Настольная игра «Мистер Джек» Детективные настольные игры в последнее время переживают бум - их на прилавках магазинов появляется все больше и больше, а разработчики придумали уже, пожалуй, все возможные варианты реализации игровой механики и стратегии. «Мистер Джек», который был выпущен еще в 2006 году, конечно, не родоначальник жанра, но игра, которая стала одним из катализаторов его популярности. У нее впоследствии появилось много клонов, вариантов, дополнений и продолжений (об этом мы расскажем в ближайшее время), а это самый верный признак успеха. Во многих играх жанра детективная составляющая поддерживается с помощью аркадного стиля. Перефразируя цитату из «Берегись автомобиля», можно сказать - ну, что за настольная игра обходится без погони: один убегает, другой догоняет. В «Мистере Джеке» тоже нужно поймать преступника, но перед этим его необходимо вычислить, и в этом самый смак игры. Поймать маньяка, когда известно, кто он, легко, а вот проверить всех подозреваемых и уложиться в отведенное время - уже сложно. Но интересно. Формально игра посвящена Джеку Потрошителю, знаменитому английскому маньяку конца XIX века, личность которого так, кстати, до конца установить и не удалось, но дальше в игре намешано много чего. Среди персонажей даже появляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон, которые, как известно, хронологически были чуть позже. Впрочем, это совсем не смущает.
Компоненты игры «Мистер Джек» - игра относительно небольшая и компактная. Поставляется в плотной коробке средних размеров, но компонентов содержит в себе немного. Главный из них - игровое поле, которое представляет собой квартал Уйатчепел, где и разворачиваются события. В квартале есть улицы, здания, фонари, люки и полицейские участки. Поле хоть и складывается в четыре раза, но все равно определяет минимальный размер коробки. Остальные компоненты меньше. В игре участвует восемь персонажей. Комплект каждого из них состоит из двухсторонней фигурки с пиктограммой, карты хода и карты алиби. Из других компонентов только элементы карты - фонари, люки, полицейские участки, а также маркер хода. Стартовая раскладка Качество изготовления компонентов впечатляет. Фигурки игроков и маркер хода наклеены на очень толстые деревянные кругляши, карты хода и алиби напечатаны на очень толстом картоне, а другие элементы лишь немного отстают по толщине. Запас прочности поражает, даже сложно представить, каков ресурс игры и сколько партий этот комплект может выдержать. Это хорошо для контор, которые дают настольные игры в прокат, но для домашнего использования показалось слишком. Высокий ресурс сказывается на себестоимости, ведь очень качественные элементы дороже в изготовлении, но для домашних посиделок его израсходовать почти невозможно. Нам кажется, что было бы лучше, если бы игра была чуть менее живучей (в разумных пределах, конечно), но при этом стоила дешевле. Ведь нынешняя цена в 1600 рублей для игры со столь малым количеством компонентов - это не так уж и дешево. Долгая раскладка игре не требуется, нужно лишь подготовить карту и определиться, кто из игроков будет играть за детектива, а кто за Джека Потрошителя. «Мистер Джек» - игра строго для двух игроков: в этом и ее преимущества, и ее недостатки.
Механика игры В правилах рекомендуется прочитать эти сами правила полностью, первую игру вести подсматривая, а со второй партии обходиться вообще без правил, потому что и так все будет понятно. Учитывая объем и некую замороченность отдельных элементов, это казалось нереальным, но на практике все так и получилось: уже вторую партию мы играли без правил и вопросов не возникало. Понятность и усваиваемость на очень высоком уровне, игру можно рекомендовать для детей от 9 лет, она не будет для них слишком сложной. Правда, тематика, конечно, не детская... Шерлок Холмс тоже может оказаться преступником Как мы уже отмечали, «Мистер Джек» - игра строго для двоих игроков. Не трудно догадаться, что их цели противоположны: Джеку для победы нужно остаться непойманным, а детективу - отловить преступника. Обе задачи реализуются в рамках одной механики, а победителем станет более хитрый и более расчетливый игрок. Важным нюансом является то, что игра предполагает фиксированную раскладку, то есть каждый раунд начинается с одной и той же позиции. Опытным игрокам это позволяет делать «домашние заготовки» - серию первых, тщательно продуманных ходов, но количество возможных вариантов так велико, что спланировать всю партию наперед не получится, в любом случае придется импровизировать и думать над каждым ходом. Всего в игре восемь персонажей, каждый из которых может быть и сыщиком, и преступником. В самом начале партии игрок, который выбрал сторону Джека, тянет карту алиби, и тот, кто на ней указан, будет преступником в этом раунде. Детектив эту карту, конечно, не видит, перед ним восемь подозреваемых, среди которых нужно вычислить и отловить того самого Джека. Кем? Это неважно, произвести арест может любой из семи оставшихся хороших сыщиков, главное - быть уверенным в том, кто преступник. Персонажи под подозрением Персонажи невиновны Весьма затейливо в «Мистере Джеке» реализован механизм хода персонажей, оба игрока могут ходить всеми, в зависимости от своего выбора. Очередность ходов жестко расписана. Раунды делятся на четные и нечетные, в начале каждого нечетного карты игроков перемешиваются, и из них случайным образом выкладываются четыре. Значит, эти персонажи будут ходить в этом раунде, а оставшиеся четыре - в следующем. В какой конкретно последовательности персонажи ходят, решают игроки. Это чем-то похоже на деление по командам перед уроками физкультуры в школе. В нечетном раунде первым выбирает детектив, потом два раза выбор делает преступник, и наконец оставшимся персонажем ходит детектив. В четных раундах все с точностью до наоборот. Сам ход состоит из перемещения по полю и использования дополнительного свойства персонажа. Механизм хода очень простой, но задает бездну аналитической работы для игроков. Уже с первого раунда понятно, что недостаточно просто выбрать самого перспективного персонажа из четверки: нужно предугадать, кого потом выберет оппонент и какой ход сделает. Просчитывание возможных вариантов увлекает, но заставляет усердно думать над каждым ходом. А учитывая многовариантность каждого хода как по перемещению персонажа по полю, так и по применению дополнительной способности, объем информации для анализа очень велик. Фонарик доктора Ватсона обозначен стрелкой За детективную составляющую в игре отвечает механизм свидетелей. После каждого хода нужно определять, какие персонажи «засвечены», а какие нет. «Засветка» происходит в трех случаях: если персонаж стоит около фонаря, если персонажи стоят на соседних клетках и если на персонажа светит фонариком доктор Ватсон (это у него дополнительная способность такая, причем фонарик светит всегда и выключить его невозможно, но можно направлять в разные стороны). В конце каждого раунда игрок, который отвечает за Джека, проверяет «засветку» и говорит, «засвечен» преступник или нет. Дальше включается банальная логика. Если преступник «засвечен», то все персонажи, которые в этом раунде были «незасвечены», уже не могут быть преступником. И наоборот, если Джек «незасвечен», то с «засвеченных» персонажей снимаются все подозрения. Удобно, что детективу не нужно запоминать, кто в каком раунде подтвердил свою невиновность. Если математически доказано, что персонаж не может быть преступником, его фигурка переворачивается. На противоположной стороне точно такой же рисунок персонажа, но черно-белый, так детектив не перепутает. Исключенный из списка подозреваемых персонаж не прекращает игру и ходит наравне со всеми. Кроме того, он может произвести арест Джека. Карты персонажей Банальная логика подсказывает, что Джеку для победы нужно держать персонажей «незасвеченными», чтобы они могли дольше сохранить инкогнито, а детектив, наоборот, всех должен вести на свет. Но в реальности такая тактика не работает, а более успешной оказывается противоположная. Джеку гораздо проще и легче каждый ход стараться «засветить» всех персонажей, ведь если все будут освещены, это не уменьшит количество подозреваемых и осложнит работу детектива. А вот игрок, который играет за детектива, должен сделать так, чтобы персонажи оказались поделены, и тогда он часть сможет исключить из списка подозреваемых - полная «засветка», как и полная «незасветка», ему не принесет никакой пользы. Если Джек говорит, что преступник «засвечен», то на стол кладется специальная карта белой стороной вверх, если говорит, что «незасвечен», то черной. Черные раунды отличаются от белых тем, что в них у Джека есть возможность сбежать. Это один из трех вариантов победы преступника, но не самый популярный. А все из-за тактики. Мы уже сказали выше, что для Джека самой выигрышной является тактика повальной «засветки». Это помогает ему сохранять максимальное количество подозреваемых, но не дает возможность пользоваться таким инструментом, как побег. Можно, конечно, рискнуть и постараться уйти в тень, но проблема в том, что за один ход побег спланировать почти невозможно (только если детектив ошибется), а за несколько ходов «незасветки» все тайное за столом станет явным. Помимо математического есть еще психологический способ вычисления преступника. Детектив смотрит за ходами Джека и может их анализировать. Кого он решил спасти в критический момент? Кто как бы невзначай «прогуливается» около мест возможного побега? С какой логикой перемещаются фонари и закрытие люки? Грамотно ответив на эти вопросы, вполне реально вычислить преступника и без «засветки»-«незасветки». Другое дело, что грамотный Джек тоже это понимает, и некоторые его действия могут оказаться блефом. Поди разбери что где, но это только добавляет игре колорита и атмосферы. Инспектор Лестрейд управляет полицейскими участками Самый реальный способ победить для Джека - продержаться восемь раундов непойманным. Третий вариант его победы - ошибка детектива: если он попробовал произвести арест, но арестовал невиновного, то Джек автоматически выигрывает. Детектив оказывается победителем только в одном случае - если арестует преступника. Для этого его нужно вычислить и догнать любым другим персонажем. Нам показалось, что роли не очень сбалансированы и детективом выиграть чуть легче, чем Джеком. Все-таки продержаться восемь раундов сложно, детективу достаточно раскрывать по одному персонажу в ход (а это не так уж и сложно), и ему хватит времени, чтобы вычислить преступника. Кроме того, на стороне детектива играет Шерлок Холмс, у которого дополнительная способность - карта улик. Взяв эту карту, детектив может исключить одного подозреваемого, да причем так, что сам Джек об этом знать не будет. Это не значит, что за преступника выиграть в «Мистере Джеке» невозможно, просто сделать это чуть сложнее.
Выводы По ходу тестовых партий «Мистер Джек» вызвал у нас ассоциации с... шахматами. А что, игра строго на двух человек, нужно не просто продумывать каждый ход, а разрабатывать длительную многоходовую стратегию, жесткое стартовое поле, которое позволяет готовить «дебюты», даже перевес среди игроков (в шахматах белыми выиграть чуть легче). Для «Мистера Джека» это очень лестное сравнение. По уровню вовлеченности в процесс и необходимости думать эта игра не уступает самой древней мировой настолке. Правда, уступает кое в чем другом. Не самой сильной стороной «Мистера Джека» оказалась реиграбельность. Да, вариантов хода масса и можно придумывать очень остроумные комбинации, но принципиальных средств достижения успеха не очень много. Гни свою тактику и победишь, но это рано или поздно приедается. Однако если не играть каждый день, то игра вполне заслуживает место в домашней коллекции. Для двух человек это хорошая интеллектуальная дуэль, которая может быть и веселой, и содержательной. Когда не получилось собрать большую компанию, это интересный способ провести время.
За предоставленную для обзора игру благодарим магазин «Мосигра-Воронеж» |
02.12.2016
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра «7 самураев»
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Размещение товарных предложений Личный кабинет