Настольная игра «Зомбицид» Апокалипсис! Мутировавший вирус вырвался из лаборатории. Большинство людей на планете превратились в зомби. Немногие выжившие отчаянно борются за свою жизнь. Казалось бы, сюжет стар как мир, но сколько фильмов, сериалов и книг было создано на его основе. А теперь еще и настольных игр, ведь «Зомбицид» - своеобразный симулятор выживания в мире, населенном зомби. Пожалуй, это самая яркая игра, посвященная противостоянию людей и нежити. «Зомбицид» был выпущен в 2012 году. Разработчик, Guillotine Games, объявил о сборе средств на запуск проекта на «Кикстартере». Предложение оказалось настолько интересным, что сборы превысили минимально необходимую сумму в 39 раз. Поэтому одновременно с выпуском основной игры в продаже появились дополнения и эксклюзивные фигурки, которые ценятся в мире фанатов. Успех первой игры позволил в 2013 году запустить издателю второй сезон «Зомбицида», а также ряд дополнений. Россия, однако, отстает от графика выходов. В 2013-м была локализована оригинальная игра, а о выпуске второго сезона пока только ходят слухи.
Коробка и ее содержимое Не удивительно, что на «Кикстартере» игра быстро окупилась, ведь она предлагает просто великолепную комплектацию и полиграфию. Отдельные элементы достойны восхищения. Скажем, в игре представлена 71 пластиковая фигурка, из которых 6 - люди-персонажи, а 65 - зомби. Отрадно, что фигурки отлично детализированы. У людей и зомби можно различить лица и оружие, положительные персонажи выкрашены каждый в свой цвет, а зомби размерами и внешностью четко ранжированы по уровню. Причем даже монстров в игре не сделали единообразными, скажем, на 40 фигурок ходоков, самых слабых зомби, используется пять типажей. На механику и правила это не влияет, но играть разнообразными фигурками интереснее, чем одинаковыми болванками. Отлично сделано игровое поле. Оно представляет собой девять двухсторонних квадратов, которые нужно комбинировать и состыковывать. Графика поля впечатляет, да и функциональность на высоте - из 16 квадратов проектировать новые карты можно почти бесконечно. Радует и материал изготовления фрагментов поля. Толстый картон обещает быть очень долговечным. Про «мелочевку» и говорить нечего. В игре используется огромное количество фишек, жетонов, маркеров и указателей, полное перечисление которых затянется надолго. Отметим также 110 карт вещей, зомби и ранений, полиграфическое исполнение которых тоже на высоте, и шесть паспортов выживших, именно вокруг них и строится игровая модель.
Стартовый набор и условия победы Всего в коробке шесть персонажей, однако при желании дополнительные фигурки игроков можно докупать или проектировать своих героев, благо что паспорта персонажей двухсторонние и на обратной стороне есть возможность прописать нового игрока. За раз в игре участвуют от четырех до шести персонажей, причем игроки имеют возможность их распределять и выбирать. Перед началом игры каждый участник получает паспорт своего игрока, маркер опыта, который нужно установить на отметке «ноль», и случайным образом выбранное оружие. Все остальное для победы над зомби придется добывать уже в ходе игры. «Зомбицид» - игра, построенная на миссиях. Каждый раунд в ней базируется на сюжете, который обязательно содержит оригинальную карту, особые условия, дополняющие или отменяющие основные правила игры, а также способ победы. Он ограничен только фантазией разработчика сюжета, но обычно требуется либо сбежать всеми персонажами через выход в специальной точке, либо собрать все жетоны цели, либо прокачать какого-нибудь персонажа до максимального уровня. В инструкции к игре предлагается десять стандартных миссий, которые показывают, какой разнообразной может быть игра. В некоторых миссиях нужно спасать выживших (добравшись до жетона цели, люди получают в свою команду дополнительного персонажа), в других - собирать редкие съестные припасы, в третьих - ездить на автомобилях. Насколько разнообразна, интересна и сбалансирована миссия, зависит от ее разработчика. Десять представленных вариантов в правилах тщательно оттестированы и сомнений не вызывают, но в Интернете можно найти авторские миссии, которые бывают ничуть не хуже оригинальных. Сообщество фанатов перевело игру на самообеспечение - пройти все существующие миссии практически нереально, потому что постоянно кто-то придумывает новые.
Механика игры Главное и неоспоримое преимущество игры «Зомбицид» - ее реалистичность. Никто точно не знает, как люди бы сражались с зомби в случае апокалипсиса, но, скорее всего, именно так, как это представлено в игре (за исключением одного момента, о котором мы скажем ниже). Люди быстрее, сильнее и умнее зомби, но те берут не качеством, а количеством, большой группой нейтрализуя даже самых прокачанных персонажей. Причем получение опыта очень напоминает знаменитый принцип убегания от собаки (быстрее бежишь, быстрее догоняет) - чем больше ты убиваешь зомби, тем больше их появляется на каждом ходу. Это требует гибкого подхода к тактике. Убежать и перехитрить противника гораздо эффективнее, чем убить. Впрочем, если зажмут в углу, то вариантов нет - нужно рубить и стрелять всех подряд, ведь выживший умирает уже со второго укуса зомби. «Зомбицид» - это корпоративная игра, что логично, ведь в ней представлена классовая война людей против зомби. Убивать своих можно, а в некоторых случаях и нужно (например, персонаж самоотверженно жертвует собой, чтобы убежали другие), но это именно хитрый тактически ход. В обычной ситуации игрокам нужно координироваться и использовать единую тактику. Даже на легких миссиях выиграть в одиночку невозможно. Детально в игре проработана тема оружия. Оно делится на предметы ближнего боя и предметы дальнего боя. Логично, что первые могут уничтожать зомби, только когда они находятся в одной зоне с игроком, а вторые - могут это делать на расстоянии. У каждого оружия есть четыре параметра, которые обуславливают его специализацию: дальнобойность, сила, точность и массовость. Первый параметр показывает, на сколько зон действует данный предмет, второй - монстров какого уровня способен убить, третий - какой результат нужно выбросить на кубике, чтобы атака считалась успешной, четвертый - сколько монстров одной атакой можно убить. В зависимости от комбинации этих параметров разные виды оружия будут эффективны в разных ситуациях. Каждый персонаж получает некое стартовое оружие, но оно слабо и неэффективно. Другие предметы экипировки нужно находить, обыскивая комнаты. Это правило делает стратегию более сложной, ведь самая выигрышная тактика для людей - делать все как можно быстрее, пока зомби еще не очень много, а на обыск нужно тратить драгоценные действия. Каждый ход перед игроками возникает дилемма - либо задержаться и попытаться найти полезный предмет, либо убежать в безопасное место. Логично и то, что персонажи могут обмениваться оружием. Иногда бывает так, что у всей компании один крутой «ствол» на всех, но его передают по кругу и успешно обороняются от толпы зомби. Кстати, на оружие и инвентарь действует ограничение - не более пяти предметов, причем ранение игрока сокращает возможности нести вещи. Очень реалистично, что в руках персонаж может держать максимум два предмета, тогда как остальные у него находятся в резерве, при этом в ходу можно использовать только предметы, которые в руках. Залезть в поклажу и выхватить более удобное оружие, конечно, можно, вот только это занимает часть хода, который можно потратить на дополнительную атаку. Единственное нелогичное действие в игре связано как раз с оружием. Если игрок стреляет в зону, где находятся зомби и люди, то сначала убивает людей, а только потом нежить, что противоречит не только логике, но и математической вероятности. Скорее всего, это уступка балансу игры. По отзывам в Интернете фанаты пробовали играть без этого правила, но тогда победить зомби становится гораздо проще и игра перестает быть интересной. Фигурки героев В «Зомбициде» предусмотрена некоторая система «прокачки» персонажей, она довольно скромная, но все же есть. Набрав определенное количество очков опыта, игрок получает дополнительные способности. Всего уровней четыре. Забавно, что в правилах описано множество различных способностей, однако у приложенных к игре персонажей есть далеко не все. Остальные относятся к дополнительным и самодельным игрокам. Зомби в игре бывают четырех видов. Они отличаются скоростью и силой. Доподлинно неизвестно, сколько и какого типа нежити появится в начале каждого хода, что значительно осложняет жизнь игрокам. Однако благодаря тому, что зомби глупы, играть в «Зомбицид» можно без мастера, нежить ходит по очень простым правилам и для управления ею не нужен отдельный игрок. Разнообразие в игровой процесс призвано внести использование автомобилей. Они есть не во всех картах, однако очень многофункциональны. Машины можно обыскивать, использовать для быстрого передвижения по карте, а также таранить ими монстров. Правда, выживет ли нежить после наезда, решают кубики. Правила, описывающие использование автомобилей, опять напоминают, что игра очень реалистична. Так, в машину может сесть не более четырех человек, и у нее есть водитель, который получает очки опыта за задавленных зомби и расходует свой запас хода на езду. Важной особенностью «Зомбицида» является то, что играть в него могут от одного до шести человек. Если игроков менее четырех, то каждый из них управляет несколькими персонажами. В том числе возможна и сольная игра (нечастый случай в мире настолок). Играть одному в «Зомбицид» так же интересно, как и в компании. Тут нет фактора живого общения, который присущ групповой игре, зато и проблем с тактикой нет - все персонажи подчиняются воле одного игрока, что даже полезно для прохождения сложных карт.
Выводы «Зомбицид» резко ворвался в мир настольных игр и породил как массу поклонников, так и большое количество противников игры. Понять первых несложно - «Зомбицид» очень достоверная и атмосферная игра, которая дает возможность не только потренировать навыки в определении тактики и стратегии, но и прочувствовать мир постапокалипсиса. Бей, беги или убьют, выручай товарища, попавшего беду, потому что их очень мало, просчитывай каждый ход наперед и будь готов к неприятным сюрпризам. Немалую роль в атмосферности играет великолепное техническое исполнение игры, а большое количество дополнений в виде персонажей, карт или миссий позволяют «Зомбициду» очень долго не надоедать. Это мощное сочетание, которое затягивает. Неудивительно, что у игры так много фанатов. Самый главный монстр в игре Противники «Зомбицида» чаще всего сетуют на два фактора. Во-первых, игра очень дорогая. Понятно, что пластиковые фигурки и отличная полиграфия недешевы в изготовлении, но 4000 рублей - это весьма солидная сумма для настолки. Очень дорогие и дополнения. Во-вторых, в большой компании игра может показаться затянутой. Игроки ходят по очереди. После того как сделал свой ход, приходится ждать остальных, а потом еще и зомби, причем продумывать следующие свои действия в этот время особого смысла нет, в игре все очень быстро меняется. Как и любая корпоративная игра, «Зомбицид» подвержен так называемому перетягиванию одеяла, когда один игрок, наиболее активный, задает тактику, а другие просто ее механически воплощают, что совершенно неинтересно. Впрочем, это проблема игроков и конкретных компаний, а не механики игры. Тем более что никто не запрещает играть в усеченных составах (один-три человека), где такого фактора уже нет. В целом «Зомбицид» показался относительно сложной в освоении и детально проработанной игрой, которая хорошо погружает в мир постапокалипсиса. Она плохо подойдет людям, которые играют в настолки редко, не любят длительных партий и серьезно думать во время игры, зато это просто отличный выбор для больших компаний с постоянным составом опытных настольщиков, которые могут уделить игре 5-6 часов. Для такой аудитории даже стоимость в 4000 рублей - не преграда. |
19.03.2015
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра «7 самураев»
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Размещение товарных предложений Личный кабинет