012Вообще-то у нас об этом и статья соответствующая написана, со всеми плюсами и минусами поляризационной и затворной технологий:
podberi-tv.ru |
миха 24.02.2018крутая статья. я понял все
|
Размещение товарных предложений Личный кабинет